Рушана Валиева: «Мне приходится совмещать учебу с участием в «Голосе» — сейчас бешеный ритм. Но я пока держусь»

«ВРЕМЕНИ НЕТ, ЕСЛИ ЧЕСТНО, НА ТО, ЧТОБЫ КРЫША СЪЕЗЖАЛА, ПОТОМУ ЧТО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПАРЫ»

— Рушана, многие согласны с мнением, что пока самые яркие номера седьмого сезона «Голоса» связаны с вашими выступлениями. Это в общем подтверждает и статистика просмотров на YouTube. А каковы ваши ощущения? Что дает участие в «Голосе» артисту, помимо всплеска публичности и узнаваемости?

— Конечно, в первую очередь это невероятные впечатления, знакомства с таким количеством творческих музыкальных личностей, от которых я очень много черпаю каждый день. И, конечно, очень много отзывов в социальных сетях и просто от людей со всех уголков страны… Мне приходится совмещать учебу с участием в «Голосе» — сейчас бешеный ритм. Но я пока держусь.

— Если говорить честно, крыша не съезжает от славы? В 19 лет — и сразу такая известность…

— Времени нет, если честно, на то, чтобы крыша съезжала, потому что каждый день пары, учеба, репетиции… Каждый день, повторюсь, проходит в беготне. Но мне это очень нравится.

— Ваш номер с кавером на песню «Мало половин», которую исполняет Ольга Бузова, произвел настоящую сенсацию. Расскажите, кому и как пришла в голову идея — исполнить такую неожиданную для «Голоса» композицию?

— После того как я прошла этап «Поединков», от наставника Сергея Шнурова поступила такая идея: давай попробуем «Мало половин».


— То есть Шнуров сразу предложил эту песню?

— Да, конкретно ее. Я сначала немножко было ошарашена, но подумала: почему бы и нет? Можно попробовать. Если честно, сейчас даже анализирую, что чувствовала в тот момент, о чем думала, и удивляюсь собственной смелости. Потому что я вообще пою и слушаю, скажем так, немного другую музыку, и тут, конечно, поначалу пыталась ненавязчиво предложить другие композиции, более комфортные для меня… Но наставник сказал: «Нет. Давай ты попробуешь, предпримешь усилия, сотворишь что-нибудь с Евгением, который играет на ханге…» Мы сели, я играла на гитаре, пела, мы изменяли мелодию песни, Женя играл на ханге. Это был наш самый первый набросок этой композиции. Как-то пошло — и тогда я уже поняла, что это действительно звучит довольно неплохо. Потом уже была написана аранжировка. Местами, конечно, подсказывали, в каком ключе, как лучше…

— Но вы ожидали, что будет такой фурор? Столько восторгов, столько отзывов в соцсетях.

— Если честно, не ожидала. Я знала, что люди будут немного удивлены выбором песни, но о том, что настолько это разлетится по интернету, как-то не задумывалась вообще. И перед эфиром немного боялась: думала о том, правильно ли вообще сделала, действительно ли это круто…

— Вы где-то написали, что и Бузова вас поддержала.

— Да. В своем «Инстаграме», в котором у нее, между прочим, 14 миллионов подписчиков, она выложила мое выступление на «Голосе», написала, что я умничка и что она поздравляет меня с выходом в следующий этап. И даже потом в директе «Инстаграма» написала мне, что очень рада и ей очень понравилось.

«Сергей Шнуров — это человек с таким настроением! Он здорово умеет настраивать» (Рушана с наставником Сергеем Шнуровым)

«ЧЕГО ТОЛЬКО СТОИТ ТО, ЧТО СЕРГЕЙ ШНУРОВ УСТРАИВАЛ ПЕРЕД «ПОЕДИНКАМИ» И «НОКАУТАМИ»

— Все участники из команды Сергея Шнурова публично отмечают, что в ней царит какая-то особая атмосфера. Обычно, когда побывавшие в «Голосе» вспоминают, как это было, то все равно говорят о конкуренции и прочем. А вы действительно все такие дружные «шнурята»? Это благодаря наставнику?

— Конечно, потому что Сергей Шнуров — это человек с таким настроением! Чего только стоит то, что он устраивал перед «Поединками» и «Нокаутами»… Там стояли технические работники — с серьезным видом объясняли: если вы не туда пойдете или не так возьмете микрофон, или еще что-то… В общем, нагнетали напряжение. Тут приходит Сергей Шнуров и говорит: представляете, сколько стоит минута эфира на Первом канале, главном телеканале страны! И просил представить, как мы просто разбрасываем эти деньги по сцене. Он здорово умеет настраивать. В общем, мы совсем не переживали и правда просто отрывались на сцене.

А что касается работы в команде, то все ребята такие — мы поддерживаем друг друга, даже сейчас. У нас есть ребята из Греции, с Кубы, кто-то по-русски не понимает, но при этом у нас интернациональная и очень дружная команда. Например, я и Сережа Мушта, с которым пели в дуэтах, мы сдружились, до сих пор поддерживаем связь. Это очень здорово!


— На слепых прослушиваниях Шнуров повернулся к вам последним, несмотря на это вы пошли к нему в команду. Изначально так планировали? И насколько лидер «Ленинграда» в жизни отличается от своего привычного медийного образа?

— Несмотря на образ, я все-таки понимала, еще до «Голоса», что за ним скрывается нечто большее. В принципе, так и получилось. Меня удивило то, что Сергей дает нам свободу, например, в аранжировках… Если ты очень не хочешь исполнять какую-то песню и тебе что-то не нравится, он всегда открыт к творчеству, прислушивается к твоему мнению, он не диктатор.

— А матом ругается?

— Иногда бывает, не без этого. Но Шнуров влияет на всех, даже на Сергея Сергеевича Жилина — руководителя оркестра «Фонограф», серьезного и солидного мужчину, когда у нас происходят репетиции, то он сразу преображается… Просто балдеет от того, что происходит в данный момент, и очень легко адаптируется к происходящему.

— Команда Шнурова, которая ему помогает в работе с участниками «Голоса», связана с группировкой «Ленинград»?

— Да. Особенно ему и нам помогает Вика (Виктория Кузьмина — прим. ред.) — это солистка «Ленинграда». Между прочим, участвовала в первом сезоне проекта «Голос». Это был дуэт Sugar Mamas, она была, по-моему, в команде Билана. Она просто невероятная девушка, я очень ее люблю, она нас очень поддерживает, горит душой и сердцем за каждого участника. После каждого выступления просто в слезах… И по части каких-то задумок — это и ее предложения тоже. Вместе с Сергеем она нас очень поддерживает. Автор песни «Мало половин» — рэпер  ST, Саша, сейчас он как раз часто выступает с «Ленинградом». И мне было особенно приятно, что он в том числе тоже оценил мое выступление, направлял, поддерживал, подсказывал, как сделать лучше.


— Не могу не спросить про вашего постоянного аккомпаниатора на «Голосе» Евгения Неваленного, который играет на удивительном инструменте — ханге, который, оказывается, был разработан меньше 20 лет назад. Как вы с ним начали сотрудничать?

— Евгений добавился ко мне в «Инстаграме». Мой кавер выложили в одном из популярных музыкальных «Инстаграм»-профилях, уже не помню точно где. И он написал мне: «Я играю на ханге — это музыкальный инструмент. Можешь посмотреть мои видео в профиле. Я давно ищу тот самый голос, который бы подошел под его звучание, чтобы при этом можно было делать какие-то более интересные вещи». То есть ханг сейчас в основном используют в более этнических вещах или спокойных композициях, не совсем адаптированных к массовому зрителю. А он хотел развиваться именно в этом плане музыкальном и найти голос, сделать такой проект — вокал, ханг, более современные композиции и интересные работы. Мы с ним встретились, попробовали. Я была как раз в Москве — уже училась. И вот так потихоньку у нас пошло. Женя очень поддерживает меня во всем. Он очень музыкальный человек, отличный музыкант и вообще… Я очень рада, что судьба нас свела, что он меня нашел в «Инстаграме».

Ханг — это и правда волшебный инструмент. На первой нашей репетиции я просто залипала и «уходила» куда-то, потому что звучание просто невероятное. Одно дело — слышать это в записи и по телевизору, но в жизни его звук еще волшебнее.

«Все эти науки, которые я сейчас изучаю в университете, учат меня оставаться на земле, на ногах, более рационально подходить к написанию музыки в том числе»

«ПРОСТО МНОГО-МНОГО ПЕЛА ТО, ЧТО МНЕ НРАВИЛОСЬ, ПЫТАЛАСЬ ПОВТОРЯТЬ ЗА СВОИМИ КУМИРАМИ»

— Вы участвовали в первом сезоне шоу «Голос. Дети» и не прошли слепые прослушивания. Нет сейчас ощущения, что взяли реванш на Первом канале?

— Конечно. Но было бы еще интереснее, если бы среди наставников был кто-то из тех, кто был на том первом «Голос. Дети».

— Из Башкортостана когда переехали в Москву?

— Полтора года назад. После школы поступила на прикладную математику в Высшую школу экономики.

— «Вышка» славится своим очень серьезным отношением к учебе, поэтому даже звезде «Голос» не дают никаких поблажек?

— Да. У нас все совершенно отдельно — есть творческая деятельность и есть учеба. Но, конечно, мне иногда приходится пропускать пары из-за репетиций, некоторые преподаватели относятся с пониманием, но каких-то поблажек нет. Мне даже пришлось пропустить одну контрольную — и я подошла в другой день, написала ее…


— А друзья, одногруппники как реагируют на то, что у них учится девушка из прайм-тайма Первого канала?

— Они очень рады, искренне поддерживают. И к нам в университет уже второй раз на пары приходила съемочная группа, и они тоже немножко попали в эфир. Они всё понимают, помогают с учебой, если я что-то пропускаю.

— В родном селе Толбазы не собираются назвать вашим именем улицу, школу, бюст поставить на родине героя?

— (смеется) Пока об этом не было речи. Посмотрим.

— Получается, что в родных Толбазах вполне можно было развиваться музыкально настолько, чтобы попасть в главное музыкальное шоу страны.

— Я закончила здесь музыкальную школу по специальности «скрипка», а по вокалу, можно сказать, самоучка, потому что буквально во втором-третьем классе занималась с преподавателем по вокалу, а потом уже из-за загруженности в школе перестала. Я ходила в хореографический кружок, занималась там народными танцами, это все помимо музыкальной школы… Не успевала, поэтому решила, что вокалом буду заниматься сама — просто много-много пела то, что мне нравилось, пыталась повторять за своими кумирами, исполнителями, которые мне нравятся.

«У меня есть наброски, и я хочу попросить папу, чтобы он помог мне с текстами на родном языке… Хочу включить в этот альбом композиции на башкирском и на татарском»

«ИДРИС ГАЗИЕВ — Я В ВОСТОРГЕ ПРОСТО ОТ ЭТОГО ПЕВЦА»

— А у вас есть какой-то национальный репертуар? В Татарстане, например, к этому относятся очень внимательно.

— Да, на татарском и башкирском я пою, очень люблю петь. Даже есть одна композиция Зифы Нагаевой… Просто она как раз из нашего Аургазинского района. И в порыве чувств после показа в эфире слепых прослушиваний детского «Голоса» она написала для меня песню про маму и папу — «Әти-әни».

— Тексты не пишете на татарском?

— Нет, пока не приходилось, но, дай бог, когда у меня начнется плодотворная работа над моими авторскими композициями для сольного альбома… У меня есть наброски, и я хочу попросить папу, чтобы он помог мне с текстами на родном языке… Хочу включить в этот альбом композиции на башкирском и на татарском. С хангом, мне кажется, это будет особенно круто.

— Кстати, как вы относитесь к нынешнему главному музыкальному герою Башкортостана — Элвину Грею? Были ли на его концертах? В чем феномен этого артиста, который может собирать по 7-8 тысяч зрителей на «Уфа Арене» или казанской «Татнефть Арене».

— Я лично не знакома и ни разу не была на концертах, но мне, скажем так, из нашей башкирской, татарской эстрады больше нравятся исполнители старшего поколения. Что касается популярности Элвина Грея, думаю, что, во-первых, у нас была свободна эта ниша молодого исполнителя, парня, который бы пел более современные, близкие молодежи композиции. И он как раз в нужное время ее занял. И у него, действительно, достаточно успешно все получается.

— А из тех самым певцов старшего поколения на национальной эстраде кто нравится?

— Допустим, Салават Фатхетдинов. Конечно же, Идрис Газиев — я в восторге просто от этого певца. Но чаще всего не могу вспомнить каких-то конкретных исполнителей… Просто мне понравилась песня… И это в основном старые песни, которые еще в моем детстве родители ставили и слушали. А нынешние современные я не очень знаю.

— Скажите, а вам кто ближе по духу — Земфира или Монеточка? Или вы вообще не слушаете русскую музыку, так часто бывает.

— Нет, русскую музыку, конечно, слушаю. Мне по духу ближе Земфира. У Монеточки мне очень нравятся тексты, и она сейчас в тренде, конечно… Но Земфира мне ближе — я ее очень люблю, давно слушаю, являюсь поклонником ее творчества.

— Есть уже мысли о том, чем будете заниматься после «Голоса»? Стратегический план на несколько лет вперед о том, чего бы вы хотели достичь в творчестве?

— Конечно, стратегические размышления идут, они есть. У меня так получилось, что этап прямых эфиров совпадает с сессией, и это очень сложно… Скоро начнется эта горячая пора. Хочу, чтобы она немножко успокоилась, я хорошо закрыла сессию. И там посмотрим. Пока не хочу загадывать.

— Скажите, а прикладная математика как-то помогает в карьере артиста? Дисциплинирует?

— Да, я сама по себе человек довольно мечтательный, сентиментальный. Бывает, иногда «улетаю» в какие-то дальности, а прикладная математика, все эти науки, которые я сейчас изучаю в университете, учат меня оставаться на земле, на ногах, более рационально подходить к написанию музыки в том числе. Потому что раньше я действовала по интуиции, а сейчас уже более хладнокровно отношусь… Конечно, какой-то порыв вдохновения есть, но дальше, в развитии песни…

— Используете математические модели?

— Почему бы и нет.