Розалия Нургалеева провела для Рустама Минниханова короткую экскурсию по выставкам

МУЛЬТИМЕДИА, ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛЕСА

История реставрации галереи современного искусства началась три года назад — тогда во время традиционной прогулки президента РТ Рустама Минниханова его помощник Олеся Балтусова обратила внимание, что музей давно нуждается в развитии как важный центр притяжения жителей и гостей Казани. В 2017-м в здании галереи начался ремонт — во время очередного осмотра Нургалеева рассказала Минниханову про важность современного мультимедийного выставочного оборудования, и президент РТ с ней согласился. Проект реставрации разработал «Татинвестгражданпроект», заказчиком выступило ГИСУ РТ, а исполнителем — ООО «Реставратор».

«Мы не могли изменить архитектуру Германа Бакулина, она считается авторской, поэтому фасад остался в прежнем виде, — рассказала журналистам начальник отдела реставрации ГИСУ РТ Мария Морозова. — Мы его слегка утеплили новейшими современными технологиями — утеплитель у нас очень тонкий, пластиковый, поэтому на архитектуру это не повлияло. Был проведен весь комплекс строительно-монтажных, электромонтажных работ, вплоть до наружных сетей, у которых увеличили мощность потребления. Поменяли кровлю, зенитные фонари, инженерные коммуникации. Полностью поменялась система вентиляции, чтобы создать микроклимат — не только температурный режим для картин, но и для зрителей». Морозова добавила, что основной проблемой при реставрации была установка мультимедийного оборудования — потолок не позволял его подвесить, поэтому его пришлось укреплять. «Сметная стоимость корректируется, мы ориентировались на 340 миллионов рублей, я думаю, что экономия все-таки будет», — отметила представитель ГИСУ.

И сегодня результат этих работ, наконец, представили широкой публике — просторные светлые залы, проекторы, интерактивные информационные стойки и даже зал дополненной реальности. Ощущения от новой галереи очень приятные — возникают ассоциации с московскими выставочными пространствами, в частности «Гаражом» и Музеем современного искусства. На стенах показывают видеоматериалы, одну из картин Дмитрия Грецкого и Евгении Кац поддерживают строительные леса по аналогии с теми, которые помогали возводить колонны Исаакиевского собора, отдельную стойку занимает мультимедиа-арт художницы Марины Алексеевой — в черной коробке на фоне вручную сделанных декораций движутся голограммы.



«Мы помним, каким объект был, а сегодня это современный зал, который решает очень важные для нашей столицы задачи, — сказал на открытии галереи Минниханов. — Я хотел бы поблагодарить не только тех, кто отреставрировал, но и тех, и кто заложил те интересные направления, которые будут привлекать сюда и другие республики, наших гостей. Я уверен, мы будем гордиться этим музеем. Как сказал мэр [Казани Ильсур Метшин], вот этого нашей столице не хватало. Про возможности этого объекта можно говорить и говорить».

Нургалеева провела для Минниханова короткую экскурсию по выставкам, их сопровождали Балтусова, Метшин, министр культуры РТ Ирада Аюпова и министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. На различных мероприятиях президента часто можно увидеть в очках дополненной реальности — вот и здесь он не упустил возможности пострелять по кораблям в «Центре перемещения во времени» — это петербургский проект, который воссоздает исторические события и предлагает в прямом смысле погрузиться в историю от XVIII до XX века — поплавать на кораблях, поучаствовать в боях, найти подводные сокровища.

Директор проекта Сергей Демчев рассказал, что это первый музей полностью виртуальной реальности. «Этот музей родился, когда мы размышляли, на каком языке говорить с молодым поколением, а для них актуальнее всего технологии. И для школьников такой формат интересен, их не нужно заставлять — ведь образовательный контент они получают в игровой форме», — объяснил Демчев. Такой музей уже есть в Санкт-Петербурге, сейчас открывается филиал в Москве, где можно будет почувствовать себя Юрием Гагариным в космосе, ведутся переговоры с Владивостоком. Пока в Казани доступна только история России, но татарстанские события тоже обещают добавить — после соответствующих исследований. Демчев надеется, что у проекта появятся и местные партнеры. «Президент проявил большой интерес к проекту», — добавил он.

Ощущения от новой галереи очень приятные — возникают ассоциации с московскими выставочными пространствами

РОССИЙСКИЙ ДЖЕКСОН ПОЛЛОК РОДОМ ИЗ КАЗАНИ

Две другие экспозиции галереи прибыли из Русского музея, культурно-выставочный центр которого появился в Казани в 2016 году, — это «Россия. Реализм. XXI век» и «Андрей Тарковский. Художник пространства». Куратор первой выставки Любовь Шакирова отмечает, что поразилась смелости изомузея, который решил привезти ее в Казань. «Для Русского музея это был очень большой смелый эксперимент. Проект этот непростой, и у нас была история о современном искусстве в традиционном музейном пространстве, а здесь более благоприятная среда для этих работ. Нам очень лестно, что это новое пространство открывается именно нашими выставками». Проект «Россия. Реализм. XXI век» — это 80 работ 30 современных художников, которые в основном живут в Москве и Санкт-Петербурге, но есть и казанские мастера. «Это разговор не столько о живописи, а о том, что художник думает о современности и как ее воспринимает. Любой из нас, если бы имел средства художественной выразительности, мог бы стать автором этой выставки, потому что это диагностика сегодняшнего дня», — отмечает Шакирова.

В зале «Андрей Тарковский. Художник пространства» собраны фотографии самого режиссера, кадры со съемок его фильмов, архивные документы. В одном из помещений даже можно посмотреть фильм «Сталкер» и несколько документальных лент. «Тарковский — один из любимых режиссеров участников художественной выставки, и можно искать параллели и находить их, переходя от одной экспозиции к другой, — замечает Шакирова. — Документы, фото собраны из очень многих коллекций — зарубежных, частных, московских. То, что в Казани получилась своя история, — это прекрасно. Здесь рассказ о Тарковском и казанском музее, здесь удивительные документы, удивительные произведения, которые представлены художником Рашитом Сафиуллиным». В экспозиции есть и картины Сафиуллина, который работал с Тарковским над спектаклем «Гамлет», и фильмом «Сталкер». Тарковский сам бывал в Казани и, в частности, посетил изомузей.

На первом этаже открылась выставка Игоря Вулоха «Эволюция белого» — известного художника-нонконформиста и абстракциониста, уроженца Казани

А на первом этаже открылась выставка Игоря Вулоха «Эволюция белого» — известного художника-нонконформиста и абстракциониста, уроженца Казани. Она посвящена 80-летию мастера, картины которого сейчас есть в коллекциях аукционов Sotheby’s и MacDougall’s. «Вулох — это легенда для Казани, для Татарстана, но мы не знали его произведения, кроме тех, что были в нашем собрании. В 1997 году прошла выставка в НКЦ „Казань“, но достаточно скромно и не была известна широкому кругу. Сегодня благодаря его семье и друзьям состоялось это триумфальное шествие и возвращение в Казань», — сказала замдиректора ГМИИ РТ Дина Хисамова. На выставке есть и его ранние реалистические произведения «фешинской школы», и абстрактные работы. По словам пасынка Вулоха Егора Альтмана, искусствоведы называют его лицом абстракции 60-х: «Он просто такой российский Джексон Поллок или Марк Ротко».


«У меня спросили — что это такое, „Белый период“ у Вулоха? Как он возник, такая чистота и сила, линейные пейзажи. И вот что я подумала. Мы вчера гуляли по Казани, и были в восторге. Пришли к Кремлю, и я увидела эти стены, эти линии — откуда это все и вышло», — отметила вдова Вулоха Наталья Туколкина-Охота. А дочь художника Лидия добавила, что на улице Карла Маркса увидела квартиру Василия Аксенова. «И тогда я поняла, что Вася, Рустам Кутуй, Игорь Вулох — все они жили на улице Карла Маркса, все ходили в одну школу, послевоенные мальчики. У меня сохранилась дома открытка, на которой Иисус Христос молится, и от руки написан Васин телефон домашний. Отец хранил всю жизнь», — рассказала Лидия Вулох.

Временных выставок будет 99%, и их не станут оформлять в виде трехэтажной персональной экспозиции — от художников потребуют проектную актуальную работу

ВЫСТАВКА С ВЫХОДОМ НА УЛИЦУ И ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ОТ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ

По словам Нургалеевой, эти три выставки будут проходить до 31 января 2019 года. «Мы готовим очень большой пул выставок современных художников XXI века. Но при этом мы будем показывать и свои коллекции — например, русского авангарда у нас потрясающая коллекция. В 2019 году с тем же Русским музеем мы будем готовить выставку к 100-летию Татарстана. Это будут работы XX века, но абсолютно обновленный контент и концепция, с показом документальных фильмов, архивных данных», — рассказала о дальнейших планах Нургалеева. Также в пространстве галереи будут демонстрировать видеоарт, играть концерты, проводить праздники.

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор ГМИИ РТ добавила, что галерея не планирует останавливаться в развитии: «Конечно, мы хотим еще — чтобы и зал цифровых технологий расширился, были интересные проекты. Вчера разговаривали с художником Дмитрием Грецким, уже придумали один грандиозный проект, он мне во сне приснился — с выходом на улицу, в город». После 31 января галерея закроется на 10 дней для перестройки и установки нового контента. Пунктирной экспозицией станут авангардисты, которых будут выставлять одновременно со временными выставками, отдавая предпочтение одному из художников. При этом временных выставок будет 99%, и их не станут оформлять в виде трехэтажной персональной экспозиции — от художников потребуют проектной актуальной работы.

Похоже, планы у изомузея и впрямь со столичным размахом, и уже в первый день работы галереи, еще до официального открытия, туда торопились посетители. Двери галереи будут открыты с 12:00 до 21:00, чтобы выставками успели насладиться и те, кто работают допоздна, но пары часов вряд ли хватит, чтобы успеть внимательно познакомиться со всей экспозицией. Судя по всему, в Казани действительно появилось важное и влиятельное художественное пространство.