По итогам 2016 года чистый убыток компании составил 321 млн рублей при выручке 5,9 млрд рублей. Сейчас у компании не хватает средств на поддержание операционной деятельности По итогам 2016 года чистый убыток компании составил 321 млн рублей при выручке 5,9 млрд рублей. Сейчас у компании не хватает средств на поддержание операционной деятельности Фото: tatarstan.ru

ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ

13 октября 2014 года в присутствии президента РТ Рустама Минниханова в ОЭЗ «Алабуга» был запущен завод по производству электроинструменов «Интерскол-Алабуга» и прошла закладка первого камня в основание второй площадки. В церемонии также принял депутат Госдумы РФ Николай Валуев — можно сказать, лицо компании, ее постоянный медиапартнер.

Предполагалось, что завод в ОЭЗ «Алабуга» станет главной производственной площадкой российского лидера в области электроинструментов АО «Интерскол», созданного в 1991 году сотрудниками ВНИИСМИ (ведущего НИИ электроинструментальной отрасли в СССР) во главе с нынешним генеральным директором Сергеем Назаровым. По данным «СПАРК-Интерфакс», сейчас по 32,5% компании принадлежит Назарову и Степану Орлову, 20% — Сергею Окуневу, а 15% — Валерию Лотину.

Первая собственная производственная площадка появилась компании в 2002 году в подмосковном Быково. Кроме этого еще есть мощности во Владимире и два совместных предприятия в КНР: в городе Дзинхуа (Interskol Crown Group) и Шанхае (Interskol manufacturing Ltd.).

Донором для «Интерскол-Алабуга» стал крупнейший испанский инструментальный завод Casals, выпускающий профессиональные перфораторы и деревообрабатывающую технику под брендом Freud Industrial. Заметим, что еще в 2009 году Назаров по аналогичной схеме переоснастил свое производство в Быково – итальянский завод Felisatti со всем оборудованием, патентами, технологиями и собственно брендом и сборочными линиями и автоматизированными обрабатывающими центрами были перевезены из Италии в Россию. В Быково продолжилось производство инструментов под брендом Felisatti для европейского рынка. Однако в России этот бренд был малознаком, и здесь решено было развивать собственный бренд «Интерскол».

Вскоре продукция «Интерскола» появилась в гипермаркетах «Леруа Мерлен», OBI и Castorama. Параллельно Назаров начал создавать собственную сеть супермаркетов по торговле инструментами MachineStore.

Сергей Назаров: «Спрос изменился: потребитель выбирает более дешевый инструмент. Соответственно, в приоритете многих производителей мы наблюдаем выпуск чрезвычайно бюджетных линеек» Сергей Назаров: «Спрос изменился: потребитель выбирает более дешевый инструмент. Соответственно, в приоритете многих производителей мы наблюдаем выпуск чрезвычайно бюджетных линеек» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЖЕРТВА ВАЛЮТНЫХ КРЕДИТОВ?

Первая очередь завода «Интерскол-Алабуга» должна была выпускать около 2 млн единиц продукции, предполагалось, что запуск второй и третьей очередей завода увеличит объем выпуска до 5 млн изделий ежегодно. Первая очередь завода разместилась на 10 тыс. кв. м производственных площадей и 1 тыс. кв. м офисных. Стоимость первой площадки завода составила 1,5 млрд рублей, из которых 1,035 млрд рублей составил валютный кредит Банка Москвы (сейчас ВТБ). Также на строительство завода в Татарстане производитель в 2014-м привлек валютные кредиты от Сбербанка и UniCredit Bank.

«Интерскол» активно пользовался и инструментами государственной поддержки. Как резидент ОЭЗ «Алабуга», компания получила заем 500 млн рублей под 5% годовых от фонда развития промышленности в рамках программы импортозамещения, а «Российский экспортный центр» компенсировал затраты на сертификацию и до 80% транспортных расходов при отправке продукции на экспорт.

Однако уже с самого начала проект начало штормить. Во-первых, из-за резкого падения курса рубля в 2015 году общая сумма валютных кредитов увеличилась вдвое до 6 млрд рублей.

Кроме того, из-за санкций компания в течение года не могла получить заказанное в Европе и Японии оборудование. «Мы попали под санкции в рамках поставки высокоточного оборудования, точность которого свыше 5 микрон. Мы практически год не могли его получить», — рассказывал Назаров.

Судьба одного из крупных резидентов ОЭЗ «Алабуга» зависит от Сбербанка. Он остался последним из банков, кто еще не дал согласие о реструктуризации долга ООО «Интерскол-Алабуга» в 6 млрд рублей Судьба одного из крупных резидентов ОЭЗ «Алабуга» зависит от Сбербанка. Он остался последним из банков, кто еще не дал согласие на реструктуризацию долга ООО «Интерскол-Алабуга» в 6 млрд рублей Фото: tatarstan.ru

Вдобавок в российской экономике начался спад. «Спрос изменился: потребитель выбирает более дешевый инструмент. Соответственно, в приоритете многих производителей мы наблюдаем выпуск чрезвычайно бюджетных линеек и игру по ценам. Усилилась конкуренция, в результате чего закрылось очень много розничных инструментальных магазинов, в среднем по России — 35 процентов. Идет пересмотр позиционирования как продукта, так и игроков», — в 2017 году в своем интервью отмечал Назаров. По его мнению, сегодняшний кризис в России особенный — он длинный и затяжной, «это важно понимать, выстраивая стратегию».

По итогам 2016 года чистый убыток компании составил 321 млн рублей при выручке 5,9 млрд рублей. Сейчас, по данным разных источников, у компании не хватает средств на поддержание операционной деятельности – почти вся операционная прибыль идет на погашение процентов по долгам. Тем не менее «Интерскол» продолжает держать 19% российского рынка электроинструментов.

«В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ КОМПАНИЯ ИСПЫТЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ НЕДОСТАТОК ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА»

В самый разгар строительно-ремонтного сезона 2018 года в торговые сети перестали поступать наиболее популярные модели «Интерскола», и в июле пресс-службе компании даже пришлось на официальном сайте разместить комментарий по ситуации.

«С 2014 года компания «Интерскол» прошла непростой путь: введение в эксплуатацию новейшего завода, затем рост кредитных ставок и финансовой нагрузки, снижение покупательской способности населения, западные санкции, попытки давления и занижения стоимости активов компании определенными заинтересованными лицами.

В разгар строительно-ремонтного сезона 2018 года в торговые сети перестали поступать наиболее популярные модели «Интерскол», и в июле пресс-службе компании пришлось на сайте разместить комментарий по ситуации В разгар строительно-ремонтного сезона 2018 года в торговые сети перестали поступать наиболее популярные модели «Интерскол», и в июле пресс-службе компании пришлось на сайте разместить комментарий по ситуации Фото: tatarstan.ru

Самый сложный период пришелся на 2016 год: компания сработала в убыток. Однако в 2017 году ее генеральным директором стал Назаров, который до этого занимал пост председателя совета директоров, но в непростой период полностью взял руководство АО «Интерскол» на себя. По итогам 2017 года компания преодолела большую часть кризисных явлений: избавилась от валютных кредитов, сократила затраты и в результате получила 125 млн рублей чистой прибыли.

В настоящее время компания испытывает определенный недостаток оборотного капитала, что мешает сразу и полностью удовлетворить потребительский спрос», — говорится в сообщении пресс-службы АО «Интерскол».

РЫБАКОВ ГОТОВ ДАТЬ ДЕНЬГИ, А СБЕРБАНК ПОДАЕТ НА БАНКРОТСТВО

В июле в газете «Ведомости» появилась информация о том, что известный российский предприниматель, сооснователь группы «Технониколь» и «Рыбаков фонда» Игорь Рыбаков готов инвестировать в «Интерскол» 500 млн рублей. За свою помощь он намерен получить контрольный пакет компании. Однако, по данным газеты, Рыбаков выдвинул свое условие: «Интерскол» должен договориться с банками о реструктуризации кредитов сроком на 7 лет с отсрочкой выплат по ним на два года. В ВТБ изданию рассказали, что банк «с рядом других банков ведет переговоры о реструктуризации кредитной задолженности компании».

Однако уже 1 августа 2018 года ПАО «Сбербанк России» подало в Арбитражный суд Московской области заявление о признании АО «Интерскол» банкротом с суммой требований в размере 1,18 млрд рублей. Еще через два дня Сбербанк подал заявление на банкротство ООО «Интерскол-Алабуга» как поручителя по долгам материнской компании. Сумма претензий банка также составила 1,18 млрд рублей.

По итогам 2017 года компания преодолела большую часть кризисных явлений: избавилась от валютных кредитов, сократила затраты и в результате получила 125 млн. рублей чистой прибыли По итогам 2017 года компания преодолела большую часть кризисных явлений: избавилась от валютных кредитов, сократила затраты и в результате получила 125 млн. рублей чистой прибыли Фото: tatarstan.ru

Вскоре Сбербанк обратился с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на товары в обороте АО «Интерскол», переданные в залог ПАО «Сбербанк» в соответствии с договорами залога, подписанными в феврале 2016 года. В обоснование заявления был представлен бухгалтерский баланс АО «Интерскол» по состоянию на 30 марта, согласно которому стоимость товарных запасов составила 540,8 млн рублей, что уже является меньше размера залоговой стоимости (577,9 млн рублей) товаров в обороте, принятых в качестве обеспечения по кредитным обязательствам перед ПАО «Сбербанк».

31 мая генеральный директор АО «Интерскол» подписал акт осмотра залога, в соответствии с которым стоимость товаров на складе по справке складского учета составила 220 млн рублей. То есть объем залогового имущества банка всего за пару месяцев уменьшился более чем в два раза. Тем не менее суд не удовлетворил  заявление Сбербанка о принятии обеспечительных мер и отложил судебное разбирательство до 31 октября 2018 года, дав время для урегулирования спора во внесудебном порядке.

ВТБ И UNICREDIT BANK СОГЛАСИЛИСЬ НА РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ?

На эту же дату были отложены слушания и в АС РТ. При этом представители Сбербанка сообщили, что 24 сентября между банком и его дочерней структурой, ООО «СБК Геофизика» (специализирующейся на работе с проблемными активами), был заключен договор цессии – банк передал ей права требований по долгам «Интерскол» и «Интерскол-Алабуга».

В свою очередь, представитель должника выразил надежду на урегулирование вопроса мирным путем, хотя, по его словам, Сбербанк – единственный кредитор «Интерскола», который отказывается рефинансировать его кредиты. Тем самым он дал понять, что ВТБ и UniCredit Bank уже согласились на реструктуризацию задолженности. «Сейчас идут активные переговоры на уровне министерства с тем, чтобы рефинансировать задолженность Сбербанка. Все понимают, что если допустить банкротство компании, то 150 человек, которые там работают в Елабуге, окажутся на улице», – подчеркнул он.

Представитель должника в суде не стал уточнять, какое министерство участвует в переговорах. После нескольких дней обдумывания в минэкономики РТ предпочли оставить без комментариев соответствующий запрос «БИЗНЕС Online». Также нам не удалось получить комментарий Сбербанка на ситуацию вокруг долгов «Интерскола».

«НАЗАРОВ ВЫСТУПАЛ ПЕРЕД КОЛЛЕКТИВОМ, УБЕЖДАЛ, ЧТО СКОРО ВСЕ НАЛАДИТСЯ, ЧТО НАДО ЧУТЬ-ЧУТЬ ПОТЕРПЕТЬ»

В пресс-службе ОЭЗ «Алабуга» на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» «о самочувствии» производителя инструмента от ответа уклонились. «У «Интерскола» на территории ОЭЗ «Алабуга» современное производство, выпускающее востребованную продукцию. Мы знаем о существующих финансовых сложностях, которые испытывает резидент, и всячески его поддерживаем», – заявили в пресс-службе особой зоны.

По словам источника «БИЗНЕС Online» на елабужском заводе «Интерскола», ситуация начала ухудшаться на предприятии примерно с 2016 года. «Работы сейчас на заводе нет практически. Объемов нет, да, наверное, уже и не будет — говорит он. — В августе у всех был корпоративный отпуск. Если раньше по 50 тысяч различного инструмента на заводе производилось в месяц, то сейчас в лучшем случае 2 тысячи. Раньше половину комплектующих делали на самом заводе, половина приходила из Китая. Сейчас на заводе уже сами ничего не делаем. Сейчас дособираем инструмент из остатков комплектующих. Новых приходов комплектующих уже нет». 

В пресс-службе ОЭЗ «Алабуга» на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» «о самочувствии» производителя инструмента от ответа уклонились В пресс-службе ОЭЗ «Алабуга» на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» «о самочувствии» производителя инструмента от ответа уклонились Фото: «БИЗНЕС Online»

В лучший период, по словам источника «БИЗНЕС Online», на «Интерскол- Алабуга» трудились около 700 человек. Сейчас в лучшем случае наберется 150. «Когда ситуация на заводе стала ухудшаться, многие заключали с администрацией договоры об увольнении по соглашению сторон. В этом случае предприятие выплачивало работнику два месячных оклада. Остальные уходили сами, потому что зарплата на предприятии невысокая. Вместе с премией на руки обычный слесарь получает около 25 тыс. рублей.

«Пока я здесь тружусь, такого, чтобы завод постоянно и стабильно работал, не было. То народ начинают набирать, говорят, что вот-вот начнутся улучшения, то народ снова сам бежит с предприятия. Какие-то волны постоянно. Несколько раз были задержки заработной платы, несколько раз людей отправляли отдыхать на две трети от зарплаты. Видимо, из-за этого люди и паникуют и идут искать стабильность. Кто хотел уйти с предприятия, тот, наверное, уже это сделал», — говорит источник.

Сам Назаров, по его словам, был на заводе в последний раз около года назад. «Выступал перед коллективом, убеждал, что скоро все наладится, что надо чуть-чуть потерпеть. Однако такие его выступления были уже не раз. Народ ему особо не поверил», — говорит он.

Кстати, буквально неделю назад «Интерскол-Алабуга» покинул ее гендиректор Айрат Галеев. Сообщение о том, что 39-летний топ-менеджер перешел на КАМАЗ, опубликовала газета «Вести КАМАЗа». Галеев был представлен в должности заместителя исполнительного директора автогиганта по работе с группой компаний.