Установка первого в мире памятника Рудольфу Нуриеву

Установка первого в мире памятника Рудольфу Нуриеву

Фото: «БИЗНЕС Online»

В Уфе могут переживать и кусать локти, но факт остается фактом — первый в мире памятник великому танцору Рудольфу Нуриеву появился не в его родном Башкортостане, а в столице Татарстана, где он был всего лишь дважды незадолго до смерти. «Летающего татарина» в бронзе отлил вездесущий Зураб Церетели, а профинансировал проект бизнесмен Рустэм Магдеев. У городских и республиканских властей были разные мнения относительного того, где должен стоять монумент, но в результате Нуриев логично «поселился» возле театра им. Джалиля, куда он, собственно, и приезжал в 1990-е. Вот только застывший в полете выдающийся артист почему-то заглядывает в здание казанской оперы не с парадного подъезда, а с заднего входа, порождая массу шуток и спекуляций. Впрочем, последнее не отменяет того, что появление памятника Нуриеву стало важным событием года для Казани.

Иммерсивная постановка «Анны Карениной»

Иммерсивная постановка «Анны Карениной»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Любое упоминание иммерсивного спектакля «Анна Каренина», с осени регулярно идущего в доме Ушакова — бывшем центральном загсе Казани, неизменно вызывает бурю эмоций у комментаторов «БИЗНЕС Online». Делятся они на две неравные группы. Меньшинство — это те, кто уже сходил на «Каренину» и чаще всего остался в полном восторге. Причем это касается как непосредственно связанных с искусством людей, так и театральных неофитов. Большинство — это те, кто первый в столице Татарстана иммерсивный спектакль еще не видел (за один показ дом Ушкова может принять 100 с небольшим зрителей). Они возмущены ценами на билеты (3,5 тыс. рублей), переживают за «глумление» на классикой и судачат о родственных связях авторов шоу. Между тем успех проекта фонда «Живой город», во главе которого стоят режиссер-постановщик Диана Сафарова и продюсер Инна Яркова, очевиден — два с половиной десятка актеров, большой технический и административный персонал представили совершенно новый для Казани вид культурного досуга, почти обреченного на успех у образованной и одновременно платежеспособной публики.

Нурбек Батулла получил «Золотую маску»

Нурбек Батулла получил «Золотую маску»

Фото: ©Владимир Вяткин, РИА «Новости»

Министерство культуры РФ, как известно, недавно вышло из состава учредителей «Золотой маски», но своей государственной премии пока так и не создало. Так что ЗМ продолжает оставаться фактически единственным, пусть и спорным, мерилом качества театрального продукта. Довольное долгое время Татарстан был на обочине этого праздника жизни, но в 2018-м случился настоящий порыв. Главный из них — танцовщик и хореограф 30-летний Нурбек Батулла стал обладателем «Золотой маски» за спектакль «Алиф» в номинации «Балет – современный танец/мужская роль», опередив артистов балета из лучших театров страны. Батулла стал настоящим национальным героем из мира культуры, но теперь у него появился молодой конкурент — 27-летний Айдар Заббаров, поставивший в театре им. Камала спектакль «Тормышмы бу?» («И это жизнь?»), который заявлен сразу в 6 номинациях «Золотой маски – 2019». А сам режиссер теперь официально — главная надежда татарского театра. Наконец, дополняет картину еще один проект вышеупомянутого фонда «Живой город» — опера «Сны Иакова, или Страшно место» питерского композитора и режиссера Александра Маноцкова, которая была показана в Свияжске, рассказывает об острове-граде, а теперь получила три номинации на «Золотую маску».

Проведение первого Качаловского тетатрального фестиваля

Проведение первого Качаловского тетатрального фестиваля

Фото: «БИЗНЕС Online»

Художественный руководитель и директор театра им. Качалова Александр Славутский, несмотря на свой поистине уникальный лоббистский талант, не один десяток лет «пробивал» в высоких кабинетах организацию своего фестиваля. И вот в 2018-м у него получилось, и бюджетные 10 млн рублей были потрачены явно не напрасно. Культурную жизнь города украсили спектакли театра им. Вахтангова, театра им. Ленсовета и Небольшого драматического театра из Москвы и Санкт-Петербурга. И пусть на спектакль выдающегося режиссера Юрия Бутусова по причине дороговизны не продали много билетов, так что целые ряды в партере заняли артисты казанских театров с контрамарками, и пусть на «Грозу» в постановке худрука Воронежского камерного театра Михаила Бычкова, не разобравшись, что речь не идет о классическом Островском, учителя привели 8-классников, ржавших над тем, как Катерина из советских 1960-х страдает от любви в рейсовом автобусе, все равно первый Качалов-фест не оказался комом и требует продолжения. Пока речь идет о том, что фестиваль будет проходить раз в два года.

Съемки фильма «Зулейха открывает глаза»

Съемки фильма «Зулейха открывает глаза»

Фото: «БИЗНЕС Online»

И все-таки связь теперь уже знаменитого романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» с Татарстаном разорвать нельзя, несмотря на многочисленные разговоры о том, что в этой книге татары выведены как-то не так. Сначала «Зулейху» перевели на татарский, а теперь и съемки сериала, о котором мечтали Яхина и Чулпан Хаматова, также проходят в нашей республике. Спецпоселение Семрук из романа воссоздано в Лаишевском районе, а одним из его гостей уже был президент РТ Рустам Минниханов. Ну а казанцы наверняка помнят, как в один из уик-эндов в начале октября улица Кремлевская вдруг превратилась в поле брани — там снимали оборону города от белочехов. Помимо возможного появления нового туристического магнита в Лаишевском районе (Семрук должен сохраниться и после съемок), власти РТ, работая с киношниками, делающими продукт для центральных телеканалов, демонстрируют столичным компаниям, как выгодно снимать фильмы в Казани и окрестностях.

Премьера оперы «Сююмбике»

Премьера оперы «Сююмбике»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Премьера оперы «Сююмбике» Резеды Ахияровой на либретто Рената Хариса, о которой говорили вот уже несколько лет, бесспорно, стала одним из главных культурных событий года в республике самим фактом реализации этого проекта. Отношение к национальному искусству немного свысока — типичная черта многолетнего руководителя казанской оперы Рауфаля Мухаметзянова. Он почему-то уверен, что джентльменский набор названий любого из провинциальных театров оперы и балета («Травиата», «Риголетто», «Кармен»), помноженный на посредственный уровень вампучных постановок, — это и есть то, чем должен жить современный оперный театр. Но «Сююмбике» все-таки прорвалась, хотя после двух шумных аншлаговых постановок в сентябре следующих показов спектакля режиссера Юрия Александрова придется ждать аж до апреля.

Первый фестиваль Бориса Березовского в Елабуге

Первый фестиваль Бориса Березовского в Елабуге

Фото: «БИЗНЕС Online»

Культурная жизнь Татарстана не ограничивается событиями в ее столице. В этом году особенно отличилась Елабуга, где в формате open air прошел первый фестиваль знаменитого пианиста Бориса Березовского. Идею феста высказал сам Березовский, ее подхватила директор местного музея-заповедника Гульзада Руденко и поддержал глава района Геннадий Емельянов. В итоге в один из уик-эндов июля в Елабуге, с пятницы по воскресенье, несколько тысяч человек слушали классическую музыку (от того же Березовского или виолончелиста Александра Князева), которую дополняла авторская песня от Татьяны и Сергея Никитиных или, к примеру, художественное слово Александра Гордона. В общем, праздник удался на славу. Видимо, у елабужского музыкального фестиваля есть будущее.

Казань стала традиционным местом проведения гала-концертов фестиваля «Добрая волна»

Казань стала традиционным местом проведения гала-концертов фестиваля «Добрая волна»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Самое светлое и трогательное событие в нашем списке — очередной плод сотрудничества Казани со знаменитым композитором и продюсером Игорем Крутым. Сегодня его команда разрабатывает для столицы Татарстана план церемоний открытия и закрытия WorldSkills 2019, но этим Игорь Яковлевич не ограничивается. Теперь Казань — это еще и традиционное место проведения гала-концертов фестиваля «Добрая волна», где вместе со звездами российской эстрады на одной сцене выступают талантливые ребятишки с ограниченными возможностями. В этом году на проекте, задуманном Крутым и мэром Ильсуром Метшиным, к примеру, выступили Филипп Киркоров, Валерия и Сергей Лазарев, причем первый искренне поблагодарил организаторов за «возможность отойти от наших гламурно-светских вечеров».

Серия концертов Александра Сладковского со знаменитыми оперными певицами

Серия концертов Александра Сладковского со знаменитыми оперными певицами

Фото: «БИЗНЕС Online»

Среди традиционно многочисленных свершений за год Государственного симфонического оркестра Татарстана мы решили отдельной строкой выделить целую серию концертов Александра Сладковского со знаменитыми оперными певицами на сцене ГБКЗ им. Сайдашева. Начало было положено в марте, когда с «татарскими симфониками» выступила мировая звезда первого ряда Альбина Шагимуратова. Вслед за этим в рамках «Казанской осени» маэстро Сладковский представил казанской публике уже традиционный концерт с «лучшим сопрано Москвы» Хиблой Герзмавой, а затем с ведущей солисткой Большого театра Динарой Алиевой. Наконец, венчало «женский» год ГСО РТ долгожданное выступление Аиды Гарифуллиной спустя 4,5 года после знаменитого шоу в «Татнефть Арене» с Пласидо Доминго. Учитывая, что на 2019-й у оркестра Сладковского уже запланированы концерты с Ильдаром Абдразаковым и Василием Ладюком, возможно, следующий год получится более «мужским» в плане оперных солистов.

Выступление Аиды Гарифуллиной на открытии и закрытии Чемпионата мира по футболу

Выступление Аиды Гарифуллиной на открытии и закрытии чемпионата мира по футболу

Фото: ©Виталий Белоусов, РИА «Новости»

Строго говоря, чемпионат мира по футболу — событие пусть и планетарное, но все-таки не из области культуры. Однако сам факт того, что оперное сопрано из Казани Аида Гарифуллина фактически в одиночку представляла страну-хозяйку мундиаля-2018 на церемониях открытия и закрытия в московских «Лужниках», дорогого стоит. Именно такое лицо Россия показало всему миру — талантливое, красивое и… татарское. Гарифуллина спела с Робби Уильямсом на открытии и сольно на закрытии... и вот уже она известна всей стране, гламурные журналы называют ее «самым модным сопрано 2018 года», а билеты в первые ряды на сольный концерт с ГСО РТ в Москве доходят до 15–20 тыс. рублей. Карьера певицы продолжает стремительно развиваться: впереди, помимо обжитых площадок главных оперных театров Вены и Парижа, Метрополитен-опера и Берлинская опера.