Артем Когданин Артем Когданин

КАК Я 10 ЧАСОВ ПЛЫЛ ДО КАЗАНИ 60 КИЛОМЕТРОВ

Недавно увидел новость о застрявшем на мели прогулочном катере «Ярославец» и задумался. Я обожаю плавать по Волге летом, нам в Казани очень сильно повезло, что у нас есть такая возможность. Но почему инфраструктура вдоль великой реки оставляет желать лучшего? В республике стремительно развивается туризм, но волжским путешествиям внимание почему-то не уделяется.

Расскажу показательную, на мой взгляд, историю. В конце сезона всегда возникает вопрос с зимовкой лодки. Пару лет назад я чуть затянул и оставил свой небольшой катер (около 8 м) у пирса дома в поселке Тетеево до поздней осени, еще несколько дней промедления могли оставить меня без лодки. Я чуть затянул с переходом на зиму и не учел важной детали — уровень воды к концу сезона в Волге сильно упал, мое судно оказалось в настоящей ловушке: вокруг мель и лишь небольшие протоки.

Оставлять лодку зимовать на воде нельзя. Лед сломает стеклопластик, и о катере можно забыть. Мне пришлось выбираться из этого плена. Первые метры осеннего путешествия шли нормально, а потом вдруг воды стало буквально по пояс, кое-где еще меньше. Летом с заводью все в порядке, суда беспрепятственно ходят, но теперь до весны тут уже ничего не изменится. Казань от того берега находилась в 60 км по воде, и я со своим другом понял, насколько трудная экспедиция нам предстоит.

На наше счастье дно там глинистое, а не каменное, можно было пробираться через мелководье. Так мы проплыли метров 15 и встретили мужчину, который ловил рыбу, сидя на табуретке на том месте, где мы проходили на лодке все лето. И тут стало понятно, что мы еще шли по глубоким местам, при том что винт уже месил исключительно грязь.

За два часа такого «путешествия» мы прошли метров 30. Дошли до места, где навстречу нам вышел человек, волочивший резиновую лодку: «Здесь проще так». И вот тут стало по-настоящему грустно. Вперед не пройти, назад — тоже.

Ко всем нашим бедам начало смеркаться. На глубине ночью не так-то просто маневрировать, а тут практически на мели и в темноте. Через пять часов за нами осталось всего 100 метров. В какой-то момент мы уже приноровились, воды стало побольше. Вышли на середину Волги — и тут эхолот вдруг стал показывать резкое падение глубины. Друг вышел к краю лодки, когда мы остановились, посветил фонариком и сказал, что видит дно. А там уже не глина. Дно может быть каменное. Если стеклопластиковой лодкой наткнуться на него, то все может закончиться очень драматично как для нее, так и для нас. Пришлось прощупывать дно палкой и так выходить к фарватеру. Спустя 10 часов, уже поздней ночью, мы пришли в яхт-клуб. Я только помню, как уткнулся носом катера в причал, позвонил директору, а тот сам припарковал. Этот переход в ноябре 2016 года запомню навсегда.

СТРАННО ГОВОРИТЬ О ПРОБЛЕМАХ ВОЛГИ, КОГДА ВСЕ ЛЮБЯТ «ВОДУ»

Эта история не только про мои приключения, но и про отсутствие инфраструктуры. В таком положении никому не позвонишь, просто нет никаких служб. Мы привыкли, что сейчас в любой момент нам могут помочь. Прорвало трубу — один звонок, и довольно скоро вам все починят. Тяжелая ситуация на дороге — и эвакуатор готов вас спасти. Из-за утраченной культуры речной навигации, которая с развалом СССР потеряла массовость, этот пласт жизни остается без поддержки. Да, мой случай нестандартный и в то же время комично-печальный, но регулярно происходят более опасные инциденты, когда ты также остаешься без помощи.

Однажды у меня кончилось топливо возле Свияжска. Мне оставалось звонить только знакомым: одного не было в городе, у второго сломалась лодка, третий сможет приехать через четыре часа. Ни в одной стране, где есть выход к большой воде, таких проблем не бывает.

В той ситуации я мог позвонить в Государственную инспекцию по маломестным судам (ГИМС) — и ко мне бы точно приехали. Но вызывать ГИМС ради бензина довольно странно. Возможно, в этот момент кому-то реально нужна помощь. Здесь только остается надеяться на знакомых.

В Казани всего два больших яхт-клуба, хотя потребность в них значительно выше. В Самаре, например, их с десяток. Видимо, там идет поддержка со стороны властей региона и что-то осталось со времен СССР. Непонятно, почему у нас не идут по такому же пути. У многих успешных людей Татарстана есть яхты. Было бы меньше вопросов, если бы элита была «сухопутной», но это не так. У нас не меньший потенциал по сравнению с Самарой, а может, даже и больший. Ведь кроме Волги в Татарстане еще есть Кама и Вятка.

Немного непонятно, как мы сталкиваемся с такими проблемами, когда в Казани три верфи. Яхты Velvette Marine вообще уходят на экспорт, в основном в Европу. Все есть: от потенциала до желания людей. Но у нас лодки имеются только у тех, кто живет у воды или держит свой пирс, потому что иначе никак.

В городе есть лодочная станция возле «Ривьеры» на пять лодок. И речь же идет не об огромных яхтах. У кого они есть, могут сами построить себе лодочную станцию. Люди среднего достатка могут взять лодку, но поставить в столице Татарстана ее будет практически негде. Кто-то мог бы приезжать в город с дач, например.

ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО СТАРАЯ «АРКАДИЯ»

И это не самая большая головная боль. У нас нет заправочных станций для лодок. Раньше была плавающая от «Татнефти», сейчас топливо нужно привозить самостоятельно, в бочках или канистрах, а это не маленькие объемы: в среднем размер бака — от 300 литров до тонны, а расход — 200 литров в час. Можно потратить целый день просто на заправку лодки. Когда появилась проблема с заправками, я просто продал катер. Его надо заправлять раз в две недели, если ходишь часто. Некоторым хватает на сезон, но для меня это неактуально. Пришлось продать свое судно и взять у друга обычную пластиковую лодку. В итоге на такой моторной лодке прокатался все лето.

Есть живой пример: транзитом через Казань шла большая яхта метров 30, ей нужно было где-то переночевать. Капитан судна предварительно связался с яхт-клубом «Локомотив», однако зайти туда он не смог, так как лоция была неверной. В результате огромная лодка напоролась на мель. Хорошо, что там песок, но еще неизвестно, что у них произошло с винтами. Желания заходить туда на яхте ценой в 250 млн рублей у них больше не было. После этого капитан ночью вынужден был искать другое место. Хорошо, что есть другой яхт-клуб, куда судно смогло встать. Да и то пришлось сначала созвониться с руководителем того яхт-клуба для подробной консультации. Нужно было подвинуть остальные лодки. И все происходило в 1,5-миллионной Казани — городе, который мы считаем одним из самых продвинутых в стране. Хотя это далеко на самая большая яхта. К примеру, «Омик», «Метеор», «Ракета» длиннее.

Намного чаще приходится сталкиваться с более реальными затруднениями. Ко мне постоянно приезжают друзья и просят покатать их по Волге. Я бы с удовольствием взял в аренду лодку на день, но предложения нет. Стоит одна старинная «Аркадия», на которую смотреть не хочется. Например, в той же Самаре с этим нет никаких проблем. Там даже устроят кейтеринг, что не будет стоить больших денег.

Из-за отсутствия инфраструктуры владельцы частных яхт вынуждены ставить их возле берегов, дач и других мест, где можно это сделать. Так что перед покупкой судна нужно хорошо подумать, где его потом парковать. Пример того, что водные маршруты актуальны, — паромная переправа на Верхнем Услоне: она постоянно забита.

В принципе, у любого солидного дачного поселка должен быть небольшой подход для владельцев лодок под чьим-то владением. Остается только надеяться, что когда-нибудь нам удастся исправить столь трудное положение.

 Фотографии из личного архива Артема Когданина