С новым фирменным стилем, в новом здании и с новым директором — с таким багажом театр им. Кариева подошел к своей очередной круглой дате

артисты кариевского театра 7 лет не получают новых званий

С новым фирменным стилем, в новом здании и с новым директором — с таким багажом татарский театр юного зрителя подошел к своему 30-летнему юбилею. В субботний вечер здесь собрался культурный бомонд республики. Гостей встречал духовой оркестр Казанской консерватории, в центре фойе красовалась нарядная елка. Здесь же недавно обновили фотографии артистов, теперь выполненные в черно-белом стиле. 

По словам директора Кариевского театра Гузель Сагитовой, подготовка к юбилею началась сразу же после назначения ее директором в сентябре 2018-го: «Не хотелось, чтобы в связи со сменой руководства коллектив остался без праздника. Кто-то говорит, что 30 лет не юбилей. Я не согласна с этим. Для молодого коллектива 30 лет — важный срок. Тем более важно это именно для Кариевского театра — в коллективе чувствовалась какая-то  опустошенность и некоторый дисбаланс, недоверие, не было сплоченности. Процесс подготовки к празднику объединил нас всех — изо дня в день мы словно муравьи трудились в своем доме, занятые делом и общей целью. Была облагорожена прилегающая территория, проведен ребрендинг фирменного стиля, создан новый сайт, обновлено фойе, а творческая группа к юбилею подготовила своеобразный коллаж из фрагментов спектаклей».

По словам директора, специально для этого представления были сшиты одинаковые костюмы и куплены 34 пары танцевальных кроссовок. «Хотелось бы, чтобы в дальнейшем эта одежда служила своеобразной формой для репетиций. Приходя в театр, артисты снимают повседневную одежду и вместе с этим оставляют за порогом бытовые хлопоты и погружаются в мир театра», — отметила Сагитова в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Творческая группа подготовила к юбилею своеобразный коллаж из фрагментов спектаклей

К слову, именно в этих костюмах черного цвета артисты театра и представили специально подготовленную к юбилею постановку по сценарию Йолдыз Миннуллиной «Без шундый театр төзербез…» («Мы построим такой театр…») — микс из ярких полюбившихся зрителям спектаклей, среди которых — «Алмачуар», «Сак-Сок», «Супержених», «Необыкновенные ичиги», «Удивительное путешествие кролика Эдварда» и другие. Среди авторов спектаклей — Масгуда Шамсутдинова, Луиза Батыр-БулгариРкаил Зайдулла, Рабит Батулла и др. Некоторые из них были в этот день в зале. В одном из спектаклей неожиданно зазвучали песня дуэта «Аигел» «Буш баш, буш кесә» и рэп под музыку Эльмира Низамова.

Единственное, чего не удалось осуществить до юбилейного вечера, по словам директора театра, — это добиться новых званий для артистов. «Этот замысел не состоялся по независящим от нас причинам. Продолжаем надеяться на то, что к весне появятся приятные новости о присвоении кариевцам званий „Заслуженный артист Республики Татарстан“ и „Народный артист Республики Татарстан“», — добавляет Сагитова. Как оказалось, в последний раз звание артисту Кариевского театра было присвоено 7 лет назад — ныне ушедший из жизни Фанавил Галеев в 2011 году получил звание народного артиста Татарстана. Напомним, что сейчас, к примеру, главным хореографом театра служит обладатель «Золотой маски» Нурбек Батулла

Нурбек Батулла Сейчас, к примеру, главным хореографом театра служит обладатель «Золотой маски» Нурбек Батулла

«НАС, Женщин Директоров Театров, УЖЕ ПЯТЕРО!»

К своему юбилейному вечеру хозяева подошли нестандартно. Сначала зрители на протяжении полутора часов посмотрели постановку из отрывков самых ярких спектаклей и лишь после этого приступили к официальным поздравлениям с подарками. С юбилеем театр поздравили первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев и председатель союза театральных деятелей России Александр Калягин, правда, не лично. В поздравительном послании, которое зачитал председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев, первый президент РТ вспоминал, как они с первым режиссером театра Фаритом Хабибуллиным ходили вместе по Казани и искали здание. В итоге остановились на месте, где находился рабочий театр Алафузова в Кировском районе. Но после того как здание было признано аварийным, театр вновь остался без крыши над головой, и лишь в этом году он обрел свой собственный дом в центре Казани — в здании бывшего Дома офицеров. «Татарский ТЮЗ особо дорог нам тем, что он, словно ребенок, родился, рос и окреп на наших глазах. Несмотря на свою молодость, театр уже успел завоевать своего зрителя», — отметил Шаймиев и добавил, что миссия Кариевского театра чрезвычайно важна — воспитание молодого поколения татар: «Мне так нравится звучание — Кариев театры!»

Приветствие Калягина зачитала директор Дома актеров Эльмира Фатхуллина: «Татарский ТЮЗ вырос из театра-студии, который основал Фарит Хабибуллин в конце 1980-х годов. В те годы театры-студии появлялись по всей стране, но лишь немногие из них выжили, твердо встали на ноги и продолжают свою деятельность».

«Ваша судьба схожа на судьбу первой татарской театральной труппы „Сайяр“. Они тоже прошли через все эти трудности — у них не было своего здания, они тоже с трудом выезжали на гастроли», — отметил Валеев, представлявший на вечере руководство республики. Он вспомнил, как Хабибуллин сам таскал кирпичи, латал дыры, делал ремонт в здании театра. Со словами «я, как Дед Мороз, принес вам подарки» Валеев протянул пакет директору театра.

Разиль Валеев представлял на вечере руководство республики

Поздравить театр с юбилеем пришли также руководители всех татарстанских театров и другие гости: директор фонда поддержки развития культуры при президенте РТ Нурия Хашимова, писатели Рабит Батулла, Вахит Имамов, директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова, председатель союза писателей Татарстана Данил Салихов, поэты Ренат Харис, Роберт Миннуллин, директор Национального музея Гульчачак Назипова, композитор Резеда Ахиярова и другие. Директор Альметьевского театра Фарида Исмагилова отметила следующую тенденцию в Татарстане: «Я, как женщина, не могу не отметить, что наметилась такая тенденция — нас уже пятеро! Женщин — директоров театров!» Представитель Туймазинского татарского театра из Башкортостана был лаконичен, сказав только: «У вас красивый театр, красивая труппа, красивый директор». А главный режиссер русского театра юного зрителя Туфан Имамутдинов поздравил кариевцев «несколькими татарскими словами от русского ТЮЗа». Поздравить кариевцев пришли и легенды театра им. Камала Наиль Дунаев и Равиль Шарафиев. Последний, к слову, преподнес главрежу татарского ТЮЗа Ренату Аюпову личную шкатулку в виде сундука Фатимы Ильской, стоявшей у истоков профессионального татарского театра: жена Шарафиева выяснила, что Аюпов коллекционирует сундуки.

Выступая с ответным словом, Аюпов отметил, что труппа наконец-то подошла к юбилею единой командой, коллективом и пообещал, что 30-летие — это еще только начало и татарский ТЮЗ отметит еще и 300-летие, и 400-летие. Сагитова же процитировала Габдуллу Кариева, с которого и начинался татарский театр. Он сказал: «Мы такой театр построим, он будет вписан в историю золотыми буквами». «Это слишком большая ответственность. Для этого нужна огромная вера в свои силы! Но мы будем стараться, стараться быть преданными искусству, открытыми зрителю, быть в творческом поиске», — добавила она.

Принявший участие в юбилейном вечере в качестве зрителя председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин поздравил театр с юбилеем через газету «БИЗНЕС Online»: «Хочу поздравить молодежный театр от имени молодежи и пожелать коллективу, чтобы он и в будущем был таким же смелым, с такими же горящими глазами. Я очнулся только тогда, когда начались официальные поздравления — все это время я сопереживал актерам, они показали постановку из отрывков спектаклей такой широкой амплитуды — от драмы до комедии! От Кул Гали до Пауло Коэльо, от Луизы Батыр-Булгари до „Аигел“, от древних татарских инструментов до современной электронной музыки. Мне близко все то, что они показывают, может, потому, что театр является моим ровесником».

Равиль Шарафиев преподнес Ренату Аюпову личную шкатулку в виде сундука Фатимы Ильской, стоявшей у истоков профессионального татарского театра

«РУКУ ПОМОЩИ ЕМУ ПРОТЯНУЛ ТОГДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ «ГОСПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ» АЛЬБЕРТ КАМАЛЕЕВ»

Общепринятой датой рождения татарского ТЮЗа считается июль 1987 года, однако предпосылкой к его созданию стала организация в 1919 году детской театральной труппы в алафузовском «Рабочем театре». В 1932 году при областном комитете ВЛКСМ в Детском культурном центре силами режиссера и педагога Касима Шамиля открывается детский театр, просуществовавший два года. Позже, в 1949 году, татарский ТЮЗ вновь открыл свои двери для посетителей, а в состав труппы вошли выпускники ГИТИСа — Гаухар Камалова, Асия Галиева, Дэллюс Ильясов, Рафкат Бикчантаев и др. В этом составе театр просуществовал год.

Лишь третья попытка создания театра увенчалась успехом: 25 февраля 1988 года состоялась премьера спектакля «Суд совести» по произведению Диаса Валиева. 30 мая 1988 года решением исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов открывается хозрасчетный татарский театр-студия. 4 ноября 1991 года ему присваивается статус государственного театра, отныне он именуется «Казанским Татарским государственным театром юного зрителя». В 1996 году предоставляется дом Алафузова. В 2007 году ТЮЗу присвоено имя Габдуллы Кариева — актера и режиссера, заложившего основы профессиональной режиссуры татарского театра. В 2012 году из-за аварийного состояния здания театра Кариева в доме Алафузова татарскому ТЮЗу выделили новое здание — Дом офицеров казанского гарнизона. В 2015 году театр Кариева временно нашел убежище в одном из залов культурного центра «Экият». В конце марта 2018 года коллектив татарского ТЮЗа переехал в новое здание, в котором некогда размещался Дом офицеров.

Нуриахмет Сафин Своими воспоминаниями о становлении театра поделился один из старейших актеров театра, заслуженный артист России и народный артист Татарстана Нуриахмет Сафин

Своими воспоминаниями о становлении театра «БИЗНЕС Online» поделился один из старейших актеров театра, заслуженный артист России и народный артист Татарстана Нуриахмет Сафин. «Основоположником нашего театра был его первый режиссер Фарит Хабибуллин. До основания татарского театра-студии он служил актером в русском театре Ульяновска, заочно закончил режиссерские курсы Института искусств имени Крупской в Москве, потом режиссером в передвижном татарском театре (ныне — театр им. Тинчурина — прим. ред.). Но после разногласий с коллективом театра он уходит из театра и начинает преподавать историю студентам ПТУ в Караваево. Будучи творческим человеком, он интересуется и следит за театральной жизнью не только Казани, но и Москвы. Как раз в это время известный педагог и актер Олег Табаков открывает свою театральную студию. Вычистив подвал, где раньше хранился уголь, Табаков формирует дружную театральную семью из молодых актеров. Это было невиданным, шокирующим событием. Фарит Хабибуллин, вдохновившись этой историей, едет в Москву к Табакову, знакомится с его студией, возвращается в Казань и загорается идеей открыть здесь такую же татарскую студию. И, в общем-то, как человек, который не отказывается от своих мечт, не осталось ни одного порога, который он бы не обивал, со словами „открывают театральную студию, помогите“. Руку помощи ему протянул тогда председатель „Госпрофтехобразования“ Альберт Камалеев. Таким образом, найдя немного денег, Хабибуллин официально открывает свою театральную студию и начинает собирать актеров».

Специально для этого представления были сшиты одинаковые костюмы и куплены 34 пары танцевальных кроссовок

Первыми актерами его студии стали молодая семейная пара — актеры Мензелинского театра, перебравшиеся жить в Казань, Альфинур Хисамова и Зайтун Яркаев (сегодня оба популярные ведущие ТНВ — прим. ред.). Актеры репетировали в кабинете истории ПТУ, в котором он преподавал. «Тогда я тоже, уйдя из татарского передвижного театра, устроился директором клуба „Тасма“, — продолжает Сафин. — Тогда он меня нашел и пригласил в свою студию. Днем работаю в клубе, вечером бегу на репетиции в училище, где мы репетировали до полуночи-двух ночи. Все артисты весь день ждут меня. В то время по ночам общественный транспорт не ходил, после репетиций мы разбредались по домам пешком. По выходным репетировали в клубе „Тасмы“. Конечно, это доставляло определенные трудности, и в конце концов я уволился из „Тасмы“. Все невероятно обрадовались этому факту, поскольку мы начали репетировать днем. 25 февраля 1988 года мы уже выпустили свой первый спектакль по пьесе Диаса Валиева. Был аншлаг! Пришел сам Валиев, писатели, журналисты…»    

Первыми артистами театра стали Яркаев, Хисамова, Альфинур Фатихова, Гасиман Ширгазин, Карима Нуруллина, Мадина Сахибгареева, Фарит Хабибуллин, Земфира Хасанова, Рустам Фатихов, Алмаз Хамзин — их наш собеседник считает основоположниками татарского ТЮЗа. Позже к ним присоединился и будущий муфтий РТ Ильдус Файзов.

«Фарит Хабибуллин, чтобы повысить нашу квалификацию, повез нас в Москву — во МХАТ. После этого мы начали участвовать в различных фестивалях. Дальше он начал жить мечтой об отдельном здании для театра — в итоге мы переехали в бывшую конюшню дома богатого купца, жившего там до революции, на улице Островского, — продолжает Сафин. — Репетиционный зал был отделен от кабинета директора, бухгалтера и завхоза шторкой. Позже это здание отдали под общежитие. Помню, в одной из комнат нашего здания поселился прокурор, он с целью ремонта начал «КАМАЗами» возить туда стройматериалы. Прокурор не считал нужным посоветоваться с Хабибуллиным, делал все на свое усмотрение. Тогда наш директор, долго не думая, лег на пути следования «КАМАЗа», не дав ему проехать. Так и отстоял здание».