В скромной и деловой обстановке в театре им. Джалиля прошел первый из двух запланированных концертов третьего сезона фестиваля «Yзгәреш җиле»

«МЫ ПЛАНИРУЕМ ПОКАЗАТЬ НАШУ ПРОДУКЦИЮ В ОДНОМ ИЗ ЛУЧШИХ ЗАРУБЕЖНЫХ ЗАЛОВ МИРА»

«Yзгәреш җиле» все-таки удивительный музыкальный фестиваль. По противоречивости мнений зрителей и профессионалов относительно увиденного, по беспрецедентному для республики бюджету… В этом году «Ветер перемен» добавил еще одну фишку: теперь журналисты могут писать репортажи с концертов прямо из будущего. Во всяком случае на сайте одной известной казанской газеты вчера в 20:33 появился материал о первом дне «Yзгәреш җиле — 3», согласно которому зрители покидали в этот вечер оперный театр в полном восторге от увиденного. Правда, в реальности мероприятие завершилось где-то в районе 21:20, а некоторые из номеров, описанных в статье, к моменту ее публикации и вовсе еще не прозвучали. В общем, с одной стороны, абсолютно верно, что авторы проекта неравнодушны к теме его пиара, но с другой — в этом деле важно не переборщить…

А еще в «статье из будущего» есть «эксклюзивные» комментарии генерального продюсера «Ветра перемен» Рауфаля Мухаметзянова, которые, правда, почему-то слово в слово повторяют текст, подписанный им же и помещенный в буклет «Yзгәреш җиле — 3». Сам буклет — привычно для театра им. Джалиля — довольно бессмысленный и неинформативный (зато стоит демократичные 150 рублей), но среди бесконечных биографических справок артистов именно статья Мухаметзянова позволила корреспондентам «БИЗНЕС Online» скоротать время перед началом концерта.

Румия Ниязова и Айваз Садыров Ведущие Румия Ниязова и Айваз Садыров искренне старались и даже многое из сценария выучили наизусть, хотя шутки в зал заходили редко

«На этапе создания фестиваля „Yзгәреш җиле“ нашей первоначальной задачей было добиться того, чтобы татарская песня вошла в пространство российского шоу-бизнеса в соответствии с требованиями к качеству музыки, текста, к исполнению, стилю, манере, которые существуют в этой сфере», — пишет генпродюсер «Ветра перемен». Естественно, Мухаметзянов констатирует многочисленные успехи в этом деле «за два-три года». Правда, какие у него были изначально претензии «к качеству музыки, текста», то есть к работам Сайдашева, Яхина, Тукая или Джалиля, не совсем понятно. Так или иначе, теперь босс фестиваля готовится покорять новые горизонты: «Сейчас наша задача — выйти за рамки региона и страны, чтобы с татарской песней познакомились в мировом пространстве». Этим и объясняется приглашение к сотрудничеству зарубежных артистов. И далее: «В дальнейшем мы планируем показать нашу продукцию в одном из лучших зарубежных залов мира». В общем, «Карнеги-холл», держись. Если мы правильно понимаем, четвертый сезон «Yзгәреш җиле» через год и вовсе переедет из Казани в Нью-Йорк. Но это неточно.

«Перспективы развития татарской песни связаны с созданием современного репертуара, — продолжает Мухаметзянов. — Возможно, мы с участниками фестиваля обратимся к формам более крупного масштаба: мюзиклу, рок-опере…» В общем, директор казанской оперы полон грандиозных планов и явно не собирается на заслуженный отдых, хотя через год ему и исполнится 70 лет.

ПЕСНЯ О ШАРОВАРАХ

Первое, что бросилось в глаза после того, как раздвинулся занавес, — сборный коллектив из команды Вадима Эйленкрига и оркестрантов театра им. Джалиля расположился на значительном возвышении в глубине сцены. Таким образом, музыканты отдельно, певцы отдельно.

Начало концерта получилось не слишком выразительным, публика довольно вяло реагировала на стартовые композиции. К примеру, Марсель Вагизов исполнил «Ялгыз аккош күлләрдә» Рима Хасанова, но даже подпорки в виде целого многолюдного оркестра не позволяли в этот момент забыть об эталонном исполнении этой песни Хайдаром Бигичевым, выступление которого можно найти на просторах YouTube. Немного удивило и выстраивание порядка номеров: например, между двумя песнями, посвященными памяти о героях войны, о чем с соответствующим пафосом рассказывали ведущие Айваз Садыров и Румия Ниязова, поместился залихватский номер «Сәрвиназ» от Ильгиза Шайхразиева. При этом само исполнение татарской народной песни запомнилось не слишком хорошо, зато шаровары певца — то ли в полосочку, то ли в клеточку — врезались в память.

Страннейший комический номер от Венеры Ганиевой и темнокожего певца TY Stephens, который, судя по всему, действительно незаурядный артист

Пожалуй, первое заслуживающее внимания выступление вечера — это «Таинственные глаза» Яхина в исполнении оперного баритона Артура Исламова. Для него придумали и нехитрый номер на уровне советских «Голубых огоньков». Артист, усевшись на скамейку спиной к зрителям, наблюдал за видеорядом на заднике сцены, на котором присутствовала «его любимая», впоследствии материализовавшаяся в качестве одной из участниц танцподдержки. Нельзя было пройти и мимо номера «Эх, весело на посиделках» Сайдашева — тут солировали прекрасная голая спина певицы-ведущей Ниязовой и танцоры с головами котиков.

Артур Исламов Первое заслуживающее внимания выступление вечера — это «Таинственные глаза» Яхина в исполнении оперного баритона Артура Исламова

В общем, первая часть первого отделения концерта напоминала довольно скучный балаган, музыкально это точно уступало первым двум сезонам «Yзгәреш җиле». Раздражало и явно чрезмерное обилие спецэффектов цвета «вырви глаз», которые иногда просто мешали слушать и слышать. Кстати, когда свет прожекторов стал особенно раздражать, один из корреспондентов «БИЗНЕС Online» потянулся к буклету фестиваля и понял, что в нем отсутствуют имена постановщика Юрия Александрова и художника Виктора Герасименко, которые отвечали за режиссуру и сценографию в предыдущие годы. Впрочем, здесь же мы нашли и ответ на это Мухаметзянова: «Стремясь усилить визуальную составляющую проекта, мы обратились к компании Q StageProduction, которая разработала для нас эксклюзивное конструктивно-световое решение. Если вначале мы пытались применить в эстраде театральные технологии, то сейчас по части оформления пространства двигаемся в сторону самых передовых решений шоу-бизнеса».

Во время демонстрации видео со внутренностями часового механизма в голову приходило бессмертное «зубчатые колеса завертелись в башке» Егора Летова

Возможно, что «передовые решения шоу-бизнеса» и хороши для огромных площадок, а в послужном списке Q StageProduction московское «Евровидение», а также церемонии открытия и закрытия Олимпиады в Сочи, но в камерном пространстве зала на одну тысячу человек вся эта игра со светом выглядела чрезмерной, а видеоряд никак не бился с содержанием песен. В итоге во время демонстрации видео со внутренностями часового механизма в голову приходило бессмертное «зубчатые колеса завертелись в башке» Егора Летова. А когда сцену заливало ядовитым светом ночного клуба, вспоминалась постановка «Риголетто» в Метрополитен-опера, все-таки мы были в оперном театре, где логово Герцога как раз и располагалось в одном из таких заведений. Вот корреспондент «БИЗНЕС Online» и ждал, когда здесь появится горбун Риголетто, чтобы спеть свое знаменитое «Куртизаны, исчадье порока…». Но он не приходил.

В общем, уход Александрова не сделал «Yзгәреш җиле» лучше. Артисты периодически выбегали на авансцену, а то и в зрительный зал, не очень понимая, что им там делать. Оказалось, что отсутствие твердой режиссерской руки в таких проектах — это очень заметно.

Кстати, ведущие — Садыров и Ниязова — искренне старались и даже многое из сценария выучили наизусть, хотя шутки в зал заходили редко, так как часто оставались на уровне провинциального КВН. «Румия, тебя в гримерке ждет от меня подарок», — говорит Садыров. «Айваз, спасибо! Это бриллианты?» — спрашивает Ниязова. «Нет, книга», — следует ответ.

Ильнар Миранов Если вы хотите знать, какой должна быть настоящая современная эстрада, то обязательно посмотрите выступление на фестивале Ильнара Миранова с песней Луизы Батыр-Булгари «Су буеннан әнкәй кайтып килә»

КОРОЛЕВА «YЗГӘРЕШ ҖИЛЕ»

Несколько повернул ситуацию девятый номер программы. Если вы хотите знать, какой должна быть настоящая современная эстрада, то обязательно посмотрите выступление на фестивале Ильнара Миранова с песней Луизы Батыр-Булгари «Су буеннан әнкәй кайтып килә». Это было блестяще! Замечательный вокал, волшебный баян Айдара Гайнуллина на фоне оркестра, так что даже московские световики как будто бы поняли, что им здесь не стоит мешать, и наполнили сцену атмосферой темного звездного неба. Миранов — обладатель какого-то очень нестандартного и очень яркого таланта, конечно, один из триумфаторов трех сезонов «Yзгәреш җиле», ему даже не мешает странная одежда, в которую его облачают стилисты. И в этот раз костюм подчеркивал почти болезненную худобу певца, а еще к нему не прилагались носки…

Алина Шарипжанова и Ксения Коробкова Исполнение «Бала уйнатканда» получилось практически в формате «Поединка» на «Голосе», временами даже приходилось переживать за Коробкову, которая очень старалась. Царственная же Шарипжанова брала любые ноты с легкостью

Еще одна звезда проекта — это Алина Шарипжанова. Ее два вчерашних выхода на сцену только подтвердили практически неограниченные возможности певицы, которой подвластны любые жанры и любые по сложности вокальные задачи. Было интересно наблюдать, как она пела в дуэте с Ксенией Коробковой (одним из педагогов «Ветра перемен», которая пару лет назад засветилась в полуфинале шоу «Голос») «Бала уйнатканда». Так вот исполнение татарской народной песни получилось практически в формате «Поединка» на том же самом «Голосе», временами даже приходилось переживать за Коробкову, которая так старалась, что, казалось, сейчас с нее спадет от напряжения платье. Царственная же Шарипжанова брала любые ноты с легкостью. Тот же эффект повторился и во втором отделении, когда королева «Yзгәреш җиле» пела «Әллүки» с англосаксами из Accent. Последние оказались симпатичными ребятами, выглядевшими так, словно они прямо с самолета в той же самой одежде попали на сцену казанской оперы, но при этом они действительно отлично владеют навыками пения а капелла. Кстати, гостям из-за рубежа наверняка сказали, что они поют с главной татарской певицей. Вот только давно вы видели в Казани афиши сольного концерта Шарипжановой? Что-то вообще не припомним таких. Кажется, если бы тому же Эйленкригу республика заказала сделать программу большого сольника Шарипжановой, такой «ветер перемен» был бы намного круче целого фестиваля с точки зрения реального воздействия на татарскую эстраду.

Ну а пока музпродюсер фестиваля вдруг подался в татарские композиторы. До вчерашнего дня главной надеждой республики в этой сфере был Эльмир Низамов, но теперь есть Эйленкриг, который перед своим номером сказал, что композиции «Yзгәреш җиле» приходится играть «десятки и сотни раз». Видимо, публика должна была посочувствовать музыканту, но корреспондентов «БИЗНЕС Online» этот спич оставил равнодушным, поскольку тяжелые репетиции являются нормальной повседневной жизнью артиста. В общем, Эйленкриг во сне сочинил татарскую мелодию, которую и представил публике, назвав ее «Напев» и позвав исполнить вокализ Коробкову. Получилось неинтересно. Если в прошлые сезоны именно сольные номера известного джазового трубача и новоиспеченного заслуженного артиста РТ были в числе вершин концерта, то на этот раз подобного эффекта не случилось.

Эйленкриг во сне сочинил татарскую мелодию, которую и представил публике, назвав ее «Напев» и позвав исполнить вокализ Коробкову. Получилось неинтересно

Зато был изумительный «Мотылек» от баяниста Гайнуллина в конце первого отделения. Периодические появления знаменитого музыканта, место которого было прямо посередине оркестра, примиряло с любыми несуразностями шоу. Даже со страннейшим комическим номером от Венеры Ганиевой и темнокожего певца TY Stephens, больше подходящего, скажем, для деревенского Сабантуя. Впрочем, кажется, публика была в восторге от того, что «Максимка», который, судя по всему, действительно незаурядный артист, даже выучил ради гонорара 250 тыс. рублей один куплет на татарском.