Накануне на заднем дворе оперного театра появилась долгожданная скульптура Рудольфа Нуриева На заднем дворе оперного театра появилась долгожданная скульптура Рудольфа Нуриева, обернутая в черную ткань, которая, впрочем, нисколько не скрывала от любопытных взоров обнаженную фигуру Фото: Ирина Ерохина

«когда он выходил на сцену и показывал свою пластику в полете... Боже мой, как это было красиво»

Накануне на заднем дворе оперного театра появилась долгожданная скульптура Рудольфа Нуриева. Вокруг «летающего татарина», которого положили на бок, столпились рабочие с болгарками и прочими инструментами, подготавливая монумент к установке. Кто-то из работяг настолько вспотел от работы, что скинул на бронзовую руку теплую куртку, пока его напарник споро стучал кувалдой по основанию колонны, на которую «приземлился» Нуриев. Интересно, что скульптуру удалось встроить в маленький скверик, не снося фонтан, а само расположение фигуры (спиной к дороге) создает дополнительный эффект — Нуриев как бы указывает в полете на оперный театр.

Сегодня утром у памятника корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил еще больше рабочих. Нуриева уже установили на постамент, но обернули в черную ткань, которая, впрочем, нисколько не скрывала от любопытных взоров обнаженную фигуру. В таком виде «летающий татарин» пробудет еще как минимум три недели, дожидаясь торжественного открытия. Сегодня помощники Зураба Церетели, автора скульптуры, сообщили нашему изданию, что покрывало с нее сдернут 7 ноября, аккурат в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Символично, учитывая отношения танцовщика с советской властью, которая его осудила за измену родине и приговорила к 7 годам заключения.


Как бы то ни было, список гостей на торжественном мероприятии пока неизвестен, за исключением одного: ранее в беседе с «БИЗНЕС Online» Церетели пообещал, что сам обязательно приедет на открытие (интервью будет опубликовано в нашем издании в ближайшее время прим. ред.). Скульптор также вспомнил, что обсуждалось много вариантов для размещения памятника. «Но в итоге мы сошлись на том, который был выбран», — добавил он.

Напомним, Церетели изготовил двух Нуриевых. По его признанию, обе работы он выполнил по своей инициативе. «Я сделал Нуриева потому, что хорошо его помню и хорошо к нему всегда относился. Достойный был человек. А когда он выходил на сцену и показывал свою пластику в полете... Боже мой, как это было красиво», — поделился воспоминаниями скульптор.

Один памятник хранится в доме-музее в Переделкино, второй до недавнего времени — в музее на Большой Грузинской, и именно этот «летающий татарин» прибыл в Казань. Скульптура, которую откроют у фонтана оперного театра, по масштабу больше подходит к этому месту, полагает Церетели. «Ее высота вместе с фигурой самого Нуриева и колонной под ним составляет 5 метров, а той, что в Переделкино, — 3 метра. Во-вторых, сами казанцы выбрали именно данную скульптуру», — сказал он и признался, что из двух Нуриевых ему самому больше нравится именно этот.

Ирада Аюпова: «Это не просто памятник, это элемент среды» Ирада Аюпова: «Это не просто памятник, это элемент среды» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЛЕТАЮЩИЙ ТАТАРИН» ПРИЗЕМЛИЛСЯ НА ТРЕСНУВШУЮ КОЛОННУ

Министр культуры РТ Ирада Аюпова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердила, что открытие скульптуры состоится в ноябре. На вопрос о причинах поспешной установки скульптуры чиновник ответила: «Вот так оперативно мы работаем, все выполнено в срок». «Вам не угодишь: если долго устанавливать — не нравится; если быстро — тоже не нравится», — отшутилась Аюпова. По словам собеседницы «БИЗНЕС Online», территория возле памятника будет благоустроена. «Там надо все в порядок привести и цветочки посадить», — добавила она.

Министр подчеркнула, что республиканские деньги не были потрачены на работы, связанные с памятником. «Это все спонсорские средства», — пояснила она, но фамилию спонсора не назвала. «У него нет ограничений по закону №44-ФЗ, он тратит деньги по своему усмотрению, поэтому так быстро идут работы», — подчеркнула Аюпова. Напомним, по данным «БИЗНЕС Online», меценатом выступил известный предприниматель Рустэм Магдеев.


Сам памятник министр назвала произведением искусства за авторством великого признанного скульптора. «Это личность, уважаемая в Европе и в мире, — надо на скульптуру с данных позиций смотреть, — заметила Аюпова. — Памятник имеет смысл оценивать сквозь призму времени. Вспомните, когда Эйфелеву башню ставили, весь Париж был против, а сейчас все ходят на нее посмотреть. Я видела скульптуру на фотографии, она хорошо смотрится, интересно. Это не просто памятник, это элемент среды. Символично, что парящий силуэт Нуриева установили на разрубленную колонну. Может быть, один из смыслов памятника в том, что то, на чем стоит человек, разрушается, а сам мимолетный полет вечен. Разве это не красиво?»

Прокомментировала Ирада Хафизяновна также выбор места под памятник и объяснила, почему танцовщика не установили у парадного входа в театр. «Если бы его поставили напротив памятника Ленину, получилось бы две доминанты: с одной стороны — Ленин, с другой — Нуриев, — объяснила Аюпова. — Кроме того, центральный фасад должен быть цельным». 

Другой точки зрения придерживается кандидат искусствоведения, доцент кафедры градостроительства КГАСУ Гузель Файзрахманова. По ее словам, когда используются такие приемы псевдоклассического искусства, они выглядят морально устаревшими. «У Церетели достаточно наивный подход: он использует образ античности, но сама работа выглядит комично. У него еще всегда проблемы с вписыванием монументальной скульптуры в пространство. Размещение на этом месте абсолютно неуместно. Понятно, что памятник просто нужно было куда-нибудь воткнуть», — говорит она. Искусствовед уточняет, что сзади театра пространство организовано давным-давно за счет круглого фонтана, который там идеально вписывается, и пристроенный монумент нарушает композицию сквера. 
Файзрахманова видит в новом памятнике и конфликт со средой, и конфликт со временем. «Пафосная гиберболизированная поза, много аллегорических нюансов спроектировал Церетели, но они не работают. Занавес непонятной формы, не берусь сказать, что это такое… Получилось нагромождение, коллаж: такой подход, когда надергали из разных эпох каких-то символов и форм и соединили их в одном произведении, — это прием постмодернистского искусства. Но постмодернизм тоже умер в 80-е годы. Сейчас это визуальный мусор», — полагает она.


ПАМЯТНИК МОГЛИ ПОСТАВИТЬ НА ПЕТЕРБУРГСКОЙ

Напомним, впервые о том, чтобы приземлить «летающего татарина» в Казани, заговорили еще осенью 2012 года. Тогда сообщали, что министерство культуры РТ рассматривает несколько его проектов, и сетовали, что не успевают к 75-летию великого артиста, которое отмечалось в марте 2013-го. Впрочем, не успели и к 80-летию Нуриева в нынешнем году — окончательное решение об установке памятника в столице РТ было принято только этим летом.

Через месяц после того, как об этом стало известно, мэрия Уфы объявила конкурс на проведение изыскательских работ на месте, где планируется установить памятник великому танцовщику, кстати, уроженцу Башкортостана. Казань же на тот момент с площадкой для установки монумента еще не определилась. Например, было предложение поставить памятник на улице Петербургской — речь шла о территории недалеко от пересечения с улицей Артема Айдинова, однако источник «БИЗНЕС Online» утверждал, что Церетели якобы с этим не согласился.

Ряд экспертов склонялись к тому, что лучше всего увековечить артиста возле оперного театра: здесь проходит «фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева», с этим местом связаны и приезды великого танцовщика на историческую родину незадолго до его смерти в 1992 году. Напомним, по приглашению директора театра им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова Нуриев дирижировал «Щелкунчиком» в оперном театре, а также выступил с ГСО РТ. В итоге остановились на площадке за театром.