Андрей Юдов – директор филиала в РТ ПАО «Ростелеком»Фото: Ирина Ерохина

«БЕСПИЛОТНИК, К КОТОРОМУ ВСЕ СТРЕМЯТСЯ, НЕ ПОЕДЕТ БЕЗ 5 

– Андрей Валерьевич, уходящий год был для  «Ростелекома» богат на события: ребрендинг, рекорд компании по количеству точек Wi-Fi для бизнеса. Какие главные итоги 2018 года?

– Пожалуй, главный итог заключается в том, что компания уверенно и органично развивается, предлагая новые сервисы, возможности и решения для клиента. Это важно, поскольку мы работаем на очень конкурентном рынке. Наши усилия рынок видит и реагирует – 2018 год мы закончили с показателями лучше, чем предыдущий. Следовательно, та квота доверия, которая есть к Татарстану, правильно реализована.

Уходящий год был богат на крупные события, в которых мы принимали самое активное участие: чемпионат мира по футболу – 2018, запуск 5G в Иннополисе, а также мы были исполнителями видеонаблюдения на выборах и ЕГЭ.

К слову, нашу площадку 5G в IТ-столице России лично инспектировал президент Татарстана. Мы наглядно показали, в чем принципиальное отличие 4G и 5G, поскольку для многих непонятна разница ответа сети на запрос с задержкой в 50 миллисекунд или 1 миллисекунду. Проще говоря, беспилотник, к которому все стремятся, не поедет без 5G.

Приятным завершением года можно считать призовые места команды «Ростелекома» на отраслевом чемпионате по стандартам WorldSkills в сфере информационных технологий DigitalSkills.

Минниханов сыграл в виртуальный футбол с использованием сети пятого поколенияФото: president.tatarstan.ru

– Один из новых сервисов в уходящем году ‒ приложение Wink. В чем его особенность?

– Сервис Wink ‒ это новый ОТТ сервис от «Ростелекома», который позволяет смотреть фильмы, сериалы и сотни телеканалов на любых устройствах: компьютерах, ноутбуках, планшетах, смартфонах и Smart TV. Благодаря синхронизации абонент может поставить на паузу фильм или программу, которую он смотрел в сервисе Wink на телевизоре или на другом устройстве в одной комнате и продолжить просмотр с того же момента, но уже в другом месте и на любом другом устройстве, на котором также установлено приложение Wink.

Выбор в пользу нашего нового телевидения очевиден: много интерактивных функций, которые реально удобны. Вы можете поставить на паузу программу, перемотать на нужный момент, записать трансляцию. Для любителей спорта это просто незаменимая вещь. Я, например, очень люблю снукер, но его показывают только ночью, поэтому записываю трансляции и смотрю, когда появляется время. Очень удобно.

«МЫ НЕ ИДЕМ В ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ, МЫ ЖИВЕМ В НЕЙ» 

– Также осенью ваша компания запустила проект «Ростелеком Лицей». В чем его задача?

– Основная задача ‒ сделать дополнительное школьное образование качественным, безопасным и доступным. На платформе представлен специально отобранный контент. «Ростелеком», как говорится, плохого не посоветует. Персональный куратор поможет выбрать программу развития ребенка и ответит на любые вопросы родителей. В личном кабинете сервиса можно отслеживать расписание занятий и успеваемость ученика.

Предоставлено ПАО «Ростелеком» (чтобы увеличить, нажмите)

Кстати, моя 16-летняя дочь отказалась от репетитора в пользу образования в интернете, потому что ей так удобнее. И в этом нет ничего удивительного, ведь новое поколение привыкло получать информацию удаленно, из гаджетов.

– Ребрендинг «Ростелекома» – тоже шаг навстречу новому поколению?

– Безусловно, новый дизайн должен привлекать новую аудиторию, но и при этом его задача – сохранить старую. Цвета нашего бренда стали ярче, так удобнее при работе со смартфона, буква Р теперь в виде веб-закладки. «Ростелеком» не хочет быть «трубкой», по которой кто-то пропускает интернет. Мы сервисная компания, которая ставит перед собой задачу – стать флагманом цифровых проводных услуг.

Отмечу, мы не идем в цифровую экономику, мы уже живем в ней. И проникновение идет в виде сервисов. Согласитесь, мало кто сегодня записывается к врачу в регистратуре поликлиники или платит штрафы в ГИБДД. Один из самых популярных ресурсов для жителей Татарстана – сайт госуслуг. Это огромная и мощная система, где постоянно появляются новые сервисы. И вся это цифровизация происходит в том числе благодаря «Ростелекому», на чьих мощностях все это работает.

– А как вы считаете, сколько еще будет жить телефония?

– Я думаю, что она нас всех переживет. Проводная связь будет существовать до тех пор, пока мы не сможем читать мысли друг друга. А в ближайшей перспективе столкнемся с тем, как привычные нам устройства заработают по-новому.

– Что вы имеете в виду?

– Биометрия шагнет в системы автоматического контроля доступа, и совсем скоро домофон вас будет пускать не потому что у вас есть магнитный ключ, а потому что он вас узнал. Кстати, если говорить о жилье – мы очень активно заходим в рынок новостроек и предлагаем застройщикам и управляющим компаниям систему умного учета: камеры, домофоны, приборы учета, которые сами отправляют показания. Это реальная экономия для жильцов и управляющей компании. Причем есть масса вариантов исполнения.

Кстати, биометрию мы одни из первых предложили рынку: в Татарстане у нас уже заключены реальные контракты с некоторыми крупными банками. Сбор биометрических данных уже начался, и это позволит клиентам в будущем воспользоваться банковским сервисом где угодно, не посещая офис. Мы и наши партнеры видим в этом продвижение кредитных услуг.

Являясь крупной компанией, мы работаем со всеми сегментами: B2С, B2B, госсектор. И в каждом из них мы предоставляем передовые решения. Одно из них – Big Data. Я бы сказал, что это новая валюта, которая будет дорого стоить, когда мы научимся четко ее сепарировать. Подобные данные способны повлиять на инфраструктуру города: изменить сеть автобусных перевозок, опираясь на данные по наибольшему территориальному скоплению людей. Также Big Data поможет понять, какие потребности появляются у человека, как только он покидает офис, банк, делая запросы через Всемирную паутину. Все это очень полезная информация, которую надо научиться собирать, обрабатывать и на ее основе предлагать удобные сервисы.

– Вы одна из немногих телекоммуникационных компаний, которая плотно работает с государственным сектором. В чем особенность заказов от правительства?

– Государственный сектор достаточно консервативен, но крайне требователен к исполнению задач. Более того, у них очень жесткая система проверки. Мы неоднократно реализовывали большие проекты для правительства, и самое главное достижение в том, что каждая из поставленных задач была реализована качественно и в установленные сроки. Это говорит о том, что мы умеем работать с государственной системой, где немало особенностей. Порой нам поступают нетривиальные заказы: создание закрытой сети, разработка системы электронного документа оборота. Все это позволяет госсектору работать на «цифре». И если раньше для отчета главе села нужно было гнать машину в город, то сейчас достаточно выйти на видеоконференцию. Это экономия времени и бюджетных средств.

– А видеоконференции первого лица государства тоже при вашей поддержке происходят?

– Мы традиционно являемся партнерами прямых линий Владимира Путина. Поэтому, когда вы видите прямые подключения со всех уголков страны, – это наша работа. Мы называем это «президентское качество».

Фото: Ирина Ерохина

«РОСТЕЛЕКОМ» – ТОТ САМЫЙ МИСТЕР, КОТОРЫЕ РЕШАЕТ ПРОБЛЕМЫ, А НЕ СОЗДАЕТ НОВЫЕ»

– В уходящем году вы предоставляли интернет для суперфинала турнира World Of Tanks в Казани. Вас выбрали из-за «президентского качества»?

– Это одна из причин. Но есть и другие: поддержка киберспорта – позиция нашей компании. Мы хотим, чтобы всем, кому интересно играть в интернете, были с нами. У нас есть магистральный ресурс, поэтому мы можем предложить геймерам именно тот сервис, который им нужен – высокие скорости и минимальный отклик.    

Более того, мы в партнерстве с разработчиками популярных игр предоставляем пользователям различные преимущества, такие как, например, уникальные танк и премиум-аккаунт в игре World Of Tanks.

Поддержка этих мероприятий на общероссийском уровне четко вписывается в нашу стратегию развития.

Предоставлено ПАО «Ростелеком»

– Насколько известно, ваша компания ведет переговоры о подключении к Data-центрам крупных промышленных предприятий. Насколько охотно на подобные предложения соглашаются производственники?

– Подключение к нашим центрам хранения и обработки данных (ЦОД) выгодно для предприятий, поскольку им не нужно тратить колоссальные средства на закупку мощностей для хранения информации. Уже есть успешно реализованные кейсы в Татарстане. Причем некоторые компании держат на наших мощностях свои вычислительные ресурсы.

Не секрет, что КАМАЗ ищет партнеров для строительства ЦОДа. Мы активно ведем переговоры. Есть и другие крупные заказчики, в том числе из оборонного комплекса, которые ищут подрядчиков на подобные проекты. Мы готовы и, самое главное, компетентны решать подобные вопросы, поэтому портфель таких клиентов растет.

– Проявляют ли коммерческие компании интерес к подобным проектам?

– Конечно. Причем у нас есть программа, по которой мы можем построить для предприятия всю IT-инфраструктуру под ключ на свои деньги, выступив в качестве инвестора, а клиент получит все это как сервис с абонентской платой. Таким образом, предприятию нет необходимости единовременно вкладывать значительные средства в покупку дорогостоящего оборудования.

Не стоит забывать о нашем «Виртуальном ЦОДе» – сервисе предоставления в аренду вычислительных мощностей, систем хранения данных и резервного копирования, размещенных на облачной платформе. Национальная облачная платформа имеет наивысший класс безопасности, позволяющий осуществлять хранение персональных данных, что подтверждается соответствующими сертификатами. При этом у «Ростелекома» сформировано целое кольцо ЦОДов для максимальной надежности бесперебойной работы.

– В этом году «Ростелеком» приобрел Solar Security – компанию в области информбезопасности. Можно ли сказать, что теперь ваши клиенты максимально защищены?

– Да, после покупки этого уникального актива услуги по защите информации от «Ростелекома» находятся на лидирующих позициях, поскольку Solar Security имела мировое признание. Я вам больше скажу: теперь не знаю ни одной компании, которая могла бы предоставить такой же пакет по защите данных в каждом регионе РФ, как «Ростелеком».

Причем мы предлагаем все, от обучения персонала и его проверки: можем устроить пробные DDoS-атаки с их последующим анализом до оценки действий персонала в момент атак.

Защита от DDoS-атак сейчас пользуется особой популярностью у коммерческого сектора. В случае атаки мы фильтруем весь трафик в систему нашего клиента, отсекаем «опасные» подключения. В наших силах заблокировать атаки до 5–6 террабит в секунду, это значительно превышает мощности самых крупных атак в мировой практике.

Буквально в ноябре «Ростелеком» зафиксировал и успешно нейтрализовал DDoS-атаку мощностью 450 Гбит/с, направленную на телеком-оператора Dtel.RU. По данным системы глобального мониторинга Atlas компании Arbor Networks за 2017 год, доля атак подобной мощности составила менее 0,001 процента! В среднем атака мощностью более 30–50 Гбит/c уже является серьезным испытанием.

При этом говорить о самостоятельной защите от подобных атак не приходится — это практически невозможно реализовать без потери легитимного трафика конечных пользователей защищаемого ресурса. Мы же отразили все атаки и спасли информацию. И я считаю, что так и должно быть. Клиент не должен думать или переживать, что кто-то пытается испортить ему жизнь. «Ростелеком» – тот мистер, который решает проблемы, а не создает новые.