В эту субботу возле чаши центра семьи «Казан» стартуют съемки «первого в мире интерактивного фильма про автобои», со-продюсером которого стал Тимур Бекмамбетов В эту субботу возле чаши центра семьи «Казан» стартуют съемки «первого в мире интерактивного фильма про автобои» под крылом Тимура Бекмамбетова Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ СНИМАЕМ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ФИЛЬМ ПРО АВТОБОИ»

Главный герой фильма – жаждущий справедливости водитель-экстремал – в казанских интерьерах добивается своего на экране вашего гаджета в продюсерском проекте Тимура Бекмамбетова, а зритель одновременно влияет на происходящее и развитие сюжета. Судя по всему, такое действо может быть доступно рядовым пользователям интернета уже через пару месяцев, когда заработает амбициозная платформа интерактивного видеоконтента, инвесторами которой являются знаменитый режиссер и продюсер «Дозоров» и «Елок», а также известный IT-предприниматель из столицы Татарстана, глава группы компаний Fix Дмитрий Еремеев.

«Мы снимаем первый в мире интерактивный фильм про автобои, в котором зритель сможет управлять главным героем как в игре», – гласит рассылаемый в крупные татарстанские компании маркетинг-кит, оказавшийся у «БИЗНЕС Online». После описания нехитрого сюжета экшен-картины его авторы обещают, что «наш интерактивный фильм выйдет в конце ноября в день релиза интерактивной платформы Interactive Platform по всему миру с мощной маркетинговой поддержкой». Планируемый охват аудитории впечатляет – 100 млн по всему миру, 30 млн в России и 400 тыс. в Казани. Отсюда и солидные расценки по продакт-плейсмент: к примеру, за появление вашего продукта в кадре на 2 сек предлагается заплатить 1 млн рублей, на 5 сек – 2 миллиона. Продюсером проекта заявлена Натела Абуладзе, которая работала не только в аналогичном качестве над «Дневным дозором», но и, к примеру, продюсировала три года назад рок-оперу «Парфюмер» – шоу в столичном «Олимпийском» с участием звезд мирового фигурного катания: Марины Анисиной, Екатерины Гордеевой, Стефана Ламбьеля и др.

Планируемый охват аудитории впечатляет – 100 млн по всему миру, 30 млн в России и 400 тыс в Казани Планируемый охват аудитории впечатляет – 100 млн по всему миру, 30 млн в России и 400 тыс. в Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

При чем же здесь Казань? Дело в том, что в числе прочего съемки интерактивного фильма стартуют на этой неделе именно в нашем городе. «Съемки картины начнутся возле «Чаши» 13 октября, – рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный продюсер кинокомпании 3R interactive films, один из продюсеров фильма Рамиль Тазетдинов. – Далее они пройдут в гараже ретроавтомобилей, который находится на Горьковском шоссе, а также на вертолетной площадке Караишево». 

Кроме того, по нашей информации, на главную роль в «интерактивном  фильме про автобои» планировали позвать Дмитрия Нагиева или Ивана Охлобыстина. Тазетдинов подтвердил факт переговоров, однако подстроиться под график звезд не удалось. В итоге главную роль исполнит Филипп Горенштейн, впервые снявшийся в сериале «Папины дочки». Сегодня за его плечами несколько сериалов,  в том числе «Вы все меня бесите», «Спарта», «Суббота», из последних киноработ – «Дед Мороз. Битва магов». «К слову, продюсеры довольно часто прибегают к тому, что на роль якобы привлекаются более именитые актеры с узнаваемыми именами. Но не сложилось, и теперь у нас молодая восходящая пока малоизвестная звезда», – сообщил собеседник «БИЗНЕС Online».

Также авторы проекта указывают, что продолжается процесс формирования списков компаний и брендов, которые хотят поучаствовать в картине.

«Наконец, мы поняли, что можем сами создавать грандиозные продукты на стыке индустрий», - говорят основатели Interactive Platform Александр Смирнов и Фанис Садыков «Наконец, мы поняли, что можем сами создавать грандиозные продукты на стыке индустрий», - говорят основатели Interactive Platform Александр Смирнов и Фанис Садыков Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕРЕМЕЕВ, БЕКМАМБЕТОВ, ДИРЕКТОР QIWI И ЭКС-КОМИССАР «НАШИХ»

Сайт Interactive Platform, где среди прочих и должен появиться фильм про автобои, пока не изобилует информацией, повторим, что запуск проекта запланирован на конец ноября.  «Все мы с детства любили смотреть фильмы и пропадали за видеоиграми. Мы развивались одновременно со становлением киноиндустрии и игростроения: наблюдали за их тенденциями, изучали новые подходы, экспериментировали с технологиями. Наконец, мы поняли, что можем сами создавать грандиозные продукты на стыке индустрий», – говорят его основатели Александр Смирнов и Фанис Садыков.

Здесь же на сайте есть и список инвесторов Interactive Platform, который выглядит очень любопытно. Среди них вышеупомянутые Бекмамбетов, Еремеев и еще две интересных фигуры – генеральный директор QIWI Сергей Солонин и небезызвестная Мария Дрокова, некогда комиссар «Наших», награжденная медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, затем уехавшая в США и успевшая поработать вице-президентом по коммуникациям компании Acronis и PR-директором венчурного фонда Runa Capital.

Бекмамбетов стал часто появляться в Казани именно после знакомства с Дмитрием Еремеевым (на фото), с которым их связывают профессиональные и дружеские отношения Бекмамбетов стал часто появляться в Казани именно после знакомства с Дмитрием Еремеевым (на фото), с которым их связывают профессиональные и дружеские отношения Фото: «БИЗНЕС Online»

«БИЗНЕС Online» уже писал, что Бекмамбетов стал часто появляться в Казани именно после знакомства с Еремеевым, с которым их связывают профессиональные и дружеские отношения. И, судя по всему, новая интернет-платформа должна стать первым осязаемым примером этой коллаборации. Сам глава Fix в разговоре с нашей газетой пока отказался от детальных комментариев, предложив вернуться к разговору ближе к запуску Interactive Platform. При этом Еремеев сказал, что не знает конкретно о кино про автобои, поскольку одновременно снято или снимается сразу несколько интерактивных фильмов. Отказался от комментариев и сам Бекмамбетов.

Между тем, как оказалось, идея создания интерактивных фильмов для самого известного IT-бизнесмена из Казани не нова. Дело в том, что два года назад татарстанские СМИ, включая «БИЗНЕС Online», довольно подробно рассказывали о подобном кино, которое на деньги Еремеева снимали в Иннополисе и на «Фабрике Алафузова» как раз будущие основатели Interactive Platform Смирнов и Садыков. Те материалы как раз и объясняют содержание проекта.


«Фильм идет по определенной линии, и вдруг возникает момент, когда мы, например, имеем возможность взять машину или пойти пешком — два варианта, а в фильме за нас решают. У нас же возникает вариант пойти пешком. Да, в интерактивных играх это тоже встречается, но там действие ведется не от первого лица. Игра конкретно отличается от фильма: ты играешь не за живого персонажа, а за персонажа, созданного на компьютере», — рассказывал тогда на съемках боевика Uncovered («Разоблаченные») «БИЗНЕС Online» Садыков, объяснявший также, как познакомился с Еремеевым, рассказав о своем проекте ему в Telegram.

А вот как сам шеф Fix объяснял тогда интерес к новому направлению деятельности. «У нас очень большое количество проектов, огромная часть которых посвящена тематике добычи трафика, при этом ориентация нашей группы направлена на российские команды, русскоговорящие, которые зарабатывают в интернете, как правило, с фокусом на международные рынки, либо там, где есть возможность на эти рынки выходить. И тематику интерактивных фильмов мы считаем перспективной: рынка здесь еще нет, он только формируется. Мы не видим в нем никаких локальных ограничений, соответственно, это попадает в нашу стратегию. Вообще, это одна из причин, почему мы в принципе заинтересовались этой тематикой», — говорил тогда Еремеев.

В итоге о Uncovered («Разоблаченные») в какой-то момент забыли. Но и этот проект, как оказалось, не положен на полку. «ВКонтакте» есть официальная группа проекта, можно увидеть трейлер, а также обещание презентации интерактивного боевика все на той же Interactive Platform. А еще авторы делятся с подписчиками любопытными фактами со съемок, например, таким: «Аренда кинооружия для съемок Uncovered на 18 смен в московской компании стоила слишком дорого. Дешевле было съездить в Ижевск на завод Калашникова и купить списанные АК-47. Мы так и сделали». 


«ЭТО НЕ ФИЛЬМ, ПОТОМУ ЧТО РАЗРУШАЕТСЯ МАГИЯ КИНО»

О роли интерактивного кино в современной компьютерной индустрии «БИЗНЕС Online» рассказал известный эксперт по компьютерным играм, экс-редактор журнала «Игромания» Геворг Акопян: «Интерактивное кино, как мне кажется, может быть выполнено как в формате видеоигры, так и в формате фильма. Единственный вопрос: как этот интерактив достигается? Если мы говорим про игры как интерактивное кино, то там у игрока или у зрителя есть манипуляторы в виде геймпада, которым он, собственно, принимает решение. Он может решать, куда ему пойти – прямо или налево, и от этого будет зависеть развитие истории. Соответственно, если человек смотрит кино, то вопрос только в том, как он оказывает влияние на ход событий: либо на пульте нажимает какую-то кнопку и принимает решение о дальнейшем развитие сюжета, либо, находясь в кинотеатре, как-то голосует, нажимает на кнопочки и т .д. В целом суть меняется не так сильно, единственное, что в играх ты все-таки управляешь персонажем, передвигаешься, можешь рассмотреть разные детали, пойти не туда, куда тебя направляли. Так что у тебя больше контроля, больше погружения. В кино такой формат тоже может принести приятные ощущения, что ты влияешь на ход истории, и побудить тебя пересмотреть фильм несколько раз с разными решениями».

Акопян рассказал о том, что, к примеру, французская компания, которая специализируется на интерактивных играх, Quantic Dream, сделав игру Beyond, которая стала хитом, в своей следующей части привлекла актеров Эллен Пейдж и Уиллема Дефо. И одна такая игра от Quantic Dream, учитывая масштаб, графику, общий продакшн, может стоить $10–15 миллионов. При этом эксперт уверен, что новая технология не сумеет переманить аудиторию других видов компьютерных игр или зрителей кинотеатров. «Нет, переманивания не будет, потому что есть поклонники разных жанров. И, несмотря на то, что интерактивное кино как жанр видеоигр довольно популярно, есть игры вполне успешные, они ни в коем случае не затмили собой шутеры, онлайн-игры, симуляторы и т. д. Не все любят принимать какое-то участие, предпочитая пассивно наблюдать за происходящим. Так что и стандартное кино никуда не уйдет. Тем более что не все режиссеры хотят давать свободу своим героям, у них есть какая-то задумка, и они ее хотят воплотить в конкретном виде», – уверен Акопян.

Профессионалы из мира кино считают, что новые интерактивные технологии вряд ли могут заменить традиционные фильмы Профессионалы из мира кино считают, что новые интерактивные технологии вряд ли могут заменить традиционные фильмы Фото: «БИЗНЕС Online»

Профессионалы из мира кино тоже считают, что новые интерактивные технологии вряд ли могут заменить традиционные фильмы. Интерактивное кино – это прежде всего жанровое, коммерческое кино, экшен, соответственно, поклонники Тарковского и Антониони, которых по-прежнему достаточно много, вряд ли побегут вставать в очередь билетами на такие картины. Хотя по технологии создания самого продукта, даже если его и планируется транслировать лишь в интернете, –это абсолютно похоже на процесс фильмопроизводства. А, скажем, популярный киноблогер Bad Comedian (Евгений Баженов) и вовсе скептически относится к новому жанру. «Были подобные кинопроекты, да... Знаете, я думаю, что это ни к кино, ни к играм не имеет отношения. Это не фильм, потому что разрушается магия кино, когда сидишь и просто следишь за действиями персонажа, ожидая, что же он сделает. При этом это и не игра, так как ты не погружаешься в нее как в игру. Особенно, если ты сидишь в кинотеатре рядом с другими людьми, взаимодействуешь с сюжетом игры через телефон или какое-то другое устройство, а потом смотришь на экран... Так себе затея, сказал бы я», – рассказал Bad Comedian нашему корреспонденту.

Хотя такой продукт уже доходил до кинотеатров, в частности, в 2017 году в ограниченном российском прокате демонстрировался интерактивный фильм «Ночная игра», придуманный швейцарской компанией. Зрители, предварительно скачав в интернете необходимое приложение, могли на протяжении всего сеанса влиять голосованием на дальнейшее развитие сюжета. В частности, у фильма было 7 вариантов финала, причем только один из них подразумевал хеппи-энд. Всего же было отснято 250 минут экранного времени. При этом надо отметить, что особого ажиотажа вокруг «Ночной игры» тогда не случилось.

Используются подобные технологии и в социальной рекламе. Так, в Британии один из подобных роликов был направлен на снижение у населения числа холодного и огнестрельного оружия, а в рамках одной из медицинских кампаний на видео в YouTube зритель мог выбирать в зависимости от ситуации, купит ли молодой человек по пути на вечеринку презервативы или нет.

Тимур Нуриахитович, как известно, большой поклонник современных технологий в кино Тимур Нуриахитович, как известно, большой поклонник современных технологий в кино Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОДОБНОЕ ИНТЕРАКТИВНОЕ КИНО, КОТОРОЕ УЖЕ ИМЕЕТ СПРОС НА РЫНКЕ, ПОМОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ МЕСТНЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ»

В любом случае во всей этой истории особняком стоит фигура Бекмамбетова. Видимо, у мировой знаменитости, близко общающейся здесь с Еремеевым и помощником президента РТ Наталией Фишман, действительно серьезные виды на Казань. К тому же Тимур Нуриахитович, как известно, большой поклонник современных технологий в кино. Вот и сейчас в прокате можно увидеть триллер «Поиск», уже не первый спродюсированный Бекмамбетовым фильм, сделанный по технологии «Скринлайф», когда все действо разворачивается на экране гаджета. То же самое и с интерактивным кино: по нашей информации, автор «Дозоров» присматривается к местным профессионалам.

Что же это даст нашей местной зарождающейся киноиндустрии? Руководитель дирекции форума «Время кино» Альбина Нафигова, которая помогает авторам интерактивного кино про автобои с организацией съемок в Казани, настроена оптимистично. «Такие проекты на стыке кино и компьютерной игры большие требования предъявляют к визуальному ряду, – рассказывает Нафигова. – В этом контенте особое внимание уделяется деталям, соответственно, реквизиту, гриму, костюму, трюковым сценам, спецэффектам. Здесь должен быть высококлассный художник по свету, концептуально выстроенные взаимоотношения цветов, форм, атмосферных явлений в кадре. Очень важна роль монтажера – очень динамичный монтаж. Это не то кино, когда сюжет и драматургия настолько захватывающие, что можно снять на телефон. Так что возникает потребность в новых профессиях, осваивании технологий. Напор коммерческой режиссуры задает уверенный ритм всему процессу, команда должна работать четко и слаженно. Соответственно, постоянный поток такого контента сначала вызывает потребность в таких специалистах, а потом обеспечивает работой тех, кто имеет подобные профессиональные навыки. К образованию и таланту обязательно должна прилагаться практическая деятельность для отработки этих самых навыков.

Два года назад в рамках обсуждения Стратегии-2030 для Казани мэр города Ильсур Метшин предложил сделать столицу Татарстана центром киноиндустрии в России Два года назад в рамках обсуждения «Стратегии-2030» для Казани мэр города Ильсур Метшин предложил сделать столицу Татарстана центром киноиндустрии в России Фото: metshin.ru

Большой объем кино в регионах не снимается, констатирует руководитель дирекции форума «Время кино»: «А подобное интерактивное кино, которое уже имеет хорошую историю сбыта и спрос на рынке, поможет развиваться местным специалистам».

Здесь можно вспомнить и о том, что два года назад в рамках обсуждения «Стратегии-2030» для Казани мэр города Ильсур Метшин предложил сделать столицу Татарстана центром киноиндустрии в России. «Многие кинопроизводства смещаются в более дешевые территории — в Беларусь и на Украину. Если нам удастся сделать предложение дешевле, то за счет более короткого транспортного плеча Казань может стать одним из центров кинопроизводства в России, тем более что место это сегодня свободно», — говорил тогда Метшин. И сейчас, пусть медленно, но верно, такая практика начинает реализовываться. Достаточно вспомнить съемки сериала «Зулейха открывает глаза». Кстати, тогда же мэр говорил о необходимости подключить к процессу местную IT-отрасль: «С учетом того, какое место сегодня играет компьютерная графика в современном кинопроизводстве, а также за счет близости и наличия человеческого ресурса в Иннополисе, IT-парке и в ведущих IT-компаниях это может стать импульсом сотрудничества и породить мощную синергию».