Фото: Олег Спиридонов

«ВТОРОЕ ПРОИЗВОДСТВО ROCKWOOL В АЛАБУГЕ»

Поливом из леек четырех огурцов, высаженных в специальный субстрат из каменной ваты, — так оригинально подошли организаторы к старту производства субстратов для растениеводства компании Grodan в особой экономической зоне «Алабуга». На торжественное открытие прибыл премьер-министр Татарcтана Алексей Песошин, руководитель департамента растениеводства минсельхоза России Петр Чекмарев, посол Дании в России Карстен Сендергорд и праправнук основателя компании Rockwool Томас Келлер. Почетные гости полили посаженные в субстрат саженцы, символизируя этим запуск нового производства.

Grodan — это второе производство Rockwool в «Алабуге». С 2012 года здесь работает завод по производству теплоизоляционных материалов, в который в свое время датчане вложили $150 миллионов. А первый камень в производство субстратов здесь заложили чуть более года назад — в сентябре прошлого года. Президент Татарстана Рустам Минниханов тогда на пару с гендиректором «Роквул-Волга» Максимом Васильевым лично посадил ель как символ того, что на заводе будет производиться искусственная почва.

Собственно, сельскохозяйственный субстрат из минеральной ваты, который стали выпускать на новой линии, призван заменить почву тепличным растениям. На протяжении 20 лет до этого компания продавала этот продукт в России, импортируя со своего производства в Голландии и Польше, поэтому со сбытом вопросов не ожидается. Как говорят представители завода — клиентура наработана.

По словам Лидии Щелиной — пресс-секретаря Rockwool Russia, укреплению компании на отечественном рынке способствовало и то, что «Grodan в свое время была первой компанией в России, предложившей рынку гидропонный способ выращивания овощей и цветов, а все остальные игроки рынка учились у датской компании, начавшей производить субстраты еще в далеком 1969 году». Руководитель пресс-службы назвала в числе ключевых заказчиков компании такие тепличные хозяйства, как «Технологии тепличного роста», «Луховицкие овощи», «Елецкие овощи», «Агроинвест», «Юг-Агро» , ГК «Тандер» (ТМ «Магнит»), Чурилово, Каширово и другие. Кроме того, поставлять продукцию планируется и в страны СНГ — прежде всего в Азербайджан, Армению и Узбекистан, где весьма активно используют гидропонный способ выращивания овощей и цветов.

Фото: Олег Спиридонов

УРОЖАЙ — ДО 65 КИЛО НА КВАДРАТНЫЙ МЕТР ТЕПЛИЦЫ

Завод в «Алабуге» стал уже четвертым в мире, где компания наряду с теплоизоляцией решила наладить и производство субстрата для выращивания растений. Заводы компании функционируют в голландском Рурмонде, там же, кстати, расположена и штаб-квартира компании, а также в Польше в городе Молкиния и еще одни завод – в канадском Торонто. Локализация потребовала вложений в размере 500 млн рублей. Проект сам по себе небольшой, штатное расписание компании он увеличил лишь на 20 новых работников. Однако политика развития отечественного агросектора делает импортозамещающий проект весьма актуальным и востребованным.

Датчане считают свой способ повышения производительности современных тепличных хозяйств наиболее экологичным и эффективным. Каменная вата – натуральное сырье вулканического происхождения, является оптимальной средой для контролируемого и точного выращивания и не имеет аналогов по ряду параметров, влияющих на урожайность, – это чистый субстрат без вредоносных организмов, в котором все полезные питательные вещества доступны растениям напрямую. Принцип «точного выращивания» с применением пробок для сеянцев, кубиков для рассады и вегетативных матов из каменной ваты позволяет использовать меньше воды, удобрений и пространства. К примеру, утверждается, что потребление воды при выращивании помидоров на субстратах от Grodan сокращается до 15 раз, а урожай при этом может составить до 65 кг на квадратный метр теплицы.

По словам Щелиной, Grodan с пуском нового завода рассчитывает существенно увеличить объемы поставок. Пресс-секретарь не обещала, что продукция Grodan в связи с началом производства в России станет доступнее для тепличных хозяйств, но отметила, что логистическая составляющая ранее играла весьма существенную роль в себестоимости продукции. Сейчас же, с пуском производства в «Алабуге», она станет значительно ниже. А сам факт отсутствия необходимости платить ввозные таможенные пошлины позволит компании сделать продукцию доступнее для российских аграриев.


Проектную мощность, на которую рассчитан завод, производитель решил также не раскрывать. Щелина заметила лишь, что компания производит «соответствующий потребностям рынка объем, который растет благодаря текущему тренду на импортозамещение и действующим программам государственной поддержки тепличных хозяйств». Хотя ранее говорилось, что на первом этапе на предприятии рассчитывают выпускать до 4 тыс. т продукции в год, а затем увеличить мощность производства вдвое.

Сам завод представляет собой цех, пристроенный к основному производству. Сегодня у Rockwool в России работает четыре завода по производству негорючей каменной ваты: кроме «Алабуги» они размещаются в Балашихе, Выборге и Троицке. Татарстанская площадка, построенная шесть лет назад, работает круглосуточно — она загружена на полную мощность, выпуская в год по 110 тыс. т каменной ваты, которая продается по всей России. За 2017 год выручка «Роквул-Волга» составила 2,6 млрд, а чистая прибыль — 306,5 миллиона.

К слову, технический запуск производства, как рассказали на предприятии, состоялся еще 2 июля. Объект строила компания «Алабуга Девелопмент», дочерняя организация АО «ОЭЗ ППТ „Алабуга“», созданная для оказания услуг генподряда резидентам ОЭЗ. Строительство завершилось раньше намеченных сроков. 

Собственно, производится субстрат на той же самой линии, на которой компания изготавливает и теплоизоляционные материалы. Требуется лишь дополнительная настройка перед тем, как вместо теплоизоляции будет запущено производство субстрата. Отличия лишь в связующем веществе самой каменной ваты. Когда для журналистов провели экскурсию по заводу, объяснили, в чем между теплоизоляцией и субстратом разница. «Если для теплоизоляционного материала важно, чтобы он не впитывал воду, то есть был гидрофобным, то для субстрата Grodan, напротив, одним из важнейших требований является удержание влаги». — объяснял начальник отдела технологии и качества завода «Роквул-Волга» Ильдар Давлетгараев. До определенного момента технология производства теплоизоляции и субстрата ничем не отличается. Точно так же вата укладывается в маты, и лишь затем линия по производству субстратов ответвляется от основной. Так продукт получает свою пропитку, нарезается в разные по длине маты и запаковывается в полиэтиленовый пакет, герметичность которого — одно из строжайших условий при производстве.

Фото: Олег Спиридонов

«ЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ НИМИ ОБОСТРИТСЯ, А ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЯМИ СТАНУТ РОССИЙСКИЕ ТЕПЛИЧНИКИ»

Директор завода Васильев лично провел для прибывшего на производство премьер-министра Татарстана экскурсию. Он рассказал Песошину о применяемых технологиях и особенностях производства, после чего и стартовала сама церемония. На импровизированную сцену вышли премьер, посол Дании Сендергорд, вице-президент Rockwool Келлер и представитель российского минсельхоза. «Сегодня Татарстан является одним из ведущих промышленных центров России. Выбор Татарстана для открытия производственной деятельности свидетельствует о большом потенциале республики в дальнейшем наращивании производства промышленной продукции. Я уверен, что продукция нового завода будет востребованной, и хочу пожелать новому производству успехов в достижении поставленных целей», — объявил Песошин от имени президента Татарстана и правительства РТ. 

Чекмарев, в свою очередь, отметил, что в России сегодня функционируют тепличные хозяйства, которые занимают общую площадь в 2,5 тыс. гектаров. При этом строительство новых теплиц продолжается весьма быстрыми темпами. В прошлом году, например, было введено в эксплуатацию около 200 гектаров. А в этом году по прогнозам минсельхоза будет построено не менее 400 га теплиц. Задачи на 2019 год, по его словам, еще более амбициозны — построить более 1000 га теплиц. «Поэтому производство субстратов для выращивания растений как одного из компонентов успешной работы тепличных хозяйств очень важно для страны в целом», — заявил представитель минсельхоза, поблагодарив всех причастных к проекту.

«БИЗНЕС Online» спросил о перспективах продукта у Юрия Муравьева — президента ассоциации «Теплицы России» и собственника тепличного комбината «Белореченский» в Краснодарском крае. «Мое хозяйство выращивает в год порядка 10 тысяч тонн огурцов, томатов, баклажанов и различных видов салатов, — заявил он нашему корреспонденту. — Могу с уверенностью сказать, что современные технологии выращивания овощей сегодня предусматривают в качестве субстрата использование исключительно минеральной ваты. Хотя в этом качестве тепличные хозяйства, работающие еще с советских времен, используют и перлит, и торф, и даже кокосовую койру».

Фото: Олег Спиридонов

Муравьев, приветствовав начало производства новой продукции в «Алабуге», заявил, что в России есть по крайней мере три серьезных производителя субстратов — в Белгороде, в Рязани и в Ульяновске. Но с запуском производства в «Алабуге» «здоровая конкуренция между ними обострится, а выгодоприобретателями станут российские тепличники».

«Субстраты из минеральной ваты очень любят наши агрономы, потому что это абсолютно нейтральный материал, он абсолютно чистый в плане микробиологии и агроному с ним легко работать. С этим субстратом он может делать все, что он пожелает. Питание, которое даст агроном через этот субстрат растению, оно получает стопроцентно», — добавил Муравьев. По его словам, на субстратах из минеральной ваты тепличные хозяйства на юге России добиваются просто выдающихся результатов. «По результатам работы в прошлом году мой комбинат, использующий в качестве субстрата минвату Grodan Master, был признан лучшим и по урожайности, и по качеству продукции в Южном федеральном округе», — похвастал владелец комбината.