Любители фастфуда в Казани обнаружили, что одно из заведений американской сети KFC на улице Баумана, 86 закрыто Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕЧАТЬ НА ДВЕРИ KFC: СЛИШКОМ ГРОМКИЙ РЕСТОРАН?

Накануне утром любители фастфуда в Казани обнаружили, что одно из заведений американской сети KFC на улице Баумана, 86 закрыто. Ресторан, как следовало из бумаги, наклеенной на дверь, опечатало управление Роспотребнадзора по Татарстану, возглавляемое Мариной Патяшиной. Как сказано на печати, решение было принято в соответствии с ч. 6 ст. 27.16 Кодекса об административных правонарушениях, то есть на время. После обеда на двери появилось еще одно объявление, уже от самой компании: ресторан, по версии администрации, закрыт по техническим причинам. Администратор по телефону сообщил, что заведение на данный момент не работает. «Никаких комментариев!» — прозвучало по номеру директора ресторана, указанному на сайте.

Ясность внесло само управление. Как сообщается на сайте Роспотребнадзора, поступило обращение жительницы дома № 5/43 по ул. Пушкина Казани на неудовлетворительные условия проживания, связанные с деятельностью точки фастфуда. Роспотребнадзор, в свою очередь, провел административное расследование, в ходе которого обнаружились нарушения. Так, было установлено превышение допустимых уровней шума для дневного времени суток в квартире заявителя от деятельности KFC (при работе двигателя мусоропогрузочного автомобиля, при вывозе (откачке) отходов из жироуловителей, а также при работе вентиляционного оборудования). Кроме того, выявлено отсутствие контейнеров для сбора твердых бытовых и пищевых отходов предприятия общепита. На юрлицо сети в России ООО «АмРест» составлены протоколы об административном правонарушении и о временном приостановлении деятельности предприятия с 12 ноября 2018 года. Материалы проверки направлены в Советский райсуд. На дополнительные вопросы, отправленные «БИЗНЕС Online», в управлении предпочли не отвечать.

Ресторан, как следовало из бумаги, наклеенной на дверь, опечатало управление Роспотребнадзора по Татарстану Фото: «БИЗНЕС Online»

На месте этой житейско-ресторанной драмы корреспонденты «БИЗНЕС Online» пообщались с Вероникой, дочерью Веры Белихиной, которая пожаловалась в Роспотребнадзор. По ее словам, шуметь заведение начало с самого момента открытия в 2012 году: поначалу здесь запускали дизель-генератор, но после жалоб жильцов это быстро прекратилось. Со второго этажа прекрасно слышно, как подъезжают грузовики для разгрузки продуктов, как вывозят мусор, как, надрываясь мотором, что циркулярная пила, цистерна откачивает жир из накопителя. Вроде бы все это и несмертельно. Пошумит полчаса да уедет, попыхивая выхлопом, скажет кто-то. Но кому как! По словам Вероники, у мамы повышенное давление, и все это действует ну никак не на пользу. «Стоит и грохочет — выходной не выходной, неважно, приехать могут без четверти 8 утра воскресенья. Замечания делать бесполезно — хамят. Думаю, что устранить нарушения они все равно не смогут — помнится, после первых жалоб они месяца полтора вели себя осторожнее, но потом пять лет шумели как всегда. Естественно, что мы всем домом решили бороться с этим!» Действительно, соседки этот «поход» поддержали, добавив, что шумят не только машины на тихом дворе, но и посетители, что, впрочем, естественно для пешеходно-туристической улицы. Рассказали и об ужасах антисанитарии — мол, тараканов когда-то выгребали чуть ли не совками, хотя в последнее время нашествия вроде бы сошли на нет.  В других точках питания KFC пока все спокойно, так что это не какой-то «антиамериканский» поход. Как рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» в некоторых заведениях (а всего их в Казани 11), о ситуации на Баумана знают, следят за ней. Но в другие точки сотрудники Роспотребназдора с массовой проверкой не приходили, то есть никакой целенаправленной атаки на сеть нет. «Работаем в обычном режиме», — отвечали нашему корреспонденту в ресторанах.

«превышение уровней шума оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую системы»

На рынок Казани компания KFC вышла в 2012 году (напомним, первый «Макдоналдс» — в 1999 году). Заведение на ул. Баумана при открытии было двухэтажным, на 700 кв. м и более 220 посадочных мест. Этот ресторан стал вторым в городе и на тот момент крупнейшим заведением KFC в России. 

В августе этого года данная точка была закрыта на 6 суток по той же причине — из-за превышения уровня шума в ночное время суток. В ходе расследования, проведенного в конце июня, выяснилось, что уровни шума, поступающего в одну из квартир расположенного неподалеку 6-этажного дома, при работающем и выключенном оборудовании предприятия превышают допустимые значения для ночного времени суток. Так, например, в маленькой спальной комнате уровень шума составил 43,2 дБА (при выключенном оборудовании — 35,7 дБА), в большой — 39,9 дБА (при норме в 30дБА). Кроме того, установлено, что площадка для сбора ТБО расположена недопустимо близко — на расстоянии 21,5 метра от этого же жилого дома.

«Правонарушение создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, превышение уровней шума оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую системы», — отметили тогда в Роспотребнадзоре. Летом Советский райсуд Казани признал компанию виновной по ст. 6.4 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 6 суток.

Американская сеть ресторанов быстрого питания KFC входит в число крупнейших в мире. Она специализируется на курином мясе, о чем сообщает ее название — Kentucky Fried Chicken (жареные цыплята из Кентукки). Штаб-квартира компании находится в Луисвилле, штат Кентукки. После смерти основателя, полковника Харланда Сандерса Дэвида, чей портрет красуется на каждой вывеске сети, KFC перепродавали несколько раз. Владельцами ее были такие компании, как R. J. Reynolds Tobacco Company и PepsiCo. С 1997 года KFC принадлежит американской корпорации Yum! Brands, специализирующейся на продуктах питания (владеет также брендами Taco Bell и Pizza Hut). 

Владеющее сетью в России ООО «АмРест» со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге и польскими корнями, согласно данным «Контур.Фокус», по итогам 2017 года показало выручку 8,9 млрд рублей. Несмотря на рост оборотов на 13%, компания сработала с убытком в 115 млн рублей. Ее партнер YUM! Restourans Russia & CIS с кипрскими корнями показало выручку в 22,3 млрд рублей и чистую прибыль 1,9 млрд рублей.

Заведение на ул. Баумана при открытии было двухэтажным, на 700 кв. м и более 220 посадочных мест. Этот ресторан стал вторым в городе и на тот момент крупнейшим заведением KFC в России Фото: ©Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«НЕ ДАЙ БОГ, ПОЯВЯТСЯ МЫШИ, ТАРАКАНЫ — ТОЖЕ ОБЫЧНО «ВИНОВАТ» РЕСТОРАН»

Участники рынка уже сталкивались с похожими ситуациями — жители домов со встроенно-пристроенными помещениями нередко жалуются в различные инстанции. 

«У меня был опыт работы в ресторане, который располагался во встроенно-пристроенных помещениях жилого дома, — говорит руководитель проекта P.Lоve Нурислам Шарифулин.— Прежде чем открыться, я посмотрел практику работы таких ресторанов, и всегда их появление приводит к конфликту между заведением и жителями. Если у кого-нибудь в четвертом подъезде на последнем этаже пахнет маслом, то в этом виноват ресторан. Не дай бог, если в доме появятся мыши, тараканы или еще что-нибудь — тоже «виноват» ресторан».

Похожий конфликт с жителями в опыте Шарифуллина также был. Но в случае риска он рекомендует заранее подстраховаться. «Мы предусмотрительно сделали капсульную звукоизоляцию помещения, получили технический паспорт объекта. И, когда к нам пришли из Роспотребнадзора по жалобе жителя дома, мы показали акустический паспорт объекта, который выдает тот же Роспотребнадзор», — рассказал ресторатор.

Он также не исключил, что заявительница хочет получить от этого материальную выгоду. В конце концов, это заведение работает здесь уже 6 лет, с тех пор можно было не раз и не два пожаловаться на что угодно. Бывает, что рестораторам приходится даже выкупать верхние квартиры над своим помещением, чтобы не иметь таких проблем — и ценник на эту недвижимость порой далек от рыночной оценки, но что же делать…

По мнению гендиректора ПКФ «Майдан» (сеть «Сытый папа») Марии Горшуновой, расположение точек общепита, магазинов в жилых многоквартирных домах всегда становится большой проблемой, и опытные рестораторы, прежде чем что-то открыть, сразу делают звукоизоляцию. «Только так! Реально в домах, особенно новой постройки, даже работающие производственные холодильники, морозильные камеры дают очень серьезное звучание», — отмечает Горшунова. 

Кроме того, случаются и необоснованные обвинения. Например, уровень звука, измеряемый аппаратурой, в пределах нормы. Но ведь человек не аппарат, у всех нас разное восприятие, а бывает, что эти ощущения связаны с нервным состоянием самого человека. «Но бывает и так, что децибелы превышают норму, — говорит ресторатор. — А так как производственное оборудование работает круглосуточно, это очень мешает людям. В таких случаях мы, например, шли жителям на уступки, договаривались».

В Казани Роспотребнадзор уже не единожды закрывал предприятия, связанные с производством и продажей продукции питания после жалоб неравнодушных казанцев Фото: ©Виталий Белоусов, РИА «Новости»

СПРАВЕДЛИВОЕ НЕДОВОЛЬСТВО ИЛИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ТРАВЛЯ?

В Казани Роспотребнадзор уже не единожды закрывал предприятия, связанные с производством и продажей продукции питания, причем во многих случаях влияли на это жалобы неравнодушных казанцев.

В апреле 2017 года рынок взбудоражила новость о том, что управление обнаружило кишечные палочки и золотистый стафилококк аж в 17 пекарнях сети «Добропек». Кроме того, в сети не обеспечили защиту от грызунов и тараканов, а для выпечки использовали просроченные продукты, сообщала пресс-служба ведомства. В 16 случаях суды удовлетворили иски и постановили приостановить работу пекарен на срок от 10 до 45 суток. На одну из них был наложен штраф в размере 10 тыс. рублей. Также сотрудники Роспотребнадзора забраковали 2 тонны готовой продукции и сырья — всего 213 партий. На индивидуального предпринимателя и работников пекарен составили 54 протокола об административном правонарушении. В январе 2017 года на коллегии Роспотребнадзора РТ сообщили о жалобах на «Добропек» от жильцов дома на улице Шмидта в Казани. Работа пекарни была приостановлена на 15 суток, а затем еще на 40 суток.

Через несколько дней после этого случая владелец сети «Добропек» Олег Стерлядев распространил заявление о целенаправленной травле со стороны Роспотребнадзора. Он заявил, что действия ведомства — не что иное, как давление на бизнес, ведь подобные сообщения кувалдой бьют по репутации, так что им просто не место на страницах печати. Продукция «Добропека» соответствует требованиям, заверил он, и в качестве доказательств направил в адрес редакции мартовские протоколы исследований лабораторий. Поведение управления он объяснил тем, что на пекарню ранее поступали жалобы от жильцов домов, где размещались точки.

В прошлом же году Роспотребнадзор РТ на месяц закрыл точку одной из крупнейших отечественных сетей пиццерий «ДоДо Пицца» на ул. Ершова. Причиной стала жалоба жителя «на неудовлетворительные условия проживания». Как сообщало управление, специалисты выяснили, что «вход для загрузки продуктов питания организован со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры». «Кроме того, в пиццерии не соблюдается поточность технологических процессов: сырые полуфабрикаты поступают в помещение для приготовления холодных блюд, закусок, салатов, для дальнейшего хранения в холодильной камере, которая также находится в указанном помещении; готовая продукция выносится в обеденный зал через коридор, используемый для загрузки сырья (муки), что является нарушением санитарных норм», — сказано в сообщении Роспотребнадзора. В результате за выявленные нарушения был составлен протокол об административном правонарушении и протокол о временном запрете деятельности, а материалы для рассмотрения направлены в суд. Постановлением Советского районного суда деятельность «ДоДо Пиццы» приостановлена на месяц.