1-й секретарь Башкирского ОК КПСС Равмер Хабибуллин, Мустай Карим, Гумер Усманов в Дни литературы и искусства в Уфе Первый секретарь Башкирского ОК КПСС Равмер Хабибуллин, Мустай Карим, Гумер Усманов в Дни литературы и искусства в Уфе Фото из архива Булата Султанбекова

«КАК ЧИТАТЕЛЬ Я БОЛЬШОЙ ЕГО ПОЧИТАТЕЛЬ»

«Есть такой факт, о котором, на мой взгляд, будет интересно узнать вашим читателям, – сказал в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ известный казанский историк Булат Султанбеков. – Как-то в поездке по Волге мы оказались в известном, очень живописном небольшом историческом городке Плёс (с 1925 года – город, входящий в состав Приволжского района на севере Ивановской области, один из ее главных туристических центров с населением около 2 тыс. человек – прим. ред.). В Плёсе три лета работал художник Исаак Левитан (в 1888–1890 годах он выполнил здесь около 200 работ, которые принесли ему широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов. Существует мнение, что картина „Над вечным покоем“ является „самой русской“ из всех, когда-либо написанных на русскую тему, – прим. ред.). Так вот, глава местной администрации – родной внук знаменитого поэта и писателя. (По данным „Википедии“, Тимербулат Каримов, родившийся в 1974 году, в свое время работал старшим вице-президентом банка ВТБ, является зятем главы „Роснефти“ Игоря Сечинаприм. ред.). Вот такое родство. Не знаю, оно или что-то другое служит подспорьем в его работе, но живописные места эти великолепно сохранились в своем первозданном виде, не стали объектом паломничества олигархов для строительства всяких там дач, коттеджей или каких бы то ни было промышленных объектов. А соблазн такой  и, наверное, немалый  наверняка существует.

Как историк я специально не занимался биографией Мустая Карима (полное имя Мустафа Сафич Каримов прим. ред.), но в книге про Гумера Усманова (книга „Секретарь ЦК Г.И. Усманов. Жизнь и моменты истины“ была издана в Казани в 2015 году – прим. ред.) опубликовал снимок, где поэт заснят с Равмером Хабибуллиным, первым секретарем Башкирского обкома КПСС и первым секретарем Татарского обкома КПСС Гумером Усмановым в Уфе в дни литературы и искусства в БАССР. Раз снимался вместе с руководителями республик – значит, был знаком с ними, встречался; значит, уважали. Повторю, что как историк я им не занимался, но как читатель я, разумеется, большой почитатель его литературного таланта и открытой гражданской позиции».

«МУДРЕЦ И ЧИСТЕЙШАЯ СОВЕСТЬ НАРОДА»

«Мое основное моральное кредо таково: всегда жить на миру, – приводит слова классика издание „Татарский мир“. – Много лет тому назад, когда я справлял себе домик в Юматово, строители хотели поставить высокий глухой забор вокруг участка. „Не надо этого делать, – сказал им. – Все равно в срамном виде я во двор не выйду. К тому же за высокой оградой небогоугодных, людям непригодных дел совершать не намерен...“

Мустай Карим – поэт, мудрец и чистейшая совесть народа. Если бы Россия полнее осознавала, если бы из года в год издавались в Москве и расходились бы по всей стране его сочинения, если бы не стояли между ним и народом дымовые завесы „букеров“, фабричного производства дамских романов и переводной чуши, то уж, наверное, и миллиардеры наши, по крайней мере, не выставляли бы напоказ свою неправедную роскошь и иные политики смутились бы своей продажностью, и теле-газетные хамы приглушили бы свои проповеди вседозволенности, бесстыдства и пофигизма. И больше, куда больше честного люда укрепили бы слова Мустая Карима, его вера в вечную правду и в неодолимость совести».

«ДОЛГОЕ-ДОЛГОЕ ДЕТСТВО» В ЭПОХУ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

«Мустай Карим – один из известных поэтов не только в Башкортостане, но и далеко за его пределами, – сообщает о нем „Татарская электронная библиотека“. – Родился 20 октября 1919 года в ауле Кляш Чишминского района современной Республики Башкортостан.

Детство будущего поэта пришлось на время бурное. Оно накладывало свой отпечаток на всю аульскую жизнь, ломало прежние о нем представления. Первым социальным событием, очевидцем которого стал будущий писатель, явилась коллективизация. „Она ворвалась в быт аула неожиданно и стремительно, как весенний разлив... Взбудораженный люд, нередко раздираемый душевными противоречиями, не умом, а скорее сердцем понимал, что перемены в укладе деревенской общины неизбежны... Потому вера в будущее у большинства брала верх над сомнением, и аул в целом в те дни жил с учащенным пульсом, в повышенном тонусе. Даже старые женщины отрезали со своих камзолов и нагрудных украшений серебряные монеты царской чеканки и без сожаления несли в сельсовет кучи серебра „в задаток на трактор“. Годы, всколыхнувшие все и вся в селе, по-своему преломлялись и в детском сознании».

В самом начале повести «Долгое-долгое детство», за которую Кариму была присуждена Ленинская премия 1984 года, автор пишет: «Книга эта про людей, которые не изжили в себе веру в чудеса. Они чудаковатые, странные, неугомонные, наивные... Жизнь их чуть-чуть выше нашей каждодневной жизни, чуть-чуть, может быть, смешней и чуть-чуть трагичней. Терпимее и милосерднее они друг к другу тоже немного больше нашего; обвинять, осуждать кого-то не спешат. И смерть, и счастье эти люди принимают с достоинством. От радости не скачут, с горя не сгибаются.

Может, кто и спросит: „Неужели в вашем ауле только такие люди жили?“ — так я отвечаю заранее:

– Я видел только таких. Других как-то не запомнил».

12 детей родилось в семье Сафы Каримова. Но что сделало именно его, Мустафу, поэтом? Рассказывают, рос ребенком впечатлительным. Доверчив и раним был... Вбирал в себя легенды, сказки. Великое множество их знала Старшая Мать. Ездил в ночное время с ребятишками-сверстниками, впитывал истории, слышанные у костра.

Его ранние стихи о веселом детстве печатаются в газете «Юный строитель». Трудовую деятельность Мустафа Каримов начал еще в годы учебы в Башкирском государственном педагогическом институте. В 1938–1939 годах он работал в журнале «Пионер», а в 1939–1941 годах был консультантом Союза писателей Башкирии».

«В АВГУСТЕ 42-ГО...»

В 1941 году Мустафа окончил Башкирский государственный педагогический институт им. Тимирязeва, факультет языка и литературы. По его окончании (уже началась Великая Отечественная война) был призван в ряды Красной Армии и направлен в Муромское училище связи. В мае 1942 года в звании младшего лейтенанта был направлен в 17-ю мотострелковую бригаду начальником связи артиллерийского дивизиона.

В августе 1942 года на фронте, где-то под Мценском, 23-летний деревенский парень, выучившийся в пединституте на учителя и уже автор двух напечатанных книг, а теперь, при наступлении вражеских танков, начальник связи артдивизиона, младший лейтенант Мустафа Каримов был тяжело ранен — большой осколок немецкого снаряда пробил его левое легкое. Во время операции осколок извлекли. В госпиталях он находился около полугода, потом вернулся на передовую. Покалеченный стихотворец по состоянию здоровья уже не мог исполнять командирские обязанности, но стал военным корреспондентом фронтовых газет «За честь родины» («Ватан намусычен»), «Советский воин» («Совет сугышчысы») на татарском языке. За боевые заслуги поэт и боец был награжден двумя орденами Отечественной войны (1-й и 2-й степени), Красной Звезды, многими медалями.

Карим опубликовал более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше десятка драматических произведений. Сборники стихов и поэм «Черные воды», «Возвращение», «Европа – Азия», «Времена», пьесы «Страна Айгуль», «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения», «Салават. Семь сновидений сквозь явь», «Не бросай огонь, Прометей!», повести «Радость нашего дома», «Таганок», «Помилование», «Долгое-долгое детство», «Деревенские адвокаты». Произведения Карима переведены на десятки языков России и мира. По пьесе «В ночь лунного затмения» в 1987 году Свердловской киностудией был снят одноименный фильм. Повесть «Долгое-долгое детство» была экранизирована в 2004 году киностудией «Башкортостан».

«ТАТАРЫ СЧИТАЮТ ЕГО СВОИМ, БАШКИРЫ – СВОИМ»

По некоторым данным, Карим по национальности – татарин, по некоторым – башкир. «Татары и башкиры – это, как говорят, отдельная песня, – считает Булат Султанбеков. – В свое время Сталин не поддался на вахитовские уговоры (Мулланур Муллазянович Вахитов (1885–1918) – участник Гражданской войны, известный татарский революционер и общественно-политический деятель – прим. ред.) и в конце концов отказался от идеи создания Татаро-Башкирской республики. Вот был бы тот еще цирк! Это все-таки отдельные, хотя и очень близкие народы. Что касается Мустая Карима – татары считают его своим, башкиры – своим. Этот спор как бесконечен, так и не вполне оправдан. Все жанры хороши, кроме скучного. Я так скажу: и те и другие правы».

Литературную деятельность Карим начал в 1935 году. С тех пор вышло в свет более ста изданий книг писателя на башкирском, русском, татарском, а также на других языках народов СССР и зарубежных стран. Достаточно припомнить, с кем дружил Карим, как любопытны были ему все без исключения народы и страны, чтобы убедиться: орден Дружбы народов уж кем-кем, а им-то заслужен.

В его родном Башкортостане Мустай-агай – патриарх, кумир, защитник и судия. Его слово воспринимается в республике как истина в последней инстанции. Почет и почитание – таков главный читательский отклик на творчество и жизнь Мустая Карима.

Подготовил Михаил Бирин