КАЗАНЬ ПОПОЛНИЛА КОЛЛЕКЦИЮ ПЛАКАТНЫХ ЛЯПОВ КО ДНЮ ПОБЕДЫ ТОРПЕДОНОСЦЕМ БУША-СТАРШЕГО И ЛЮБИМЫМ БРОНЕТРАНСПОРТЁРОМ РОММЕЛЯ
Завтра Государственный симфонический оркестр РТ даст благотворительный концерт дня ветеранов Великой Отечественной. Бесспорно благое мероприятие, однако, сопровождается весьма странной рекламой. Внимательно присмотревшись к афише предпраздничного концерта «Великое Противостояние», журналисты «БИЗНЕС Online» с удивлением, переходящим в оторопь, обнаружили, что на ней изображена исключительно немецкая и англо-американская боевая техника Второй мировой войны. Комментарии заинтересованных лиц по этому поводу оказались не менее удивительными…
ПОСВЯЩАЕТСЯ ДНЮ ПОБЕДЫ
Сначала – о самом концерте, это принципиально важно для дальнейшего повествования. Вот что сообщило государственное агентство «Татар-информ» и ряд других СМИ:
«6 мая Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского представит программу «Великое Противостояние». Концерт посвящён Дню Победы. В программе: произведения Вагнера, Брамса и Шостаковича – противостояние и примирение в музыке. В этот вечер на сцену выйдет один из самых знаменитых скрипачей мира – народный артист СССР Виктор Третьяков, который сейчас живёт и работает в Кёльне (Германия). Он исполнит Концерт для скрипки с оркестром Брамса.
В честь самого светлого праздника нашей страны музыканты оркестра наденут георгиевские ленты. Днём 6 мая для ветеранов Великой Отечественной войны будет дан благотворительный концерт». Что интересно, ранее местом службы Сладковского был военный оркестр в Санкт-Петербурге.
На первый взгляд в афише концерта, размещённой у ГБКЗ им. Сайдашева, нет ничего особенного, всё на месте: самолёты летят, бронетранспортёры ползут, пехота бежит. Но, присмотревшись повнимательнее к баннеру, корреспонденты «БИЗНЕС Online» испытали лёгкое беспокойство, которое затем перешло в оторопь.
ДЖОРДЖ БУШ И БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Поначалу в глаза бросились явно несоветские опознавательные знаки на бортах и крыльях тройки летящих над облаками самолётов. Немудрено – такие машины на вооружении советских вооруженных сил никогда не стояли. Торпедоносец-бомбардировщик Avenger («Мститель») был разработан фирмой Grumman Corporation для ВМС и Корпуса морской пехоты США. Впервые вступил в бой во время сражения у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года. Также «Эвенджеры» поставлялись в ВМС Великобритании (именно британские самолёты изображены на афише) и ВВС Новой Зеландии, а после войны использовались Францией, Канадой, Японией.
«Эвенджер» часто называют визитной карточкой Grumman (с 1994 года, после слияния с Northrop Corporation – Northrop Grumman Corporation; один из мировых лидеров в авиакосмической отрасли, судостроении, а также в области электроники и информационных технологий), и с торпедоносцем связано несколько занятных историй. Впервые Avenger был продемонстрирован общественности 7 декабря 1941 года: во время церемонии пришла новость о нападении Японии на Пёрл-Харбор. Через две недели был получен заказ на 286 машин (всего построили 10 тысяч самолётов)… Одним из пилотов «Эвенджеров» во время Второй мировой войны был будущий президент США Джордж Буш-старший. 2 сентября 1944 года его самолёт был сбит над островом Титидзима. Из трёх членов экипажа уцелел только Буш… Но мировую «славу» торпедоносцу принесла «самая загадочная катастрофа за всю историю авиации»: вечером 5 декабря 1945 года шесть «Эвенджеров» ВМС США бесследно исчезли в Бермудском треугольнике.
ЗНАК КАЧЕСТВА ОТ ЛИСА ПУСТЫНИ
Что там у нас дальше? Пехота под прикрытием бронетранспортёра с вермахтовским крестом входит в горящее селение. В машине опознаём Sd. Kfz.250 - германский лёгкий полугусеничный бронетранспортёр, который во время Второй мировой состоял на вооружении немецких танковых, артиллерийских, сапёрных подразделений и разведывательных рот. В вездеходе применялось оборудование и узлы таких всемирно известных сегодня фирм, как Maybach (двигатель), Bosch (генератор), Michelin (шины) и других. Серийные Sd. Kfz.250 начали поступать в войска в июле-августе 1941 года. Была и модификация в виде командного пункта. Именно такой бронетранспортёр был излюбленным средством передвижения Лиса пустыни - командующего Африканским корпусом генерала-фельдмаршала Эрвина Роммеля. Sd. Kfz.250 оказался незаменим в условиях Восточного фронта и зарекомендовал себя лучше, чем классические колёсные бронеавтомобили. Трофейные Sd. Kfz.250 использовались в советской, американской и польской армиях. Всего было выпущено 6628 бронетранспортёров Sd. Kfz.250.
Ну, ладно - и Avenger, и Sd. Kfz.250 можно притянуть к теме хотя бы за уши: первые сопровождали морские конвои в СССР, со вторыми – сражалась Красная Армия (хотя ни малейшего намека на неё на афише нет). Но третья фотография попросту необъяснима.
Поначалу мы подумали, что это знаменитый советский штурмовик Ил-2, прозванный нацистами «Чёрной смертью», но потом стало понятно: перед нами – британский истребитель P.82 Defiant («Дерзкий»). Машина уникальная – дитя выдвинутой в 1935 году концепции, в соответствии с которой истребители должны были оснащаться многопулемётной турелью. Первый Defiant поднялся в воздух 11 августа 1937 года, в мае 1940-го эти машины вступили в бой. Немецкие истребители, атаковавшие Defiant, как обычно, с хвоста, неожиданно натыкались на кинжальный огонь четырёх пулемётов. Но вскоре пилоты истребителей люфтваффе приспособились почти безнаказанно атаковать Defiant в лоб или снизу. Потери возросли настолько, что Defiant срочно переквалифицировали в ночной истребитель. Всего было выпущено 1065 самолётов этой модели… Defiant - самолёт, безусловно, примечательный, но почему именно он выбран дизайнером (по всей видимости, поклонником британской авиации), а не знаменитейшие Spitfire, Mosquito, Lancaster, сыгравшие в судьбе Соединенного Королевства куда более важную роль?
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ФОТОГРАФИИ НА АФИШЕ, МАЭСТРО НЕ УТОЧНИЛ
Да что самолёт! О каком «Великом Противостоянии» вообще идёт речь?! Кто, кому, где и зачем противостоял в соответствии с этой афишей? Ведь ни советской техники, ни советских солдат на ней нет. Или, может быть, это такое новое понимание истории, в соответствии с которым никакой Великой Отечественной войны не было, а была только Вторая Мировая, и выиграли её исключительно благодаря американцам, англичанам и, возможно, французам? С этими вопросам мы обратились в симфонический оркестр.
Да, концерт посвящён Дню Победы, сообщила «БИЗНЕС Online» помощник художественного руководителя и главного дирижера оркестра Виктория Сладковская. Объяснить, почему на баннере изображена английская, американская и немецкая техника, она затруднилась и посоветовала обратиться к дизайнеру баннера, сотруднику гастрольно-концертного объединения «Сабантуй». Выслушав вопрос, дизайнер от комментариев воздержался, указав только, что проект утверждали в оркестре.
Зато интересный комментарий дал (в письменном виде) художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ Александр Сладковский: «Концерт «Великое Противостояние», который состоится 6 мая, не посвящён конкретно Великой Отечественной войне. Поэтому у фотографий на нашей афише не могло быть какого-то идеологического подтекста. Мы не ставили себе такой цели».
Чему конкретно посвящён концерт и что всё-таки означают фотографии на афише, маэстро не уточнил. При этом занятно, что по городу развешаны и другие афиши этого мероприятия. На них – и рейхстаг, и Знамя Победы над Берлином, и георгиевская лента, и орден Отечественной войны. Но это, наверное, так, для красоты, к Победе не имеет никакого отношения…
А, может, мы зря привязываемся? Художники и музыканты, по большей части, люди штатские (хотя отец того же Третьякова был трубачом военного оркестра, и сам скрипач, по рассказам СМИ, в детстве, когда солдат отправляли на летние учения в полевые лагеря, вышагивал впереди военных музыкантов, играя на крышках от кастрюль), не технари? А, может быть, и неважно, что изображено? Ведь все самолёты и бронетранспортёры так похожи. И какая разница – красные звёзды на них или белые, или вовсе кресты? Но не зря мы выше сделали небольшой экскурс в историю Avenger, Sd. Kfz.250, Defiant. За каждым из таких «изделий» - история страны и людей, их создавших и на них воевавших… Нам своя история, похоже, не интересна…
ЛЯПОВ НЕ ИЗБЕЖАТЬ?
«БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать ситуацию специалистов.
Марат Хамидуллин - креативный директор рекламно-консалтингового агентства Concepto:
- На сегодняшний день ляпы, связанные с Великой Отечественной войной, встречаются в разы реже, чем остальные. То количество ляпов, которое есть сегодня, ничтожно мало по сравнению с тем количеством информации, которая есть на этот счёт. Ляпы – это человеческий фактор, они будут всегда, поэтому не вижу в них ничего ужасного. В такой большой стране, при таком большом количестве разного народа и ещё при таком меняющемся отношении к 9 Мая (то ли это наша победа, то ли поражение?) ляпов не избежать. Ляпы – это неоднозначно. Иногда это веяние времени. Хотя я считаю, что нужно настаивать на своём: мы победили и всё. Но контроль дизайнеров здесь мало возможен. Единственный вариант – это внутренняя культура и знание истории. Это – то же самое, как материться в общественных местах. Главное, чтобы мы это замечали и об этом не молчали. У нашей фирмы в практике таких случаев не было, мы за этим следим.
Павел Савицкий - директор рекламного агентства «Пи Арт»:
- У нас таких курьёзов не было. Но вот недавно ехал в машине и по радио услышал песню ко Дню Победы, а после неё шла реклама спонсора этого проекта – суши-бара. Учитывая, что Япония воевала против нас – это курьёз. А после этого, кстати, крутили песню Армстронга What a wonderful word. Очень символично.
Зуфар Гимаев – председатель Союза художников РТ:
- Художники обязательно должны вникать в суть изображаемого. А нынешние баннеры это вообще во многом антиискусство. До конца 90-х подобные вещи проходили через художественный совет в республиканском Художественном фонде. Конечно, в основном занимались качеством исполнения, но одновременно проверялась и историческая достоверность. Но потом это отменили – каждый дизайнер, художник стал как бы сам по себе, заказчику стало немного дешевле, и пошло... Временами страшно просто. Ведь не зря все выставки через выставочный комитет проходят. Мало ли что? Свастику, например, нарисуют – бывают больные художники.
«ОСОБЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ВРАГА…»
Ляпы ко Дню Победы происходят из года в год. Так, недавно «отличился» сотовый оператор - МТС. Для рекламы пакета «Военный парад» на сайте Good’ok был использован силуэт танка «Тигр» (Pz.VI). Информацию об этом в своем ЖЖ опубликовал пользователь под ником nodong. Вскоре к завязавшейся дискуссии подключился блог-секретарь МТС Марина Акулич, которая объяснила: дизайнер, похоже, не знал, что это немецкий танк. В итоге, «Тигр» «превратился» в силуэт гвардейского миномёта «Катюша». «Мы считали, что если компания платит подрядчику деньги, то он несёт ответственность за свои действия и его не надо контролировать «от и до». Очевидно, мы ошибались, и факт оплаченной работы не гарантирует её качество даже когда речь идет о солидных игроках рынка (как наш подрядчик)… В итоге, насколько мне известно, дизайнера увольняют, и возможно, что-то сделают и с самой компанией-подрядчиком», - цитирует Акулич портал Советник.ру.
Вот небольшая коллекция ляпов в поздравлениях ко Дню Победы и 23 февраля.
2005 год. Волгоградский губернатор Николай Максюта через газеты поздравил земляков «с очередной годовщиной разгрома советских войск под Сталинградом». В пресс-службе областной администрации ошибку объяснили сбоем в работе компьютерной техники при рассылке текста по электронной почте региональным СМИ. Правда, недоброжелатели хихикали, что Максюта подписал составленный помощниками текст поздравления, даже не прочитав его, а СМИ не стали перепроверять.
Февраль 2005 года. Ко дню Военно-морского флота РФ на подмосковных дорогах появились плакаты с изображением Андреевского флага, из-под которого выплывал американский фрегат «Нокс».
Февраль 2006 года. Москва оказалась увешана плакатами ко Дню защитника Отечества, на которых вместо корабля ВМФ РФ на фоне надписи «С праздником вас, воины России!» был изображен линкор ВМС США «Миссури», тот самый, на борту которого был подписан акт о капитуляции Японии. До конца 80-х годов корабль находился в составе ВМС США и участвовал в боевых действиях на Тихом океане. Сейчас стал музеем и встал на вечную стоянку в Пёрл-Харборе.
В калининградской газете «Каскад-Инфо» вышло поздравление с 23 февраля, на котором изображён немецкий танк «Тигр». Фотографию сопровождал текст с пожеланиями «крепкого здоровья, мира и счастья» и словами благодарности и признательности ветеранам-фронтовикам. Тираж изъяли, а в следующем выпуске «Тигр» заменили на Т-34, сообщает NEWSru.com.
Май 2008 года. В центре Челябинска на билборде установили плакат с поздравлением губернатора. На плакате был изображён подбитый советский танк Т-34, на который облокотились два солдата… вермахта. Рядом красовалась подпись: «С Днём Победы! Губернатор области П. И. Сумин». По информации местной «Комсомолки», злополучное фото дизайнер рекламной фирмы второпях скачал в Интернете. Через сутки плакат был заменён.
Компания «Гарант-Чебоксары» поздравила ветеранов своеобразным рекламным щитом. На фоне перевернутого российского флага был изображен фашист, замахивающийся гранатой на фигуры ветеранов с орденами и медалями.
Апрель 2010 года. В Перми книжное издательство извинилось перед ветеранами, для которых оно изготовило календари к 9 Мая тиражом в 1500 экземпляров с изображениями немецких солдат. «Бракованная» продукция была изъята. В пресс-службе городской администрации пояснили, что молодому дизайнеру издательства не хватило материала и поэтому он нашёл в интернете фотографии войны, «среди которых попали и фото немецких солдат, и поместил на календари». Провинившийся сотрудник был наказан выговором. А компания взялась бесплатно изготовить новую партию календарей. Данным происшествием заинтересовались и местной прокуратуре.
Руководство Челябинского тракторного завода 15 апреля 2010 года решило поздравить своих старейших работников с 65-летием Победы оригинальной открыткой. Первая строчка начинается так: «Особый вклад в развитие врага…»
Мэрия Набережных Челнов решила поздравить ветеранов города особым способом. Все рекламные конструкции 3 на 6 метров в автограде исполком обязал «перевязать» большими георгиевскими ленточками. Однако при этом никто не подумал, как это будет увязано с содержанием рекламы на щитах и их размерами. В итоге, казус, обнаруженный корреспондентом «БИЗНЕС Online», получил федеральное звучание.
Май 2010 года. В Краснодаре в городском парке были установлены растяжки и изображения учебных американских самолётов Т-6 «Тексан» с опознавательными знаками ВВС США. Также был установлен рекламный щит, где за изображением ветерана и надписью «Помним» мастерство демонстрирует итальянская пилотажная группа «Фрече триколоре».
Февраль 2011 года. Накануне 23 февраля в Санкт-Петербурге появились плакаты, на которых над российскими танком и кораблём изображён китайский истребитель. По словам председателя Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга Александра Коренникова, появление на плакатах китайского истребителя - ошибка дизайнера, вполне объяснимая с той точки зрения, что не каждый человек разбирается в военных самолётах. Однако дизайн не был согласован с комитетом по печати перед запуском в печать.
Апрель 2011 года. В Одессе появился плакат «Одесса – город герой», где, кроме фотографий советских воинов, присутствует фото румынского пулемётного расчёта на Приморском бульваре.
На плакате «Оружие победы» изображены конструктор Ла-5 Сергей Лавочкин и советский истребитель, а на заднем плане летит эскадрилья штурмовиков Junkers-87.
Видимо, по стечению обстоятельств на рекламной конструкции оказались одновременно поздравления с 9 мая и реклама немецкого пива.
Тимур Латыпов
Арслан Минвалеев
Надежда Замалиева
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.