МНОГОУРОВНЕВЫЕ НАДЗЕМНЫЕ ПАРКИНГИ И ДВУХУРОВНЕВЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ ПАРКОВКИ К УНИВЕРСИАДЕ-2013, ПО ЗАМЫСЛУ ВЛАСТЕЙ, РАДИКАЛЬНО ИЗМЕНЯТ ОБЛИК УЛИЦ СТОЛИЦЫ
Сколько машино-мест появится в центре города, какова стоимость их строительства и будут ли парковки в таких «резонансных» точках, как Площадь Свободы? Министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» о том, как в столице Татарстана планируется решать проблему парковок.
ЛЕНИНА НЕ ПОБЕСПОКОЯТ
- Ирек Энварович, в какой стадии находится программа создания в Казани крупных парковок?
- Проводится анализ - как ранее предоставленных для возведения многоэтажных гаражей и парковок земельных участков, так и резервных территорий для строительства. На сайте правительства Татарстана размещена соответствующая карта.
- Сколько парковок планируется создать и где?
- Начну с того, что за последние десять лет количество автомобилей в городе увеличилось в три раза. В Казани на 1000 жителей приходится 250 машин. В городе зарегистрировано более 270 тысяч единиц автотранспорта, а парковочных мест действует порядка 160 тысяч. То есть казанцы обеспечены парковками только на 60 процентов. Острее всего проблема стоит в центральной части города – не хватает около 10000 машино-мест. По программе, их здесь будет создано около 9500 - большая часть парковок будет возведена в центральной части города.
Всего в Казани подготовлены предложения по 38 участкам, на которых к Универсиаде-2013 предполагается разместить как многоуровневые открытые надземные паркинги, так и двухуровневые подземные парковки. Думаю, это радикально изменит облик улиц – разгрузит их, сделает чище и безопаснее.
- Большой резонанс вызвали известия-слухи о том, что стоянки появятся под площадью Свободы и Черным озером. Существуют ли такие проекты?
- Возможность строительства на площади Свободы двухуровневого подземного паркинга рассматривалась, но принято предварительное решение перенести его в район здания министерства финансов Татарстана. Проектное предложение по размещению на данном участке многоуровневого паркинга готовит ГУП «Татинвестгражданпроект».
Что касается территории Черного озера, то окончательное решение пока не принято. О целесообразности строительства в этом месте подземного паркинга можно будет говорить после изучения результатов геологических изысканий.
- Если строительство на Черном озере все же будет, сохранится ли сам водоем?
- Безусловно, в случае решения о строительстве работы будут включать и реконструкцию существующей чаши бассейна, и полное восстановление благоустройства территории парка.
СКОЛЬКО СТОИТ ПОДЗЕМНОЕ МАШИНО-МЕСТО
- Насколько обоснованно создание подземных парковок в сложных геологических условиях Казани?
- Существуют и мировой, и российский, и казанский опыт строительства в сложных инженерно-геологических условиях и в плотной городской застройке. Другой вопрос, что финансовые затраты на технологическое решение отразятся на стоимости машино-места. Поэтому сегодня предпринимаются все меры, чтобы избежать удорожания проектов. Тем не менее комплексное освоение подземного пространства - эффективный путь решения территориальных, транспортных и экологических проблем крупных городов, особенно исторических.
Еще одна идея, которую мы планируем реализовывать, – так называемые «перехватывающие» паркинги на въезде в город и у станций метро. Они позволят автовладельцам оставлять машины и пересаживаться на альтернативные виды транспорта.
- Сколько стоит строительство подземной парковки?
- Конечно, под землей строить дороже. Себестоимость строительства одного наземного машино-места, в зависимости от вида парковки, составляет 200 - 280 тысяч рублей, подземный вариант - около 450 тысяч рублей. При этом аналитики говорят о больших сроках окупаемости подземных парковок, в том числе и из-за отсутствия у казанцев культуры пользования платными парковками. Это может затянуть сроки возврата инвестиций. Если быть оптимистом, то срок окупаемости - 9 - 11 лет.
- Какие источники финансирования предполагается использовать?
- Средства частных инвесторов, а также правообладателей земельных участков. Татарстанским министерствам юстиции, финансов, земельных и имущественных отношений, а также исполкому муниципального образования Казани уже дано поручение внести на рассмотрение в Государственный Совет Татарстана и Городскую Думу проекты законодательных актов и нормативных документов о предоставлении преференций по налоговым платежам на прибыль, имущество, ставкам земельного налога, арендной плате за землю, освобождению от платы за присоединение к сетям водоснабжения в Казани для инвесторов, которые примут участие в проекте. Городская Дума эти вопросы уже рассмотрела.
Кстати, застройщикам новых микрорайонов муниципальные учреждения дают четкие рекомендации: городские власти не согласуют жилищные проекты, если в инфраструктуре жилого комплекса не предусмотрены парковочные места. Застройщики должны руководствоваться постановлением руководителя исполкома муниципального образования Казани от 2007 года «О нормативах проектирования мест временного и постоянного хранения автомобилей». То есть для каждой вновь построенной квартиры необходимо предусмотреть одно машино-место.
«…И ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ УКРАСТЬ…»
Поскольку вопрос с парковкой под Черным озером представляется «БИЗНЕС Online» важным со многих точек зрения, мы попросили прокомментировать его специалистов. В частности, любопытно высказывание министра о том, что строительство в сложных инженерно-геологических условиях неизбежно отразится на стоимости машино-места, а также о мерах по недопущению удорожания проектов. Как рассказала «БИЗНЕС Online» доцент кафедры общей геологии и гидрогеологии КФУ Надежда Жаркова, вопрос о строительстве упирается именно в готовность осознанно пойти на крупные вливания:
- На Черном озере очень мощный слой техногенных грунтов культурного слоя. По некоторым данным, чуть ли не 10 - 20 метров. Во времена Ивана Грозного там был очень глубокий овраг, где были ключи. Потом поперек него построили несколько плотин, образовали запруды, получилось три озера – Банное, Поганое, Черное, которые постепенно захламились и сформировалась котловина, заполненная техногенным грунтом. Грунты эти непригодны для строительства – не зря в этом месте ничего не построено. Что-то серьезное на Черном озере можно возводить только если делать очень глубокие сваи. И весь вопрос в том, сколько средств в это готовы вложить и не разворуют ли их. То есть вопрос не в сложности условий, а в том, каковы проект и его реализация. Если грамотный проект сделать, ничего не украсть, правильно построить, все будет нормально. Примеры есть. Но условия, конечно, сложные.
СТРОИТЬ МОЖНО ВЕЗДЕ
Примерно семь лет назад парк тоже собирались переделывать (надземную часть) – проект реконструкции делали в Персональной творческой мастерской Евгения Евсееева и Николая Новикова. Мы позвонили Евсееву (ныне - руководителю научно-производственной лаборатории ГУП «Татинвестгражданпроект»), который имеет отношение и к новым видам Черного озера.
- Евгений Сергеевич, что стало с прежним проектом реконструкции парка?
- Сделали его, показали, нам похлопали в ладоши, но реализован было немногое. Сделали центральный круг, начали восстанавливать спортивную площадку и главную лестницу (и то, и другое не закончили), посадили деревья, реконструировали ограду по периметру, но калитки почему-то сделали не совсем качественно. Важна была замена отслуживших свой век деревянных строений в центре, но до этого не дошло - видимо, финансирования не хватило.
- Кто был заказчиком?
- Я не знаю процедуру заказа, мы работали с Горводзеленхозом.
- Гидрогеологические изыскания тогда делали?
- На это не было средств. Тем более что там надо бурить на большую глубину. Такие изыскания надо делать как можно быстрее - становится ясной судьба проектных решений.
- Как думаете, реально на Черном озере что-то построить?
- Сейчас ведь и прямо в морях, и в горах города строим. Строить можно везде, но сколько это будет стоить? А так, можно хоть на десять этажей вниз уйти.
- Новым проектом занимаетесь, в том числе, и вы. Судя по видам, внешне парк останется почти прежним?
- Смысла нет менять видимую часть озера - она логична. Осевая композиция, идущая от главного входа на Спасскую башню, цепочка объектов общественного назначения, площадь, спортивная зона, система небольших кафе, прокат коньков и велосипедов, поле воды, которое, кстати, несколько раз засыпали и откапывали. Ведь как такового Черного озера сегодня нет, нынешняя чаша – искусственная вода.
- Каковы основные параметры стоянки?
- Два уровня для 1300 - 1400 машин.
- Как давно разработан проект?
- Надо говорить не о проекте, а о концепции. Занимались ей года полтора, а сложили полгода назад. И теперь периодически этот вопрос возникает. Уточню, что наша лаборатория готовит архитектурно-планировочную концепцию, которая потом проходит процедуры обсуждения, в том числе, общественного. К рабочей стадии проекта (изысканиям, разработке фундаментов, конструктивных схем, вентиляции, отопления - всему тому, что непосредственно идет на стройку) мы отношения не имеем.
А возникла тема в связи с приглашением в Казань архитектора из Барселоны Хосе Асебильо, который сказал, что у центральной части нашего города - большие проблемы со стоянками. А в Барселоне есть примеры стоянок под городскими парками и площадями. С его подачи и было принято рассмотрение этой программы.
Арслан Минвалеев
Тимур Латыпов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.