Чистая прибыль группы «Ак Барс» банка сократилась по итогам первого полугодия на 300 млн или 8,8% до 3,12 млрд рублей, следует из его отчета по международным стандартам Чистая прибыль группы Ак Барс Банка сократилась по итогам первого полугодия на 300 млн, или 8,8%, до 3,12 млрд рублей, следует из его отчета по международным стандартам Фото: «БИЗНЕС Online»

ЭКОНОМИЯ НА ПАССИВАХ

Чистая прибыль группы Ак Барс Банка сократилась по итогам первого полугодия на 300 млн, или 8,8%, до 3,12 млрд рублей, следует из его отчета по международным стандартам. Напомним, по итогам первых трех месяцев 2018 года он заработал чистыми 1,2 млрд рублей — на 7,9% больше, чем годом ранее. В случае с банками размер прибыли на промежуточных отрезках не столь показателен, но все же попробуем разобраться, отчего динамика сменила знак с плюса на минус.

Итак, процентные доходы за вычетом расходов выросли на 38%, или 1,5 млрд рублей, до 5,5 млрд рублей. В последнем периоде группа отразила эти доходы и расходы с поправкой на эффективную ставку, чего ранее не было, поэтому с предыдущим отчетом показатели напрямую сопоставить не получится. Впрочем, существенного влияния на коротком периоде эффективная ставка оказать не может, поэтому мы сравнили процентные доходы и расходы банка, которые упали на 0,53 млрд рублей и на 2 млрд рублей соответственно. Так что АББ смог опережающим темпом снизить процентные расходы или, проще говоря, удешевить пассивы.

О пассивах. Органы государственной власти и госорганизации РТ на 30 июня в виде срочных депозитов держали на счетах Ак Барс Банка более 122 млрд рублей (общий объем средств юрлиц на 1 июля составлял на 206 млрд) — почти на 24 млрд больше, чем на начало текущего года. При этом диапазон процентных ставок АББ составил от 4 до 12,5% против диапазона от 5 до 12,5% в первой половине 2017-го, то есть если верхняя граница осталась неизменная, то нижняя сдвинулась в сторону удешевления этих денег для банка. Обращают на себя внимание выплаты по срочным депозитам в пользу республиканских госорганов и организаций, которые выросли на 1,3 млрд до 3,3 млрд рублей. Но тут следует учесть, что ключевые клиенты АББ были переведены с векселей на депозиты.

До востребования на текущих счетах и депозитах госорганы и госорганизации РТ на 30 июня в АББ держали 19,7 млрд — на 2,2 млрд рублей больше, чем на 1 января. Свою лепту внесли и федералы: их счета с начала года выросли на 3,3 млрд до 12,7 млрд рублей. При этом диапазон ставок здесь сузился весьма прилично – с 0– 9,1% до 0–4,2%.

В событиях после отчетной даты указано, что в августе АББ погасил облигационный заем на $350 млн (на 30 июня было погашено только $225 млн)Фото: «БИЗНЕС Online»

РАСПЛАТА ПО ДОЛЛАРОВЫМ ЗАЙМАМ

Отдельного упоминания заслуживает такой вид пассивов, как долговые бумаги. Напомним, что в июле 2012 года АББ привлек субординированные облигации в долларах на $600 млн под 8% годовых – курс тогда был около 30 рублей за «американца». Но уже в 2016–2017 годах такая ставка выглядела как грабеж среди белого дня, а валютный курс был совсем иной: рубль относительно 2012 года подешевел двое. А значит, потери по курсовым разницам, если АББ не хеджировал риски как следует, могли быть гигантскими – миллиарды, если не десятки миллиардов рублей.

Однако на 30 июня 2018 года банк отчитался о выкупе бумаг на $533 млн из общей суммы, несмотря на то, что выплаты были рассчитаны до 2022 года. Почти полное закрытие столь внушительного займа после обвала рубля  – уже историческое достижение.

«Субординированный еврооблигационный заем выпущен в 2012 году на рыночных условиях. Субординированный долгосрочный инструмент включается в расчет капитала банка, и его стоимость ориентирована на котировки аналогичных инструментов. В то же время начиная с 2016 года банк осуществлял выкуп данного выпуска — в 2016 году 405 миллионов долларов, остальное – в 2017 году. На 30 июня 2018 года сумма выкупленных субординированных еврооблигаций составила 533 127 тысяч долларов США», — пояснили ситуацию с займом в пресс-службе Ак Барс Банка.

На данный момент из первоначального объема выпуска остаются бумаги на 67 миллионов, по которым АББ продолжает платить внушительные 8 процентов годовых в валюте. «Банк при наличии предложения рассматривает варианты дальнейшего выкупа», — рассказали «БИЗНЕС Online» в АББ.

Кроме того, в событиях после отчетной даты указано, что в августе АББ погасил облигационный заем на $350 миллионов (на 30 июня было погашено только $225 млн).

«Еврооблигационный заем был выпущен в 2015 году по рыночным на тот момент параметрам (8% годовых в долларах СШАприм. ред.). Начиная с августа 2015 года банк выкупал свои еврооблигации: в 2015-м – свыше 170 миллионов долларов, в 2016-м – 8 миллионов долларов, в 2017-м – свыше 40 миллионов долларов», — уточнили хронологию погашения в АББ.

По словам  собеседников «БИЗНЕС Online», валюту для погашения оставшейся части банк начал привлекать с апреля текущего года. «Заключительный взнос номинальной стоимостью 125 165 тысяч долларов США был погашен 6 августа 2018 года», — уточнили в АББ. Напомним, что как раз в апреле курс национальной валюты начал резко снижаться на фоне объявления о новой порции санкций со стороны США. И хотя апрельский ценник в районе 62 рублей за доллар был заметно выше мартовского (57), и выглядит он льготным на фоне августовских примерно 68 рублей за «американца» (причина падения аналогичная та же — объявление Штатами «драконовского» пакета санкций). Впрочем, кто знает — завтра и этот курс покупателям валюты может показаться весьма выгодным.

«С точки зрения потребности в валюте банк ориентируется на текущую ситуацию на рынке и в случае необходимости привлекает как от населения, так и на межбанковском рынке», — отмечают в АББ.

36 МЛРД ВЛОЖЕНЫ В БУМАГИ «ТАТНЕФТИ»?

Вернемся к главному вопросу: на чем заработал АББ и где потерял? При сегментном анализе мы видим, что по итогам января – июня розничные операции принесли группе убыток 369 млн – годом ранее здесь была прибыль 774 миллиона. Мы неоднократно отмечали, что банк активно развивает розницу, в частности, наращивает выдачу ипотечных кредитов. (К слову, в августе АББ закрыл сделку по выкупу ипотечного портфеля на 3 млрд рублей. Мы попросили уточнить, с каким именно банком была заключена сделка, однако в АББ сослались на коммерческую тайну.)

Итоговый показатель розничного блока в первом полугодии не впечатляет, и среди главных причин — рост административных расходов на 1 млрд до 2,7 млрд рублей. «Розничный бизнес банка генерирует положительную процентную маржу как по активам, так и по привлеченным средствам, демонстрирует прирост комиссионного дохода и низкий уровень резервов. В то же время в связи с большей долей сотрудников банка, занятых в розничном бизнесе, этот сектор несет бремя содержания практически всей филиальной инфраструктуры банка и высокую долю расходов головного офиса, что и находит отражение в финансовом результате данного сегмента»,  — пояснили в пресс-службе Ак Барс Банка. Представители банка при этом утверждают, что «по удельной величине накладных расходов банк демонстрирует одни из лучших показателей среди сопоставимых банков».

Напротив, корпоративные операции обеспечили прибыль 1,6 млрд рублей, хотя годом ранее принесли убыток 7,3 миллиарда. Все благодаря тому, что резерв под обесценение кредитного портфеля сократился с 9,7 млрд до 1,2 млрд рублей. «Положительный финансовый результат корпоративного бизнеса обусловлен доходами как по кредитам, так и от привлеченных средств», — рассказали представители АББ.

С инвестиционными услугами картина аналогична той, что наблюдается в рознице. В январе – июне банк на них потерял 803 млн, тогда как в первом полугодии 2017 года заработал 6,4 миллиарда. Однако причина здесь другая – рост резерва под обесценение ценных бумаг с 1 млрд до 4,4 млрд рублей.

А вот казначейские операции принесли АББ прибыль 2,4 млрд рублей, как и годом ранее. При этом административные расходы по этим операциям составили смешные 53 млн рублей —  вот уж где феноменальная отдача, причем из года в год.

Подчеркнем, что доход Ак Барс Банка за вычетом расходов от операций с ценными бумагами,  хотя и снизился по итогам первого полугодия на 1,3 млрд, тем не менее составил внушительные 3,1 млрд рублей.

Также в отчетности группы указано, что 35,9 млрд рублей АББ вложил в долевые бумаги компаний-акционеров. Каких конкретно акций можно набрать на такую сумму? Определению компании-акционера соответствует «Татнефть», и такой объем ее акций (пакетом в несколько процентов) банк мог получить сравнительно легко. Заметим, что котировки бумаг крупнейшей публичной компании РТ непрерывно растут, и их цена уже превысила 800 рублей за штуку.

В самом банке нам ранее поясняли, что прибыль АББ получал от операций с бумагами нефтехимического сектора. Что ж, акции «Казаньоргсинтеза» росли как на дрожжах: за последние три года на 1 сентября они подорожали в 3,7 раза почти до 100 рублей за штуку. Однако в данном случае пришлось бы проводить операции с куда большими пакетами, нежели тот, которой есть в распоряжении банка. Да и не настолько ликвидны бумаги нефтехимического сектора, чтобы в рыночных условиях без манипуляций и оплаты больших спредов хорошо на них заработать. И, в отличие от той же «Татнефти», к «голубым фишкам» российского рынка нефтехимики не относятся.

Представители АББ напомнили еще об одном обстоятельстве. «Казаньоргсинтез» не является нашим акционером. Показатели, отраженные в данной статье, относятся к изменению стоимости портфеля акций одного из акционеров банка», — пояснили они «БИЗНЕС Online», оставляя единственный вариант. С учетом сумм, которые «Татнефть» уже вложила в спасение стержневого банка Татарстана, логично, что сотрудничество сторон ведется и на поле операций с акциями. Ничего предосудительного в этом регулятор не видит.

Отдельного внимания заслуживают расходы на рекламные, маркетинговые услуги и спонсорство, объем которых за полугодие вырос на 0,99 млрд до 1,38 млрд рублей Отдельного внимания заслуживают расходы на рекламные, маркетинговые услуги и спонсорство, объем которых за полугодие вырос на 0,99 млрд до 1,38 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ИМИДЖЕВЫЕ РАСХОДЫ И МАРКЕТИНГ ВЫРОСЛИ НА МИЛЛИАРД

Перейдем к расходам и сначала рассмотрим структуру административных. Затраты на содержание персонала выросли на 560 млн, или 26%, до 2,7 млрд рублей. Что интересно, оплата труда ключевого управленческого персонала снизилась на 9,5 млн до 89,1 млн рублей, хотя общая сумма отчислений по социальному страхованию по вознаграждениям членам правления выросла на 4,5 млн до 15 млн рублей. Таким образом, должна была вырасти средняя заработная плата сотрудников АББ, но среднее звено менеджмента оказалось под ударом.

Расходы банка на охрану сократились на 11,6 млн, или 36%, до 20,9 млн рублей – наверняка свою роль сыграла оптимизация филиальной сети. Прочие нераскрытые расходы выросли на две трети до 710 млн рублей.

Отдельного внимания заслуживают расходы на рекламные, маркетинговые услуги и спонсорство, объем которых за полугодие вырос на 0,99 млрд до 1,38 млрд рублей, то есть примерно до половины расходов на персонал.  При этом 735 млн рублей АББ потратил во втором квартале, на который выпал запуск ребрендинга. «Обновлению фирменного стиля предшествовали масштабные статистические исследования и тестирования на фокус-группах. Совместно с победителем тендера — международным брендинговым агентством Landor Associates — банк провел глубинные интервью с клиентами и партнерами, тестирование различных вариантов визуальной концепции. Новая платформа бренда включает в себя коммуникационную матрицу для сообщений ключевым сегментам клиентов, обновленный фирменный стиль — логотип, фирменные цвета, шрифты и графические элементы. Выбранный дизайн соответствует современным требованиям к цифровым интерфейсам, ближе и понятнее молодым клиентам банка», — сообщил АББ в конце мая.

Впрочем, дело не только и даже не столько в ребрендинге. «В конце 2017 года и в первом полугодии банк укреплял свои позиции, ставя акцент на привлечение новых клиентов, предоставление качественных продуктов и услуг, развитие технологий и улучшение сервисной модели — в связи с этим увеличились расходы на рекламные и маркетинговые услуги. На рост данного показателя также повлияли имиджевые расходы на спонсорскую поддержку крупных международных и федеральных мероприятий. Что касается ребрендинга, то его влияние несущественно в общем объеме. Обновление и замена элементов фирменного стиля проходит согласно графику по мере износа старых конструкций», — рассказали нам в АББ, сделав акцент именно на имиджевых расходах.

==table2110==