Казань стала вторым российским городом, который принял у себя выставку «История легенды. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х» — экспозиция открылась в галерее современного искусства «БИЗON». О том, какие эксклюзивные материалы из архива Шемякина привезли в столицу РТ, почему пресс-секретарь президента РТ считает ее прорывной для этого выставочного пространства и что, по мнению министра культуры Татарстана, объединяет знаменитого художника и великого барда, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Казань стала вторым российским городом, который принял у себя выставку «История легенды. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х» — экспозиция открылась в галерее современного искусства «БИЗON»
ФИЗИЧЕСКИЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ ШЕМЯКИНА И ВЫСОЦКОГО
Широкому зрителю Михаил Шемякин знаком прежде всего по своим скульптурам: его «Памятник жертвам политических репрессий» — сфинксов с наполовину изъеденными до костей лицами — показывают почти всем туристам в Санкт-Петербурге, а памятник Петру I с непропорционально маленькой головой до сих пор вызывает споры. Однако Шемякин — художник разносторонний: и живописец, и график, и создатель театральных декораций и костюмов, и иллюстратор, и издатель, и даже звукорежиссер. А еще — друг Владимира Высоцкого, с которым у них сложился творческий диалог, физический и метафизический. Именно этой дружбе посвящена выставка «История легенды. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х», которую создал петербургский центр Михаила Шемякина. Выставку приурочили к 75-летнему юбилею художника и 80-летию со дня рождения поэта. Впервые ее показали в самом центре в январе, а теперь экспозиция, кропотливо собранная сотрудниками центра в фондах и архивах самого Шемякина, приехала в Казань.
Дружба двух великих русских творцов началась в Париже, куда Шемякин был выслан в 1971 году из СССР. В особняке сестры Марины Влади их познакомил Михаил Барышников, который позже исполнит пронзительный танец под «Коней привередливых» в голливудском фильме «Белые ночи». «Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это — навсегда. Ангелы наши, творящие и любящие Свет, Красоту и Справедливость, узнали друг друга, а духи бесшабашности, буйного отчаянного веселья и разгула, сидящие в каждом из нас, узнали друг друга тоже. Иногда Володя приезжал ко мне прямо из аэропорта, чтобы показать новые песни. Нас объединяло страстное желание обрести красоту и справедливость существования, возбудить это чувство в людях. Обоих била судьба, и потому особенно хотелось прорваться и найти все-таки свет истины», — пишет Шемякин в своей книге «Две судьбы», объединившей иллюстрации к стихам Высоцкого и воспоминания о нем. Действительно, казалось, сама судьба вела их друг к другу — изгнанный из страны нонконформистский художник и постоянно подвергаемый цензуре поэт и певец. Их встреча спровоцировала настоящий творческий вихрь, в котором находилось место новым стихам, песням, рисункам и даже попойкам, которые очень нервировали Влади. «Единственная ваша точка соприкосновения, за исключением таланта, — это любовь к диким попойкам», — писала жена Высоцкого в своей книге «Прерванный полет».
Именно Шемякин сделал первую профессиональную запись песен Высоцкого, для чего специально окончил курсы звукозаписи и купил очень дорогое оборудование
Однако, кроме взаимного вдохновения, их дружба приносила и практическую пользу — именно Шемякин сделал первую профессиональную запись песен Высоцкого, для чего специально окончил курсы звукозаписи и купил очень дорогое оборудование. «До этого существовали очень плохо записанные под звон бокалов и лязгание вилок песни, которые пел Высоцкий в компании. Шемякин, когда их услышал, был очень расстроен и решил выпустить серию пластинок. Она вышла на знаменитой французской студии Polydor. И вместе с ней появились первые иллюстрации к стихам. Все остальные иллюстрации были созданы гораздо позже, ближе к 2012 году», — рассказала «БИЗНЕС Online» куратор выставки, художественный руководитель центра Шемякина Ольга Сазонова. А Высоцкий, в свою очередь, подсказал художнику идею его знаменитой скульптуры Петра I — он снимался в фильме «Арап Петра Великого» и, будучи в мастерской у Шемякина в Париже, спросил: «Почему ты, скульптор по образованию, столько раз обращавшийся к образу Петра в графике, в живописи, не делал его скульптуру?» На что Шемякин ответил: «Я не знаю, как его изобразить». А Высоцкий взял в руку копию прижизненной маски Петра I (она тоже есть в экспозиции выставки), вскочил на скульптурный табурет и водрузил маску себе на голову.
Ольга Сазонова: «Мы открывали этот год в центре Шемякина в Петербурге 25 января, в день рождения Владимира Семеновича, когда ему исполнилось бы 80 лет, и завершаем его открытием выставки здесь, в Казани»
«ЭТОТ ПРОЕКТ НЕСЕТ В СЕБЕ ПОДЛИННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ»
«Мы открывали этот год в центре Шемякина в Петербурге 25 января, в день рождения Владимира Семеновича, когда ему исполнилось бы 80 лет, и завершаем его открытием выставки здесь, в Казани. Это очень важно, что весь юбилейный год мы объединяем одним выставочным проектом», — сказала на открытии выставки в галерее «БИЗON» Сазонова. Старт выставке дало театрализованное представление от актеров «Театра на Булаке» Айнура Низамутдинова и Эрика Галлямова, которые перевоплотились в молодых Шемякина и Высоцкого и через стихи, отрывки из книги «Две судьбы» и пластику воссоздали атмосферу Парижа 1970-х и рассказали историю взаимоотношений двух гениев: взаимовлияние, ревность Влади, последнее воспоминание…
Старт выставке дало театрализованное представление от актеров «Театра на Булаке», которые перевоплотились в молодых Шемякина и Высоцкого и через стихи, отрывки из книги «Две судьбы» и пластику рассказали историю взаимоотношений двух гениев
«Я тоже выросла в то время, когда песни Высоцкого знали все мои друзья, все мои близкие люди. Есть много фотографий, где Высоцкий и Шемякин вместе. Но мне нравится одна — где они сидят, как братья, обнявшись друг с другом. Они еще совсем молодые, и неизвестно, что будет дальше. Но уже видно, что это родство душ — две души нашли друг друга. Потому что для них творчество было жизненной потребностью — не способом зарабатывания денег или имени», — отметила на открытии выставки министр культуры РТ Ирада Аюпова. Она добавила, что и у Высоцкого, и у Шемякина есть качество, которое является доминантой в творческом пути любого гениального художника — стремление в любой ситуации иметь право сказать свое мнение, оставаться верным себе.
Ирада Аюпова: «Для них творчество было жизненной потребностью — не способом зарабатывания денег или имени»
Индивидуальность и смелость Шемякина выделяет и пресс-секретарь президента РТ Эдуард Хайруллин, который тоже стал гостем выставки. «До сих пор мы воспринимаем его творчество как свежий критический взгляд на то, что у человека внутри. Так случилось, что в воскресенье я оказался в центре Шемякина в Петербурге на Садовой, и здесь для меня — продолжение знакомства с художником, — поделился Хайруллин с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Выставка очень насыщенная и осмысленная, поэтому там для меня было начало, а здесь — мощное продолжение. Я считаю, что галерея мощно зазвучала именно с этой экспозицией, потому что это уровень международный, настоящий. Я всегда говорю, что нам не хватает таких ярких, насыщенных мазков современного искусства, которые уже становятся классикой».
Эдуард Хайруллин выделяет индивидуальность и смелость Шемякина
Хайруллину вторит и известный татарстанский фотохудожник и фотожурналист Фарит Губаев: «Казань наконец-то подтягивается до уровня европейских городов, потому что именно такие выставки делают честь любому европейскому городу, а Казани — тем более. Буквально недавно открылась после реконструкции галерея современного искусства, и этот маленький зал запросто кладет на лопатки галерею — экспозиция здесь в разы притягательнее и интереснее». По словам Аюповой же, татарстанскому и общероссийскому искусству не хватает духа просветительства: «Мы не совсем понимаем современное искусство сегодня. Такие проекты нужны для того, чтобы понять всю многогранность мира искусства, что творчество вообще безгранично и поиск — это очень важный аспект».
Генеральным инфопартнером выставки стала радиостанция «БИМ-радио». Ее генеральный директор Илона Зинатова подчеркнула, что считает важным живое общение с аудиторией: «Скорость потока информации в современном мире трансформировала восприятие реальности людьми. И это произошло не только у поколения, которое родилось в XXI веке, но и у людей прошлой эпохи. Когда в бесконечном инфопотоке теряется способность к глубокому осмыслению важных вещей, в том числе потребность в глубинном переживании художественных образов, когда в большинстве сфер нашей жизни происходит замещение реальности имитацией, мы считаем, что очень важно сохранять живое общение с аудиторией. И мы с радостью поддержали проект, который несет в себе подлинный художественный смысл, сохраняет и транслирует культурологический код русского эгрегора. Спасибо „БИЗНЕС Online“, министерству культуры за то, что у казанцев есть возможность прийти на эту уникальную выставку и соприкоснуться с работами двух выдающихся творцов своего времени. Это прекрасная возможность вырваться из повседневных будней, осмыслить важные жизненные категории, бытовые и философские, а также найти вдохновение для создания чего-то значимого и нужного для современных людей».
Фарит Губаев: «Казань наконец-то подтягивается до уровня европейских городов, потому что именно такие выставки делают честь любому европейскому городу, а Казани — тем более»
«ТВОРЧЕСТВО ШЕМЯКИНА АБСОЛЮТНО АКТУАЛЬНО ДАЖЕ СЕГОДНЯ»
Формат выставки «История легенды» во многом был предложен самим Шемякиным и был призван показать, насколько интересной была культура русского Парижа 1970-х годов. Он разделен на несколько смысловых блоков: серии «Чрево Парижа» и «Метафизические бюсты», рисунки к песням и стихам Высоцкого, фотографии из жизни Шемякина и Высоцкого в 1970-х годах в Париже, альманах «Аполлон-77». Отдельный стенд посвящен истории взаимоотношений Шемякина с русскими цыганами — для них, как и для Высоцкого, художник устроил сеанс профессиональной звукозаписи. «Помимо Высоцкого, Шемякин записывал еще и пластинки знаменитых русских цыган — Владимира Полякова и Алеши Дмитриевича, чувствуя, что это может уйти безвозвратно, он пытался сохранить и голос Высоцкого, и голоса этих великих цыган для потомков», — пояснила Сазонова.
Серия «Чрево Парижа» представляет собой серию рисунков, вдохновленных знаменитым одноименным парижским рынком. Тогда художник отказался от контракта с известной парижской галеристкой и ушел искать образы на улицу, где нашел этот рынок, который вот-вот будет закрыт. Больше месяца каждое утро он фотографировал жизнь рынка, всего сделав 5 тыс. снимков. Позже они превратились в знаменитую серию литографий, которые прославили Шемякина и вдохновили Высоцкого на создание стихотворения «Тушеноши». Деньги, вырученные от продажи литографий, художник потратил на издание альманаха «Аполлон-77» — памятника московскому и ленинградскому нонконформистскому искусству. На его обложке — человек в рамке из колючей проволоки, весь состоящий из нервов и с завязанным ртом, а внутри — произведения 55 авторов, неугодных советской власти: Эдуарда Лимонова, молодого Ильи Кабакова, Оскара Рабина и других.
В число выставленных рисунков к стихам Высоцкого вошли иллюстрации к произведениям «Райские яблоки», «Кони привередливые», «Охота на волков», «Мой черный человек» и другим. «Пространство галереи не позволило нам вместить все 42 рисунка (по годам жизни поэта), но мы смогли включить первые иллюстрации, которые были сделаны еще в 1987 году, плюс все иллюстрации к стихам и песням, которые были связаны с Шемякиным, посвящены ему, навеяны его рассказами», — пояснила куратор выставки.
Серия «Метафизические бюсты» выполнена в манере метафизического синтетизма. В 1967 году Шемякин создал художественную группу «Санкт-Петербург», в которой вместе с искусствоведом Владимиром Ивановым и сформулировал эту теорию, посвященную поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства, древних архетипических образов всех эпох и народов. Метафизический он потому, что намекает, отсылает к иным процессам, неподвластным нашему восприятию. А синтетизм — потому что художник при создании произведения наполняется разными культурами, близкими ему по духу. «Мне очень трудно в присутствии такого количества людей смотреть на эти произведения, потому что они вторгаются в интимную сферу, — призналась на выставке министр культуры Татарстана. — Здесь нужно рассматривать детали, пропускать их через себя. Нужно оставаться наедине с каждым произведением и пытаться понять замысел художника, что же было сказано».
Знаменитый перформанс с бывшей женой писателя Лимонова Еленой Щаповой, которая восседает голая на деревянном коне рядом с подвешенной мертвой тушей и самим Шемякиным, сидящим в цилиндре напротив нее
Отдельная часть экспозиции посвящена личному фотоархиву Шемякина. Эти уникальные фотографии иллюстрируют жизнь русских художников в Париже с разных сторон — как со стороны знаменитого перформанса с бывшей женой писателя Лимонова Еленой Щаповой, которая восседает голая на деревянном коне рядом с подвешенной мертвой тушей и самим Шемякиным, сидящим в цилиндре напротив нее, так и со стороны посиделок с его «братьями по искусству» — Александром Галичем, Владимиром Максимовым, Виктором Некрасовым и Андреем Синявским. При этом фотографии выглядят очень современно — нетрудно представить такую фотосъемку в каком-нибудь концептуальном модном журнале.
«Уже в 1960-х годах в условиях совершенно закрытых, в условиях железного занавеса Михаил Шемякин устраивал перформансы. И хотя это тогда так не называлось, это абсолютно актуально даже сегодня, — говорит Сазонова. — Конечно, он заслуженный, очень успешный, известный художник, и его можно отнести к классикам, кто-то скажет ретроградам, но даже сегодня Шемякин продолжает поражать! Он делает совершенно неожиданные вещи — чего стоят только те работы, которые выставлены сейчас в MMOMA, посвященные его новой серии, связанной с мобильными конструкциями, с абстракцией. Это очень интересные и абсолютно новаторские вещи, которые у посетителей выставки и профессионалов вызывают большой интерес. То есть Шемякин, который, казалось бы, невероятно узнаваем, продолжает раскрываться с неожиданной, новой стороны. Его работы, связанные с гербарием, тоже, на мой взгляд, абсолютно современны. Дело в том, что концептуальное искусство, которое основано исключительно на тексте, на концепции и на голом эпатаже не близко Шемякину, и он не будет создавать его в угоду современному арт-рынку. И в этом он, конечно, окажется классиком».
«Пространство галереи не позволило нам вместить все 42 рисунка, но мы смогли включить первые иллюстрации, которые были сделаны еще в 1987 году, плюс все иллюстрации к стихам и песням, которые были связаны с Шемякиным»
А пока у нас есть возможность познакомиться с мастерством всегда актуального Шемякина очень близко — выставка в галерее современного искусства «БИЗОN» по адресу ул. Мазита Гафури, 50 открыта уже сегодня с 12:00 до 19:30 и продлится до 31 марта.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.