Олег Золотов – владелец компании «Чайное Золото»Фото: Елена Селезнева

«КУЛЬТИВАЦИЯ ИВАН-ЧАЯ – ЗАДАЧА НЕ ИЗ ПРОСТЫХ…»

– Олег, в начале 2000-х вы поступили в один из подмосковных вузов (тогда КИ МГОУ), а потом устроились на работу в Москве. Казалось бы, все складывается удачно, но вы все бросаете и возвращаетесь в Татарстан. Что случилось? Почему вы променяли жизнь в мегаполисе на село?

– Рационального объяснения этому нет – просто в какой-то момент у меня что-то щелкнуло в сознании, я понял, что жизнь в городе не мое! Хотя после вуза я неплохо устроился – продавал золотые часы «Ника». Это была интересная работа, хороший коллектив, перспектива карьерного роста. В те годы я прямо окунулся в океан торговли и деловой жизни. И мне это очень нравилось. Но позже сложились некоторые обстоятельства – и я отчетливо понял, что городская жизнь не мое. Мне хотелось чего-то большего.

Прежде чем увлечься иван-чаем, успел поработать на фондовых биржах и заняться продвижением интернет-портала навигационного оборудования, параллельно продавая его. В 2010–2012 годах это было очень актуально, поскольку российские города-миллионники активно погружались в пробки.

Знакомство с иван-чаем было мимолетным и случайным. Даже не помню, при каких обстоятельствах в первый раз попробовал данный чай, но после начал регулярно его пить и понял, что в нем есть большой потенциал для развития. Во-первых, иван-чай – это реально вкусно! Во-вторых, сложно найти продукт, который содержал бы столько же витамина C, магния и других полезных компонентов. Одна из главных его фишек – ферменты, которые благоприятно влияют на организм.

Оценив все эти плюсы, я понял, что экономический потенциал у данного продукта очень внушительный. И так совпало, что в этот же период я встретил свою супругу, у которой был участок в несколько гектаров под Казанью. Она выбрала участок именно там не просто так. Главная причина – рядом находится деревня ее родителей, в этом районе их семейство прожило не один век. Но самое удивительное: когда я впервые оказался на ее участке, увидел там иван-чай, хотя в Татарстане не так много мест, где он растет! В тот момент мы оба поняли, что встреча с узколистным хамелеоном – это судьба.

Фото: Елена Селезнева

– Эксперты отмечают, что иван-чай в Татарстане можно встретить лишь в Высокогорском районе…

– Как раз там у нас и расположен участок – на границе Татарстана и Марий Эл. Но на нем иван-чай растет в очень ограниченном количестве, поэтому я собираю кипрей узколистный неподалеку от дома: езжу в радиусе нескольких десятков километров. Получается, что собираю не только в Татарстане, но и в Марий Эл, ведь границы условны… Я бы сказал так: в Татарстане растет не так много иван-чая, зато его вкус ни с чем не спутаешь.


– То есть в основном вы собираете дикий иван-чай в природе, а не со своего участка?

– К сожалению, культивация иван-чая – задача не из простых. Выращивать его сложно, поскольку это травянистое растение любит места на опушках, вырубках, в светлых лесах, на полях, где влажно или мягкая питательная почва. А в глинистой или суглинистой почве он растет необильно и медленно. Безусловно, у себя на участке мы выращиваем иван-чай, но этот процент очень невелик. К слову, большинство производителей иван-чая в России и за рубежом также собирают его в дикой природе.

Иван-чайФото предоставлено «Чайное Золото»

«ЕСТЕСТВЕННАЯ СУШКА ПОЗВОЛЯЕТ СОХРАНИТЬ ВСЕ ПОЛЕЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА»

– Откуда вы черпали знания о том, как из кипрея узколистного делать готовый продукт: когда его нужно собирать, как сушить?

– Всю необходимую информацию я нашел в интернете. Вообще у каждого мастера чая своя технология, которая зависит от объемов, производственных мощностей и рынка. Мы по-своему проводим вялку и сушку. Мы подвяливаем лист со 100 процентов примерно до 70 процентов влажности. Это нужно для нормальной технической переработки в последующем. После подвялки идет техническая переработка. У нас она двух видов. Первая – это прессование или гранулирование. Вторая – скрутка чая.

После начинается ферментация – выдержка. Ее температура должна быть порядка 30–35 градусов. И в таком состоянии лист должен находиться порядка 6–12 часов. Далее – сушка. Обычно крупные производители используют электрические сушилки, где температура варьируется от 40 до 80 градусов. Мы же сушим иначе – естественным образом, используем уличные витражи под навесом, где чай сохнет путем обветривания. В таком случае температура не поднимается выше 30–35 градусов. Это позволяет сохранить все полезные свойства чая, поскольку высокая термическая обработка денатурирует некоторые полезные вещества.

У нас есть в планах сделать печную сушку. Это позволит чаю еще больше пропитаться особым деревенским духом, получить особенный аромат, что будет дополнительно привлекать определенную аудиторию.

Сбор иван-чаяФото предоставлено «Чайное Золото»

– Получается, что вы вообще не используете электричество для сушки

– Да, мы не используем электричество для сушки, что позволяет существенно сэкономить на закупке оборудования и электроэнергии. Но есть и другая особенность: наш дом и небольшой производственный цех находятся в отдалении от деревень, и максимум, что мы смогли выжать, – трансформатор на 10 киловатт. То есть, даже если мы захотим перейти на сушку при помощи электрического оборудования, это не получится сделать, потому что в среднем один шкаф сушильный требует 15 киловатт!


– А как на счет дизель-генератора?

– Все это можно, безусловно. Но если технология работает и полностью себя оправдывает, зачем что-то менять и экспериментировать?

– Есть ли правила того, как нужно заваривать иван-чай?

– Главное – невысокая температура заваривания. Особые ценители заваривают в еле теплой водичке. Положите 5 граммов чая в воду не теплее 80 градусов, подождите 10–15 минут и насладитесь всей палитрой вкуса, а чуть позже заварите повторно. Если хотите покрепче – положите побольше заварки или используйте гранулированный иван-чай. Я его пью на протяжении многих лет несколько раз в день и чувствую себя прекрасно.

Вялка иван-чая на нетканном материалеФото предоставлено «Чайное Золото»

«Я УЖЕ ПРОДУМЫВАЮ ВЫХОД НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЛОЩАДКИ»

– Известно, что в 2014 году вы реализовали 100 килограммов иван-чая. Какие цифры за последние 4 года?

– Когда мы только начинали, это было больше похоже на заготовки для домашних нужд, а сегодня можем похвастать объемом заготовки в 900 килограммов за сезон! В ближайшем будущем планируем выйти на показатели в 2 тонны! Возможно, на этой цифре и остановимся, поскольку наши края не так богаты кипреем узколистным, как Вологодская, Новгородская области. Производители в тех краях могут похвастать объемом в 30–50 тонн ежегодно.

У нас же небольшая мастерская, где установлен роллер и гранулятор. В период производства чая трудится все наше семейство: приезжает моя мама, помогает мама моей супруги. То есть мы вчетвером работаем непосредственно на производстве. Для сбора листвы иван-чая нанимаем сборщиков из близлежащих деревень. В основном это студенты и другие желающие. 

Скрутка иван-чаяФото предоставлено «Чайное Золото»

– А как вообще устроен рынок производителей иван-чая? Насколько он велик и какую долю на этом рынке вы занимаете?

– Торговых марок иван-чая в России очень много, но сильных игроков с объемами по 30-50 тонн в год буквально несколько штук. По объемам мы им не конкуренты, но у нас есть другие преимущества, о которых я уже сказал ранее. Но, несмотря на наши, казалось бы, невеликие объемы, я вижу хороший потенциал в реализации товара не только в России, но и на зарубежных рынках. Сейчас продумываю выход на такие международные площадки, как eBay, Amazon и Alibaba. Уверен, что спрос будет хороший, ведь иван-чай всегда любили за границей!


Если говорить про внутренний рынок, то мы реализуем двумя способами: через партнерскую сеть и конечному покупателю. У нас есть ряд магазинчиков, которые стабильно берут нашу продукцию.

Покупатель всегда может обратиться ко мне лично через страничку «ВКонтакте», полный ассортимент представлен также в интернет-магазине «ВКонтакте». За 6 лет работы у нас появилось немало постоянных клиентов – порядка 200 человек.

«СОЗДАНИЕ НЕБОЛЬШОГО ПРОИЗВОДСТВА МНЕ ПОД СИЛУ»

– Как вы продвигаете свой товар? Спрос на вашу продукцию хороший, но рекламы нет ни в интернете, ни на радио, ни на телевидении…

 Честно признаюсь, что отсутствие рекламы в интернете – моя вина. В сельской местности интернет работает с перебоями, поэтому рекламные кампании в глобальной сети я только планирую запустить. Да, можно было бы отдать этот вопрос на аутсорсинг, но все привык делать сам, своими руками.


Сушка Иван-чая на витражахФото предоставлено «Чайное Золото»

– Упаковка тоже разрабатывали сами?

– Упаковку разработала моя жена. Она придумала ее дизайн. Я нахожу его крайне удачным, потому что сразу видно, что вы покупаете. Фасовка разная: от 30 граммов до 250 и 1000 граммов. Цена зависит от объемов. Чем больше покупает клиент, тем ниже стоимость. Классическая схема.

Разработка логотипа торговой марки была совместная с женой, а наименование «Чайное Золото» берет начало от моей фамилии – Золотов.

Сушка иван-чаяФото предоставлено «Чайное Золото»

– У вас некоторые виды имеют вкусовой оттенок. Расскажите подробнее о номенклатуре.

– На сегодняшний день у нас есть добавки, которые мы заготавливаем сами: мята, душица, лист смородины, лист малины, почки сосны, шиповник, таволга. В упаковку кладем не более 10–20 процентов любой добавки. Содержание этих трав в таком соотношении очень комфортно. Все должно быть в меру. Помимо иван-чая с добавками, в этом году у нас две новинки: мужской и женский сборы: все подробности – в интернет магазине «ВКонтакте».

Ручная фасовка иван-чаяФото предоставлено «Чайное Золото»

– Каковы ваши планы на будущее? Вы просто будете увеличивать объемы производства чая или сфокусируетесь на чем-то еще?

– Я понял, что бизнес нужно диверсифицировать, поскольку есть желание развивать не только производство иван-чая, но и максимально продуктивно использовать 3,5 гектара земли, которые у нас есть с супругой. Я рассматриваю вариант высевания плодово-ягодных культур: смородины, малины, голубики, клубники и других. У них тоже очень питательные листки и, соответственно, плоды. Листья можно использовать так же, как купаж для чая. Это позволит расширить номенклатуру и добавить несколько интересных вкусов, а плоды пустить на варенье, чтобы иметь дополнительный доход.

Создание небольшого производства мне по силам, а вот дальнейшая переработка пока под вопросом. Я сейчас засматриваюсь на грант, который у нас дают по программе «Молодой фермер». Все-таки для небольшого производства требуется наличие соответствующего помещения и оборудования.


Да, сейчас у нас бум продажи иван-чая: его берут как в подарок, так и для себя. Сейчас вообще актуально все, что полезно для организма. Поэтому нет никаких сомнений, что до Нового года мы реализуем все запасы, но на этом я не хочу останавливаться.

Иван-чай – способ дохода и воплощение некоторых моих качеств: интеллекта, души. Я умею это, однако не значит, что я для этого вот прямо предназначен. Например, в прошлом году отучился на специалиста по аюрведе – традиционная система индийской медицины, одна из разновидностей альтернативной медицины. Мне интересно данное направление, да и вообще все, что связано с оздоровлением людей. Потому, если у меня появится возможность стать врачом, я сделаю это, а если моя задача – приносить пользу людям, продавая им иван-чай, значит, так тому и быть.