2018 год прошел под знаком Туполева. В этом году ему исполнилось 130 лет, 100 лет назад по его инициативе был создан Центральный аэрогидродинамический институт, полвека назад состоялся первый полет знаменитого Ту-144

«ЖУКОВСКИЙ ЗАРАЗИЛ МЕНЯ СТРАСТЬЮ К НАУКЕ»

— Валентина Иванова, можно ли как-то выделить Андрея Туполева среди других авиаконструкторов?

— Сравнивать в истории кого-то с кем-то вообще дело неблагодарное. Да и специалистом для этого надо быть недюжинным. Могу сказать только то, что Андрей Николаевич обладал каким-то особым чутьем в своей области. Рассказывают, что перед каждым испытательным полетом он приезжал на аэродром, шел вдоль взлетной полосы и останавливался в определенном месте. Здесь машина должна была отрываться от земли. Если это происходило не так, всегда находились причины, которые показывали: да, было что-то не в порядке. А в целом… Под непосредственным руководством и при личном участии Андрея Туполева было разработано 150 проектов, построено в металле более 100 типов самолетов, свыше 70 типов их модификаций строились серийно. На его самолетах было установлено 78 мировых рекордов и совершенно 28 уникальных перелетов. Что касается признания заслуг, то Андрей Николаевич — трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести государственных премий, генерал-полковник инженерных войск, действительный член АН СССР. Награжден 15 орденами, в том числе 8 орденами Ленина, а также 8 медалями Советского Союза. В 1970 году он был избран почетным членом Королевского авиационного общества Великобритании, годом позже — Американского института аэронавтики и астронавтики.

— Расскажите, пожалуйста, вкратце о его биографии.

— Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово Тверской губернии. После окончания Тверской гимназии в 1908 году он поступил учиться в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Механику в училище преподавал выдающийся ученый — профессор Николай Жуковский. Под его руководством здесь работал воздухоплавательный кружок, в который вступил и студент Туполев. Позднее Андрей Николаевич говорил: «Николай Егорович заразил меня одной из самых сильных страстей — страстью к науке». В кружке Андрей получил первый опыт конструирования летательных аппаратов: вначале — балансирного планера, а затем — самолета. Когда в 1910 году такой планер был построен, именно Андрею Туполеву посчастливилось совершить на нем полет через реку Яузу, вблизи Лефортовского парка. Полет длился всего несколько секунд, но произвел на него неизгладимое впечатление и навсегда решил судьбу будущего авиаконструктора. Для проведения экспериментальных работ студентами ИМТУ по проекту Жуковского была построена одна из первых в стране аэродинамических труб. Практическое руководство по созданию трубы осуществлялось Андреем Туполевым.

— Как учился и затем преподавал будущий авиаконструктор?

— В июне 1918 года Туполев защитил в государственной испытательной комиссии дипломный проект на тему «Опыт разработки гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах» и получил звание инженера-механика. Жуковский высоко оценил работу Туполева и рекомендовал его для подготовки к преподавательской деятельности. Андрей Николаевич сразу включился в учебный процесс и начал читать в училище основные курсы по воздухоплаванию. Потом, полностью перейдя на практическую работу по руководству проектированием и производством летательных аппаратов и морской техники, Туполев всегда уделял внимание подготовке молодых специалистов. Примечательный факт: под его руководством 6 декабря 1929 года выполнил и защитил свой дипломный проект будущий основоположник советской космонавтики Сергей Королев.

НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ТУПОЛЕВА

— Первым делом — самолеты?

— Не совсем. По предложению инициативной группы, возглавляемой профессором Жуковским, научно-технический отдел Всероссийского совета народного хозяйства 1 декабря 1918 года принял решение о создании российского авиационного центра — Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). К январю 1919 года сложился авиационный отдел ЦАГИ-АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство). Туполев был назначен товарищем (заместителем) председателя коллегии ЦАГИ и одновременно выполнял обязанности руководителя авиационного отдела. Так начался новый этап в жизни Туполева — проектирование и строительство авиационной техники.

Правда, до первых самолетов пришлось по заданию государственного комитета обороны освоить строительство сначала аэросаней (для транспортировки тачанок), потом — глиссеров (для прохождения по рекам, по берегам которых велись бои). Зато за это время вокруг Туполева образовался коллектив конструкторов, инженеров и квалифицированных рабочих, а также накопился опыт использования при строительстве заказных проектов деревянных и металлических конструкций.

— А когда же в его жизни появились самолеты?

— В 1922 году. Тогда, наконец, началась работа над созданием первого самолета АНТ-1. До войны самолеты, спроектированные и построенные в ОКБ имени Туполева, назывались АНТ («Андрей Николаевич Туполев»). С первого военного самолета, спроектированного и построенного в особом техническом бюро при НКВД СССР, все последующие его машины носят марку «Ту». Самолет был смешанной деревянно-металлической конструкции. Дело в том, что Андрею Николаевичу, убежденному, что будущее авиации — за легким металлом, пришлось вести длительную дискуссию с оппонентами, считавшими, что в России, имеющей богатейшие леса, главным материалом самолетостроения останется дерево. Пятилетняя дискуссия закончилась победой Андрея Туполева, и следующий самолет — АНТ-2 — был первым в России цельнометаллическим летательным аппаратом. Необходимый металл — кольчугалюминий — был изготовлен в Кольчугино Владимирской области, а Андрей Туполев по праву стал основателем цельнометаллического самолета.

«ОН ПРИЕЗЖАЛ НА КАЗАНСКИЙ ЗАВОД СТРОИТЬ САМОЛЕТ, НЕСУЩИЙ АТОМНУЮ БОМБУ»

— Туполев и Казань — что было общего в их биографиях?

— В 1930-х годах Туполев становится признанным в мире авиаконструктором, а разработанные в его ОКБ бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6 и АНТ-40 (СБ) составляли основу вооружения Красной армии. В стране и за ее пределами были известны и гражданские самолеты, а также самый тяжелый в мире агитсамолет «Максим Горький» — последний самолет с гофрированной обшивкой. В 1936 году Андрей Николаевич был назначен главным инженером и первым заместителем начальника Глававиапрома. Он много ездит по стране, интересуется ходом строительства новых авиационных заводов и реконструкций имеющихся. Побывав в Казани, он оценил проект, по которому возводился завод в нашем городе, как очень перспективный.

Андрей Николаевич не раз приезжал сюда, на казанский завод. После гибели авиаконструктора Петлякова 6 января 1942 года Туполев курировал самолет Пе-2, строившийся на Казанском авиационном заводе. Андрей Николаевич дважды приезжал в Казань и был в аэродинамической лаборатории КАИ, в 1941–1943 годах — единственной в стране. Здесь проводились испытания модели очередной модификации Пе-2. В апреле 1944 года он лично руководил испытаниями по исследованию спектров обтекания потоком воздуха крыльев и оперения самолета.

По результатам личных наблюдений Туполев выработал рекомендации по совершенствованию обводов самолета, в частности крыла. Они немедленно были внедрены в серийную машину. В 1947 году, когда Казанскому авиационному заводу поручили строить самолет Ту-4, Андрей Николаевич приехал в Казань и лично руководил завершающим этапом строительства первых самолетов этой марки. Это было вызвано тем, что Ту-4 строился в экстремальных условиях: нужно было в кратчайшие сроки спроектировать и построить тяжелый стратегический бомбардировщик для доставки атомной бомбы.

ИМЕНИ ВЕЛИКОГО КОНСТРУКТОРА

— Почему именно КАИ было присвоено имя Туполева?

— Ну история была такая. Сначала институту было присвоено имя Баранова. Баранов Петр Ионович был заместителем председателя наркома тяжелой промышленности СССР. Наркомом был Орджоникидзе. Баранов со стороны наркомата тяжмаша занимался строительством Казанского авиационного завода. Это он закупал лицензию на строительство, курировал завод. В 1931 году предприятие начали строить. Когда в 1932 году Баранов приехал в Казань посмотреть, как идут дела, тогда и возник вопрос об открытии в Казани авиационного института, который будет готовить для него кадры. Петр Ионович отправился в наш обком партии — и вопрос был решен. По возвращении его в Москву был издан соответствующий приказ по Глававиапрому наркомата тяжелой промышленности. Но документы эти до нас не дошли — руководителей обкома репрессировали, но приказ по наркомату все-таки остался. Так что 5 марта 1932 года считается днем рождения КАИ. Приказом было предусмотрено создать институт в составе двух отделений — аэродинамического и самолетостроительного. Дело в том, что университет чуть раньше уже стал готовиться к обучению будущих кадров для авиазавода. И аэродинамическое отделение в нем было создано. Когда это решение состоялось, студенты уже учились на третьем курсе. Они были переведены в новый институт. Это были теоретики, а новое самолетостроительное отделение готовило для авиазавода инженеров для непосредственного создания машин. Набор и ученый процесс осуществлялись на, так сказать, добровольно-принудительных началах, как и многое другое в стране тех времен. Ректор каждого казанского вуза получал задание провести соответствующую работу среди студентов и направить их на наиболее востребованные профессии.

Осенью 1933 года Баранов погиб в авиакатастрофе, когда летел на соревнования в Коктебель. В институте состоялся траурный митинг, а потом было принято решение просить правительство страны присвоить учебному заведению имя Баранова, что и было сделано. Институт довольно долго носил его имя — порядка 20 лет. Потом в стране, как известно, начались события, связанные с болезнью Сталина, повсюду искали врагов народа, в начале 1950-х в Казань приехала комиссия, которая приняла решение о снятии имени Баранова с КАИ. И только 17 мая 1973 года за большие заслуги в подготовке инженерных кадров для авиационной промышленности и в научно-исследовательской работе по проблемам этой отрасли решением Совета министров СССР Казанскому авиационному институту было присвоено имя выдающегося советского авиаконструктора, академика Андрея Николаевича Туполева. Как известно, всего две организации были удостоены этой высокой чести: ОКБ, которое Андрей Николаевич создал и которым руководил на протяжении 50 лет, и КАИ.

Его высказывание «Прогресс авиации обеспечивается коллективным трудом людей» со временем становится все более и более актуальным. Он прожил долгую (84 года) и нелегкую жизнь. Начал создавать первые свои самолеты на заре советской власти, получив от нее поддержку на начальном этапе своей конструкторской деятельности. Затем по «полной программе», с 1937 по 1941 год, прошел через сталинский ГУЛАГ, где были и годы тюремного заключения без права переписки и свиданий, и работа в ОКБ НКВД («шарашке») над военным бомбардировщиком Ту-2, и производство его в Омске под открытым небом, где в первое время не было ни завода, ни аэродрома.

Затем была реабилитация, работа над новыми самолетами, сначала с поршневыми, а затем с реактивными двигателями. Как и многие другие его сверстники — известные на весь мир конструкторы авиационной и космической техники, он не держал обиды на страну, а делал все, что было в его силах, для создания лучших в мире военных и гражданских самолетов. И в конце нашего разговора хочется привести его слова: «Нужно помнить свою историю и людей, с любовью ее делавших», — они им были выстраданы, их трудно переоценить.