В 2015 году Пекин дебютировал как город-участник международного проекта «День России в мире – Russian Day», во время которого российские музыканты выступают в разных уголках мира и знакомят их жителей и гостей с культурой и историей России. А в 2016 году, наряду с Тель-Авивом и Парижем, Пекин уже повторно стал одной из столиц, торжественно встретивших День России.
Вообще, «День России в мире – Russian Day» является уникальной акцией, так как не каждая страна отмечает свой праздник с таким культурным размахом. Основная миссия проекта – познакомить жителей других стран с культурой и историей России, ее наследием и талантами: каждый год лучшие исполнители и музыканты страны знакомят мировую общественность с нашим достоянием.
Инициатива проводить День России по всему миру, как и сам проект, появились благодаря Благотворительному фонду «Классика», который занимается поддержкой культурных и социальных проектов, и его председателю – Николаю Петровичу Буханцову.
Всего за несколько часов «День России» способен объединить четыре материка, сотни артистов, тысячи слушателей и миллионы зрителей со всего света. А для ценителей музыки акция уже успела стать настоящим посланником культуры России.
Пекинский дебют
В 2015 году, по инициативе председателя фонда “Классика” Николая Буханцова, Пекин встречал День России. Мероприятие проходило в одном из крупнейших театров страны – в Национальном центре исполнительских искусств – под музыку Певческой капеллы Санкт-Петербурга, история которой датируется с 1479 года и уходит к царствованию Ивана 3. В свое время капеллу доводили до совершенства такие известные композиторы, как Милий Балакирев, Михаил Глинка, Николай Римский-Корсаков и Дмитрий Бортнянский.
Капелла была выбрана для выступления на Дне России не случайно: она не только содержит в себе историю страны и ее талантов, но и хранит «золотой фонд» репертуара. Так, Капелла и ее руководитель Владислав Чернушенко успешно вернули к жизни русскую духовную музыку – один из наиболее ценных элементов нашей культуры.
Отдельного внимания заслуживает руководитель Капеллы Владислав Чернушенко – народный артист СССР и один из сильнейших российских музыкантов современности, который был награжден как высшими национальными, так и зарубежными премиями и званиями.
Певческая капелла исполнила публике 4 произведения российских композиторов: «Камаринскую» Глинки, Испанское каприччио Римского-Корсакова, «Москву» Чайковского и «Александра Невского» Прокофьева.
«Камаринская» Глинки является вариацией на темы русских народных песен, которые лежат в основе русской культуры, – «Из-за гор, высоких гор» и одноименной «Камаринская». Музыка «Камаринской» предлагает публике дать волю фантазии и самостоятельно представлять русскую жизнь и праздничные гуляния.
Испанское каприччио Римского-Корсакова тоже содержит элементы празднеств, но уже испанского народа: в основу музыки лег сборник песен и танцев, которые рисуют природу, празднования, быт и характер Испании и ее жителей. С Россией произведение, впрочем, связывает не только личность его автора – впервые Испанское каприччио исполнили именно в Санкт-Петербурге в 1887 году. И сам Чайковский назвал его великим шедевром.
Именно Чайковским с его любовью к Родине и продолжила Певческая капелла «День России в мире – Russian Day» в Пекине. Кантата «Москва» имеет сильную связь с российской историей: она была написана к коронации Александра 3, а ее текст под авторством Аполлона Майкова посвящается истории Москвы и судьбе страны. Более того, «Москва» написана в стиле древнерусского эпоса.
Закончился праздник музыкой Сергея Прокофьева «Александр Невский» из одноименного фильма Сергея Эйзенштейна. В произведении отразились героизм русских воинов и жестокость захватчиков в важный для России исторический момент – момент битвы на льду Чудского озера.
Публика Пекина оценила выступление Певческой капеллы бурными овациями, а в конце не умолкали восторженные крики «браво».
День России-2016: повторный успех
На следующий год Пекин встречал День России уже в трех местах: в концертном зале «Запретного города», в дворцовом комплексе и в национальном музее Гугун. В этот раз российскую культуру представлял Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.
Как и Капелла, симфонический оркестр и филармония имеют глубокую историю, связанную с российской культурой. Корни оркестра уходят в царскую Россию: он был образован как хор при дворе Александра 3 в 1882 году. В свое время с оркестром работали такие дирижеры, как Герман Абендрот, Бруно Вальтер, Оскар Фрид, Феликс Вейнгартнер, Эрих Клайбер, Пьер Монтё и Отто Клемперер, а среди солистов значились Владимир Горовиц, Яша Хейфец, Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев. Оркестр и по сей день не сдает позиции: по версии Gramophone он входит в топ-20 лучших в мире. Филармония же вообще считается старейшей на свете.
Довольно точно сопричастность академического оркестра к культуре, истории и духовности страны передают слова критиков, что он символизирует собой не только цвет русской культуры, но и самую лучшую часть государства в любое время и при любой власти.
Дирижировал во время выступления человек, который равно достоин оркестра, как и те, кто работал до него, – Юрий Темирканов, который был удостоен не только звания Народного артиста СССР и почетного доктора Санкт-Петербургской консерватории, но и многих других наград.
В этот раз Николай Буханцов порадовал пекинскую публику «Шахерезадой» под авторством Николая Римского-Корсакова и Пятой Симфонией Дмитрия Шостаковича. Через эти произведения организаторы постарались показать, как то культурное наследие, которое оставили нам русские композиторы, переплетается с наследием Востока в «Шахерезаде» и жизнью человека в 20 веке в Симфонии №5.
Как и в 2015 году, все мероприятия ко Дню России в Пекине, подготовленные Николаем Буханцовым и фондом “Классика” имели успех. Символично и то, что выступление на Дне России стало для маэстро Юрия Темирканова и его коллектива кульминацией, завершением гастролей по Японии и Китаю.