Мунир Гайнуллов (слева) Мунир Гайнуллов (слева) поинтересовался, опыт каких стран или регионов России изучался при создании сети платных парковок в республике: «Зачем придумывать велосипед?» Фото: gossov.tatarstan.ru

«закон получился достаточно демократичным»

Сегодня на очередном заседании комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ депутаты обсудили градостроительные вопросы и презентовали законопроект о парковках, получивший элегантное название «О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан». Подготовил его сам комитет, а не минтранс, поэтому и с докладом выступил глава комитета Марат Галеев. По его словам, федеральный законодатель дал субъектам год, чтобы они могли наработать опыт управления платными парковками и законодательно оформили ограничения по их регулированию.

«Мы вначале все полномочия отдали муниципалитетам. Они, исходя из собственного опыта, пришли к определенным выводам: например, ночные парковки стали бесплатными (с 21:00 до 7:00прим. ред.), в праздничные дни — бесплатными, инвалидам — бесплатно, а также целый ряд других моментов, — рассказал он. — Смысл этого закона заключается в том, чтобы законодательно было понятно гражданам, что можно, а что нельзя».

 «У нас все крупные бизнесмены — инвалиды», — проговорил один из депутатов.

«Владельцам частных парковок дается право вводить дополнительные льготы, — продолжил Галеев. — То есть закон получился достаточно демократичным, правовое управление очень серьезно поработало. Если вы поддержите этот законопроект, он вступит в силу с начала 2019 года».

Галеев отметил, что документ разрабатывался в тесном взаимодействии с исполкомом Казани, и подчеркнул, что любой муниципалитет обязан будет заранее — за месяц — сообщать о том, где будет располагаться платная парковка.

Несмотря на то что законопроект в основном лишь закрепляет уже имеющиеся практики, вокруг него развернулась активная дискуссия. Так, депутат Мунир Гайнуллов поинтересовался, опыт каких стран или регионов России изучался при создании сети платных парковок в республике: «Зачем придумывать велосипед?»

Глава комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ заявил, что мировой опыт везде разный. «Есть такие города, где вообще в центр запрещено въезжать. Это мало кому нравится, но такая практика есть. Может быть, и мы к этому придем. В Дании вы не встретите больших машин, потому что налоги непомерные. В разных странах разные условия. Апеллировать к общемировому опыту некорректно. Закон учел опыт России и интересы граждан», — заверил он.

Талгат Абдуллин (слева) «Да давайте примем мы уже этот закон, а потом посмотрим», — вмешался с шутливо-конструктивным предложением Рафкат Кантюков (справа) Фото: gossov.tatarstan.ru

Будут ли платными придомовые парковки?

Еще более серьезную проблему поднял экс-глава Госжилфонда Талгат Абдуллин. «Сегодня ведется строительство жилых районов. Законодательство обязывает, чтобы была предусмотрена территория под парковки. В то же время парковочные места не являются общедомовым имуществом — это самостоятельное имущество, которое может быть продано или отдано в аренду. Кто решает, будут такие парковки платными или нет?» Он поинтересовался, может ли возникнуть такая ситуация, при которой муниципалитет отдал землю в аренду, кто-то ее застроил и благоустроил, а город говорит, что там будет платная муниципальная парковка.

«Если это не общее имущество, решать будет собственник. Если земля муниципальная, то, соответственно, муниципалитет, — ответили ему. — У нас вся земля в собственности муниципалитета, кроме той, что уже оформлена в общедолевую собственность».

— А чье сооружение на этой земле? — продолжал Абдуллин.

— Там же нет сооружений.

— Есть. Плоскостное сооружение, бетонная площадка, почему нет?

 — Можно пояснить? Дело в том, что в составе дома есть общедолевая собственность и есть паркинг, который выделен кадастром и который можно продать, — уточнил Гайнуллов.

— Да давайте примем мы уже этот закон, а потом посмотрим, — вмешался с шутливо-конструктивным предложением гендиректор ООО «Газпром трансгаз Казань» Рафкат Кантюков.

И после непродолжительного обсуждения депутаты этому совету последовали: одобрение комитета получено (руку вверх поднял даже Абдуллин, который выглядел как человек, так и не получивший ответа на свой вопрос). На следующем этапе законопроект будет обсуждаться на заседании Госсовета, где его представит уже министерство транспорта и дорожного хозяйства республики.

Марат Галеев Марат Галеев: «В наследство нам досталось очень много коммуникаций, которых и на карте нет. Челны строили с авралом» Фото: gossov.tatarstan.ru

«То, что на бумаге написано, для многих вообще необязательно»

Пожалуй, дольше всего парламентарии рассматривали вопрос о мерах по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами муниципального самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на территории Татарстана, и пришли к выводу, что проверок недостаточно, с квалифицированными кадрами сплошные сложности, а к букве закона наши люди относятся достаточно пренебрежительно. Так, выступающий с докладом по этому поводу первый замминистра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Алексей Фролов рассказал, что если три года назад число проверок составляло 169, то с введением нового закона в этой области начиная с 2016 года оно сократилось до 32. «С 2014 года все проверки согласовываются с прокуратурой. Решение о проведении проверок принимается только в результате обращения граждан или информации государственных органов о нарушениях, которые влекут за собой угрозу жизни и здоровья. Возможность возникновения указанных оснований на сегодняшний день представить сложно. Органы прокуратуры ни разу не согласовали проведение плановых проверок», — говорит он.

Другая проблема — уведомительный порядок индивидуального жилищного строительства. «Граждане получили право декларировать объекты строительства по желанию. На наш взгляд, это не совсем корректно — декларирование не всегда соответствует фактическим площадям. Это влияет на исполнение республикой показателя по количеству ввода квадратных метров жилья. Это достаточно серьезная проблема», — заявил Фролов.

Кроме того, замминистра с сожалением констатировал очень серьезный отток кадров из органов государственного и муниципального управления, признав, что новые кадры, которые приходят взамен ушедших, некомпетентны.

Галеев отметил, что вопрос контроля настолько глубок, что он вынужден обратиться к «философии развития общества». «Понимаете, в чем дело? В любой стране, если принят генплан, никому и в голову не придет, что от него можно отступать. У нас это в голову может прийти любому. Это вопрос устройства головы. Мы к праву относимся как к бумаге, а не как институту. То, что на бумаге написано, для многих вообще необязательно, в том числе и для властных структур. Поэтому мы крайнего не найдем — получается замкнутый круг», — посетовал глава комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ.

Еще одна сложность — подземные коммуникации, их карт до сих пор до конца нет, а люди строят на поверхности — в опасной близи — дома и коттеджи. «В наследство нам досталось очень много коммуникаций, которых и на карте нет. Челны строили с авралом», — начал Галеев. 

— Не, вы зря говорите, — перебил его Абдуллин, который, работая в Татарской республиканской конторе Стройбанка СССР, приложил руку к стройке. — В Челнах все документы были на месте, никто не перекладывал сети.

— Но управления эти процессом недостаточно, — предположил Галеев.

— В Челнах прекрасное управление!

— Челны — молодой город, это Казани 1000 лет, — резонно заметил один из депутатов.

— Да, деревянные тротуары я еще застал, — согласился глава комитета. — Проект у вас есть. Я уповаю на то, что, когда будет полная централизация, станет проще.

В итоге проект был одобрен. Комитет постановил активизировать профилактическую работу с муниципалитетами, изучать и отменять нормативные правовые акты в области градостроительства, создающие административные барьеры и препятствующие развитию бизнеса, и обеспечить законность, обоснованность и эффективность проводимых проверок.

Алексей Фролов (слева) Алексей Фролов (слева) с сожалением констатировал очень серьезный отток кадров из органов государственного и муниципального управления, признав, что новые кадры, которые приходят взамен ушедших, некомпетентны Фото: gossov.tatarstan.ru

«Минниханов сейчас звонил из Томска, завтра в Казахстан поедет... когда ему 1,2 ТЫСЯЧИ соглашений подписывать?!»

Фролов также выступил с докладом о законодательной инициативе Госсовета РТ по внесению в Госдуму проекта закона «О внесении изменения в статью 40 федерального закона „О концессионных соглашениях“». Его суть сводится к следующему: передача прав владения систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, происходит по договорам аренды. Если срок эксплуатации превышает пять лет, эти объекты передаются в пользование обязательно в рамках концессионного соглашения, которое имеет право подписывать только президент Татарстана.

«Законодательством не предусматривается делегирование полномочий по подписанию концессионных соглашений. В силу того, что у нас 1295 объектов, по которым нужно подписать такие соглашения, предлагаем уполномочить таким правом конкретную структуру в правительстве», — презентовал Фролов последнюю на сегодняшний день законодательную инициативу.

«Ну конечно. Минниханов сейчас звонил из Томска, завтра в Казахстан поедет... Когда ему 1,2 тысячи соглашений подписывать?!» — согласились парламентарии.

На заседании также получили одобрение комитета республиканские законопроекты о внесении изменений в законы РТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РТ государственными полномочиями Республики Татарстан по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов» и «О градостроительной деятельности в Республике Татарстан».