В Донецкой и Луганской народных республиках пройдут вторые в их истории выборы глав республик и депутатов Народных собраний В Донецкой и Луганской народных республиках пройдут вторые в их истории выборы глав республик и депутатов народных собраний Фото: ©Валерий Мельников, РИА «Новости»

ОПЫТ РЕГИОНА ДОНБАСС МОЖЕТ СТАТЬ ОСНОВОЙ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ДНР и ЛНР — в центре растущего мирового публичного интереса. Это надо признавать. Они многими воспринимаются как строители современной практики регионального самоуправления, отражающей демократические тренды мирового порядка. С другой стороны, их рассматривают в качестве геополитических образований, втянутых в национальный конфликт незаконными и аморальными действиями центральной власти, которые в самой вызывающей форме нарушают конституционные принципы и международно-правовые обязательства страны.

Объективные внешние акторы (отдельные государства и межправительственные организации) видят в такой ситуации отголоски государственного кризиса Украины, заполнение ее политической, экономической, дипломатической, ресурсной, финансовой компетенции, присущей реальному суверенитету, деятельностью на украинской территории и внутри институтов власти госдепартамента, минфина, минобороны, минюста США, МВФ, разведсообщества НАТО, дипломатов Евросоюза, ТНК и других «директорий» внешнего управления даже тех стран, которые, как мы видим, числятся членами ООН, владеют навыками международной правосубъектности.

Еще один аспект со знаком минус украинского прецедента связан с констатацией наличия нигилистского подхода руководства страны к международному правоприменению. Во внешней политике Украины спекулятивные ссылки на уважение общепризнанных стандартов, приоритет Устава ООН — обычное дело. Также обыденным стало системное нарушение ею основных и специальных международных нормативов. Отсюда и объяснение юридического нигилизма, отрицания верховенства права при регулировании проблематики Юго-Востока.

Иллюстрация тому — неэффективность, нарушение международных обязательств Украины. Примеры мы находим в различных аспектах. Среди них — право договоров, консульское и дипломатическое, право международных организаций и конференций, речное и морское право, безопасности и, конечно, международное гуманитарное право, а также институты, закрепляющие законы и обычаи войны, их действия в условиях гражданских конфликтов. Как ни парадоксально прозвучит, но опыт региона Донбасс — крупнейшего в Европе и Евразии — может стать основой для преодоления «критической массы» в действующих международных пространствах и формирования антикризисной программы развития международного права, на которую имеется существенный запрос.

Подготовка и проведение публичной кампании в ДНР и ЛНР даже при самой плотной критике, демонстрирует гармоничное применение ее субъектами общеобязательных электоральных стандартов Подготовка и проведение публичной кампании в ДНР и ЛНР даже при самой плотной критике демонстрирует гармоничное применение ее субъектами общеобязательных электоральных стандартов Фото: ©Игорь Маслов, РИА «Новости»

ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ В ДОНБАССЕ НАПРЯМУЮ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ФАКТА ПРИЗНАНИЯ РЕСПУБЛИК

В обозначенном аспекте исключительное значение приобретает выборная кампания 11 ноября 2018 года в ДНР и ЛНР. Да, к ней неоднозначное отношение. Такими же различными будут, судя по всему, и оценки итоговых результатов. Об этом говорят, в частности, недавние декларации ряда членов совета безопасности, Евросоюза, Европарламента, МИД Украины.

Поэтому сегодня важно отметить ряд позитивов, которые сопровождают организацию голосования в республиках и которые в значительной мере повлияют на качество внешних оценок со стороны государств, международных организаций, общественности, представителей СМИ. Эти позитивы — продукт современной международной нормативной и политической системы.

Во-первых, право на проведение выборов и референдумов в Донбассе напрямую не зависит от факта признания республик и опирается на общепризнанные принципы демократии и регионального самоуправления.

Во-вторых, оно органично связано с фундаментальными правами и свободами человека и гражданина, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейской конвенции 1950 года, пактах о правах человека, принятыми генеральной ассамблеей ООН в 1966 году. Устойчивого развития и самостоятельности социальных институтов, о чем говорится в минских договоренностях, без их эффективной имплементации, в том числе посредством участия в выборах, не достичь.

В-третьих, подготовка и проведение публичной кампании в ДНР и ЛНР даже при самой плотной критике демонстрирует гармоничное применение ее субъектами общеобязательных электоральных стандартов, установленных ОБСЕ, советом Европы, СНГ, правил, рекомендованных Венецианской комиссией. Среди них — нормы конкуренции, открытости, гендерного равенства, тайны голосования, доступа наблюдателей. О последнем следует сказать особо, предваряя, в частности, угрозы Киева в адрес внутренних и внешних наблюдателей, вплоть до применения репрессивных мер, что противоречит международным обычаям и цивилизованной культуре диалога.

Судя по предварительным данным, число стран, от которых направлены так называемые observers (наблюдатели), превышает цифру 20–25. В реальности фронт участников будет более широким. Он объединяет несколько категорий: представители государств (Абхазия, Южная Осетия), международных структур, международные эксперты, депутаты, средства массовой информации и другие. Исходя из специфики кризиса в Украине, можно прогнозировать на выборах в Донбассе большой объем дистанционного наблюдения. Эта форма электоральной дипломатии позволяет, с одной стороны, получить конкретные для анализа результаты, с другой — обойти отдельные стенды напряжения и не вызывать излишние осложнения. Она активно применяется в современной практике.

Таким путем однозначно пойдут, например, все иностранные загранучреждения на территории Украины, которые уже сегодня имеют соответствующие задания по Донбассу из своих столиц. Будущие выборы в зоне внимания, естественно, потенциала совета безопасности, ЭКОСОС, Международного суда ООН, ОБСЕ, совета Европы (ПАСЕ), Евросоюза и иных международных институтов.

В-четвертых, позитивные целеполагания выборной кампании. В этом сомневаться не приходится. ДНР и ЛНР, проживающее в них население, настроены на реализацию минских договоренностей. Ориентиры — социально-экономическое, экономическое, научное развитие территорий, эффективные трансграничные региональные связи, поддержание внутреннего правопорядка и правоохранительной системы. Донбассу нужна легитимная власть в позитивно-критическом ключе для прикладного регулирования многих актуальных проблем, в том числе и для многосторонних переговоров с официальным Киевом, в том числе после реновации его власти в ходе президентских и парламентских выборов 2019 года.

Выборы в Донбассе 11 ноября 2018 года, об этом можно говорить уже сегодня, не акт территориального эгоизма и сепаратизма. Они формируют специфический опыт государственного строительства в сложных геополитических и экономических условиях XXI века. Подобный социально-политический, государственно-правовой продукт требует внимания со стороны международного регионального сообщества. Идя таким путем, мы цивилизованно укрепляем современное управление на платформе гармонизации интересов человека, народов, наций и государств.

Василий Лихачев