. Новым владельцем казанского отеля Marriott стала «Гостиничная компания» группы ВТБ, которая последние два года руководила активом после разборок управленцев
Фото: Елена Селезнева

ЗА ГОД ЦЕНА УПАЛА ВДВОЕ

Сегодня конкурсный управляющий АО «Динамикс Групп» (бывшего владельца казанского отеля Marriott, который обанкротился в 2016 году) Павел Лесников опубликовал результаты торгов по продаже имущественного комплекса четырехзвездочной гостиницы на улице Карла Маркса. Торги состоялись вчера, 27 сентября, после обеда. Победителем торгов посредством публичного предложения в конечном итоге стало московское АО «Гостиничная компания», входящее в группу ВТБ и уже с конца 2016 года управляющее этим отелем. Теперь оно оформляет в собственность шестиэтажное здание площадью 7 тыс. кв. м и земельный участок площадью 1,8 тыс. кв. метров. Стоит отметить, что здание является достопримечательным местом в рамках документа «Культурный слой исторического центра города Казани XI–XVIII веков», так что на его владельца налагает охранные обязательства министерство культуры РТ.

Как известно, многострадальный казанский отель искал хозяина больше года: впервые он был выставлен на банкротные торги в июле 2017-го за стартовую цену в 1,2 млрд рублей. Но тогда покупателей не нашлось, актив заново выставляли со снижением цены еще два раза. Предложение Лесникова постоянно публиковали и на сайте Avito. На третий раз Marriott попал на торговую площадку уже на публичное предложение со стартовой ценой в 860 млн рублей и к 1 октября мог в несколько ступеней максимально подешеветь до 600 миллионов. Но, как видим, до «ценового дна» дело так и не дошло.

Любопытно, что «Гостиничной компании», которая, по нашим сведениям, и сама искала стороннего покупателя, пришлось побороться за отель с двумя другими претендентами. На Marriott также претендовало казанское ООО «Концепт», на 100% принадлежащее известному казанскому рантье Алмазу Сулейманову, владельцу торговых комплексов «Савиново» и XL. Напомним, что его считают предпринимателем, близким к ТАИФу, поскольку он также владеет ООО «Барс Синтез», чью основную часть оборота приносит торговля продукцией «Казаньоргсинтеза». Помимо этого, Сулейманов, судя по базе данных «Контур.Фокус», — владелец еще добрых двух десятков казанских фирм, связанных с недвижимостью. Какую сумму он предложил за Marriott, к сожалению, в документах не указано.

Зато второй претендент на отель — москвич Алексей Александрович Васин — доставил хлопот конечному победителю, ведь он предложил за актив приличную сумму в 635 млн рублей. Так что «Гостиничной компании» пришлось выложить на 15 млн больше. Васин — владелец десятка московских фирм, в том числе и ООО «360 менеджмент», которое занимается гостиничной деятельностью. Правда, по официальным данным и по адресу юрлица неясно, какие гостиницы ему принадлежат, да и само юрлицо зарегистрировано всего лишь 14 августа 2018 года. Другие его фирмы занимаются производством и продажей мебели, оптовой торговлей коврами и осветительными приборами — словом, «начинкой», необходимой для отелей.

Словом, борьба состоялась, и в течение 30 дней «Гостиничная компания» обязана полностью оплатить покупку. Впрочем, в данном случае, поскольку покупатель явно связан с кредитором, не исключен и обычный взаимозачет.

Павел Лесников Павел Лесников опубликовал результаты торгов по продаже имущественного комплекса четырехзвездочной гостиницы на Карла Маркса Фото: «БИЗНЕС Online»

«БЫЛО БЫ НЕВЫГОДНО — МЫ БЫ НЕ ПОКУПАЛИ»

В департаменте развития гостиничного бизнеса АО «Гостиничная компания» корреспонденту «БИЗНЕС Online» подтвердили факт покупки. «Нам просто нужна была эта гостиница, и мы ее купили. Мы с ней работали два года — почему бы и нет? Если бы это было невыгодно, мы бы не покупали», — сказала сотрудница компании, не пожелавшая назвать своего имени. Она подчеркнула, что сделка, безусловно, удачная. «Казань — один из центров туризма, у вас все так хорошо в последние годы развивается. Я думаю, что с точки зрения гостиничного бизнеса Казань вообще перспективная тема. Этот год в связи с ФИФА был фантастический у всех, но мундиаль в июле закончился, а у нас все еще все хорошо, тьфу-тьфу-тьфу. Загрузка последняя неделя у отеля была 93–94 процента. У вас же там и спортсменов очень много, и мероприятия проходят различные», — отметила она.

По словам представителя, глобальных вложений в отель уже не требуется, поскольку основные инвестиции уже были сделаны в течение прошлого года. Сроки окупаемости отеля она не назвала.

Собеседница «БИЗНЕС Online» подчеркнула, что для постояльцев факт приобретения отеля ничего не изменит. «Цены останутся прежними. С точки зрения operation не меняется ничего. Вывеска Marriot там с мая. Нам просто из-за смены собственника тогда пришлось на некоторое время прекратить работу с брендом», — пояснила представитель департамента в телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Напомним, после того как предыдущий владелец здания был признан банкротом, «Гостиничная компания» заменила вывеску на Center Hotel Kazan Kremlin. Тогда на специально собранной пресс-конференции генеральный директор компании Алексей Карелов рассказал, что прикладывал все усилия, чтобы продолжить работу как Marriott, однако «в Лондоне просто игнорировали весь переговорный процесс». По-видимому, в конечном итоге переговоры увенчались успехом, бренд вернулся.

«Теперь бренд вернулся, еще в мае, и вопросов нет никаких, — продолжила представитель департамента. — А цены не менялись изначально — вне зависимости от бренда. Они могут поменяться только в связи с экономической ситуацией в стране. Это, знаете, как у всех — если все будут повышать, мы тоже будем повышать».

Цены на размещение, согласно информации на сайте отеля, варьируются от 4,8 тыс. рублей за номер с двуспальной кроватью в сутки до 10–11 тыс. рублей за ночь в одно- и двухместных номерах люкс.


ОПЕРАЦИЯ «ПЕРЕВОРОТ В ОТЕЛЕ»

Напомним, что казанский Marriott вынужденно сменил владельца после «рейдерского» скандала в 2016 году. Собственник здания отеля — ООО «Динамикс Групп» — выступил поручителем по кредиту на 80 млн евро, который в августе 2013 года Банк Москвы выдал московской холдинговой компании «Транс Девелопмент Капитал» (ТДК). Основной бенефициар ТДК Петр Читипаховян, также владеющий московским Трансстройбанком, не смог в должной мере обслуживать заем, после чего банкротом были признаны и ТДК, и поручитель по кредиту — ООО «Динамикс Групп». В результате валютного скачка 2014 года сумма долга достигла баснословных 5,4 млрд рублей, и после перехода Банка Москвы под контроль ВТБ госбанк занялся взысканием задолженности. Назначенный судом конкурсный управляющий при поддержке кредиторов прекратил госрегистрацию договора между «Динамикс Групп» и прежним арендатором отеля голландской компании «СиУай Казань Отель Лизинг».

Новый договор на управление отелем 16 ноября 2016 года был заключен с АО «Гостиничная компания», входящим в группу ВТБ. По версии стороны ВТБ, завершение операции по получению контроля над зданием отеля потребовало физического вмешательства — в ночь на 28 ноября сотрудники ЧОП «Амон» захватили помещение, после чего оно было освобождено от постояльцев и сотрудников ООО «СиУай Казань Отель Лизинг». По версии последних, произошел силовой захват гостиницы. «Порядка 120 человек в масках, перчатках и жилетах, с оружием, вооруженные кувалдами, монтажками, ворвались в здание, вели агрессивные силовые действия против сотрудников отеля, парализовали нормальную операционную деятельность отеля», — заявлял гендиректор управляющей отелем компании «СиУай Казань Отель Лизинг» Джон О’Браен. «Большая часть мебели и оборудования отеля выведена из строя и варварски сломана», — сокрушался он. Причем якобы ВТБ даже предупреждал о грядущем захвате власти Казани.

Разгневанные представители «СиУай Казань Отель Лизинг», по словам гендиректора «Гостиничной компании» Карелова, стерли все программное обеспечение гостиницы, парализовав таким образом работу новых хозяев. Но в целом других вложений после той ночи, по его словам, не потребовалось. 
Конфликтующие стороны по-разному пересказывали происходящее, но тем не менее порядком перепугали общественность. Впоследствии «СиУай Казань отель лизинг» официально отказался от требований вернуть себе здание у Кремля, заявив в Арбитражном суде РТ отказ от иска к управлению Росреестра по РТ и арбитражному управляющему. В дальнейшем Лесников с «Гостиничной компанией» продолжили управлять отелем, и за два года все успокоилось.

. После того как предыдущий владелец здания был признан банкротом, «Гостиничная компания» заменила вывеску на Center Hotel Kazan Kremlin
Фото: «БИЗНЕС Online»

650 МЛН — ЦЕНА АДЕКВАТНАЯ

Зуфар Гаязов — председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ:

— Местонахождение отеля у Кремля очень выгодное и удобное. Если он снова превратился в Marriott — это очень хорошо. Выиграют не только они как собственники этого проекта, но и город. Больше будут приезжать гости бизнес-класса, которые хотят увидеть Казань. Когда увидят, что есть Marriott, конечно, они больше ему будут предпочтение отдавать.

Булат Шакиров — первый замдиректора «Стройгрупп», директор казанского «Арт-отеля»:

— Получается, ВТБ сам у себя купил? Но это адекватная цена. Хороший отель, правильное место, инвестиции удачные. Я примерно так и предполагал, что его за такую цену купят: отель продается давно, раньше же его выставляли за 1 миллиард 200 миллионов, потом шли торги на понижение. Было понятно, что рано или поздно он будет куплен. Если бы цена была поменьше, конечно, желающих было бы больше.

Андрей Савельев — генеральный директор казанского агенства «НЛБ-недвижимость»:

— Если говорить очень-очень грубо, то за гостиницу в 7 тысяч квадратных метров 650 миллионов, в принципе, адекватная цена. Сроки окупаемости зависят от того, как там будет построен бизнес... Это же не аренда, где все просто. В среднем обычно окупаемость хорошего бизнеса составляет порядка 8–10 лет.

Алексей Коренев  аналитик ГК «Финам»:

— Учитывая тот факт, что отель на момент продажи фактически не имел отношения к бренду Marriott и реализовывался, по сути, просто как объект недвижимости (хотя и с очень выгодной локацией), указанную цену в 650 миллионов рублей можно считать соответствующей фактической стоимости этого объекта, особенно если принять во внимание существенную девальвацию рубля за последние полгода (предыдущие попытки продать этот отель в диапазоне цен 864–1080 миллионов рублей проходили в периоды, когда курс рубля был более чем на 20 процентов выше, что делало долларовую оценку стоимости объекта намного выше нынешней). Банк ВТБ весьма активно приобретает непрофильные активы, пытаясь диверсифицировать своей бизнес. Впрочем, периодически он столь же активно и избавляется от непрофильных активов, ставших ему невыгодными. Следует учитывать, что реконструкция и ребрендинг отеля либо его реконцепция потребует вложения весьма существенных денежных средств, что делает попытки прогнозирования сроков выхода на окупаемость весьма затруднительными. В зависимости от того, сколько будет потрачено на реновацию отеля, какой уровень сервиса там предполагается предложить клиентам, какова будет средняя стоимость проживания в отеле, и еще от множества факторов период выхода на положительную рентабельность может оставить от нескольких лет до полутора десятилетий и даже больше.