26 апреля в Казани открылась двухдневная Международная конференция "Информационно-коммуникационные технологии и качество образования: Ассоциированные школы ЮНЕСКО на пути к школе будущего". Организаторами форума выступили Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Московское Бюро ЮНЕСКО, Министерство культуры Республики Татарстан, Университет управления "ТИСБИ", Национальный координационный центр проекта "Ассоциированные школы ЮНЕСКО" в Российской Федерации и Компания Cisco. Конференция объединила специалистов в области информационно-коммуникационных и образовательных технологий из 16 стран и 27 городов России.

Международный форум открыла ректор Университета управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс, которая отметила важность роли информационных технологий в развитии учебных заведений. С приветственным словом выступил Дендев Бадарч, представитель ЮНЕСКО в Армении, Азербайджане, Беларуси, Республике Молдова и Российской Федерации, директор Московского бюро ЮНЕСКО. Он отметил, что подобное мероприятие проводится в Казани не в первый раз, и всегда наблюдается большая поддержка со стороны Правительства Республики Татарстан и партнеров, реализующих идеи ЮНЕСКО: «Хорошо известно, что Казань славится не только своими образовательными традициями, уходящими в глубокое прошлое, но и инновационными подходами, обеспечивающими высокое качество образования в университетах, колледжах, школах.  Кроме того, в Республике Татарстан уделяется должное внимание приоритетным проектам ЮНЕСКО, в том числе и в области школьного образования».

Дендев Бадарч подчеркнул, что ЮНЕСКО обращает особое внимание, прежде всего, на повышение доступности и качества образования (идея «Образование для всех»): «Мы считаем, что ассоциированные школы ЮНЕСКО являются самыми передовыми школами, где внедряются различные проекты по эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий». Напомним, что ассоциированные школы ЮНЕСКО — это учебно-воспитательные учреждения, сотрудничающие с ЮНЕСКО в рамках соответствующих национальных программ в распространении миротворческих идей, общественных и духовных ценностей. На данном этапе сертифицированных ассоциированных школ ЮНЕСКО Российской Федерации насчитывается около 200, еще 26 будут сертифицированы в ближайшее время.

К программе модернизации российского образования обратилась вице-спикер Государственного Совета РТ Римма Ратникова: «В рамках программы мы говорим,  в том числе, и о приобретении компьютерного оборудования для школ, потому что без этого невозможна реализация идеи нового образования в информационном обществе». Она назвала Татарстан продвинутым в этом направлении регионом. Тему развития ИКТ в республике продолжил первый заместитель министра информатизации и связи РТ Юрий Багров. По его словам, внедрение ИКТ повысит уровень жизни по таким направлениям, как общество, правительство, экономика, индустрия и, конечно же, образование. На сегодняшний день в отрасли информатизации и связи Татарстана ведут свою деятельность более 200 крупных компаний, в которых задействовано 20 тысяч человек. Юрий Багров описал нововведения в образовательной сфере: «Сегодня мы обновляем школьный компьютерный парк нашей республики, учителя получают персональные ноутбуки, в школах вмонтированы точки беспроводного доступа wi-fi, педагоги и ученики активно осваивают электронные журналы и дневники». Более подробно о современном состоянии информационных технологий в школах Республики Татарстан рассказал заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов.

Проблематику конференции описал ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, заместитель директора Департамента международных организаций МИДа России Григорий Орджоникидзе: «Применение школьниками и учителями ИКТ - вопрос сложный и требующий взвешенного подхода. Перед профессионалами образования ставится трудная задача поиска золотой середины: как информатизировать процесс обучения, с одной стороны, и не позволить школьникам замкнуться в цифровом мире – с другой? Каким образом обеспечить доступ школьников к достоверной информации по средствам Интернета и избежать его негативного влияния на подрастающее поколение?»

Григорий Орджоникидзе отметил, что в центре внимания сегодняшней конференции находится новый вид школ – цифровые школы или SMART  школы. Эти учебные учреждения, как правило, насыщены техническими разработками, которые способствуют созданию единого образовательного пространства и организации обучения на качественном новом уровне. «Наряду с техническими нововведениями важным на данный момент представляется обучение самих учителей работе с новым оборудованием и создание новых методических интерактивных курсов. Современные информационные системы позволяют значительно расширить доступ к материалам проблематики ЮНЕСКО, в том числе в области культурного наследия, художественного образования, повысить осведомленность школьников по таким аспектам, как проблема изменения климата, мировые водные ресурсы, образовательные источники и т.д.», - рассказал Григорий Орджоникидзе. Он предложил создать экспериментальную площадку на базе ассоциированных школ ЮНЕСКО разных регионов. Этот пилотный проект может включать в себя технические, программные и телекоммуникационные средства, локальную сеть, многофункциональные классы, электронные библиотеки и медиатеки.

Взгляд на развитие «умной» школы будущего представил национальный программный специалист, руководитель группы развития потенциала Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Александр Хорошилов. По его мнению, для создания SMART  школы необходимы комфортная инклюзивная среда, адаптация учебного процесса современным технологиям, компьютеризация управления и, конечно же, повышение уровня знаний учителей. Только через реализацию целостного развития всех факторов можно создать школу будущего.

Во время пленарного заседания участники обсудили роль ассоциированных школ ЮНЕСКО в процессах интеграции принципов, ценностей и лучшей практики устойчивого развития образования и применения ИКТ. Они отметили, что эта тема крайне важна в эпоху формирования глобального общества знаний, к которому движется современный мир. Также прозвучал ряд докладов по вопросу качества образования в ассоциированных школах ЮНЕСКО. В диалоге приняли участие национальные координаторы и представители ассоциированных школ ЮНЕСКО Российской Федерации, государств СНГ и стран Балтии и представители приглашенных кафедр ЮНЕСКО. Они выделили общие подходы применения инновационных образовательных технологий для повышения качества образования.

В секции, посвященной единой информационно-образовательной, культурной и административной среды «умной» школы будущего, представители ассоциированных школ и ИТ-компаний постарались разобраться в основных тенденциях и перспективах сотрудничества.

В рамках второй секции конференции прошло обсуждение эффективных путей повышения квалификации и профессионального развития учителей и руководителей ассоциированных школ ЮНЕСКО  на основе применения компетентностного подхода, в том числе с использованием рамочной модели ИКТ компетентностей  ICT-CFT, разработанной ЮНЕСКО совместно со своими стратегическими партнерами.

Еще одна ключевая тема форума – это обсуждение вопроса об использовании ИКТ для обеспечения  социальных коммуникаций внутри и вне ассоциированных школ ЮНЕСКО, что позволит сформировать принципиально новую синергитическую среду общения учащихся, их родителей, учителей, руководителей и социальных партнеров ассоциированных школ ЮНЕСКО. Эта тема представляется крайне важной для преодоления цифрового разрыва между участниками образовательного и воспитательного процесса в «умной» школе будущего.

Особое внимание в ходе конференции уделено вопросам «безопасного» Интернета. Кроме того, представлен учебный курс по истории библиотечного дела и информационной грамотности, специально разрабатываемый коллегами из Болгарии для ассоциированных школ ЮНЕСКО, а также проведены мастер-классы по применению интерактивных технологий в образовании.

 

Пресс-служба Университета управления «ТИСБИ»