С НАЧАЛОМ СТРОИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА У ЭНЕРГЕТИКОВ ПРИБАВЛЯЕТСЯ ГОЛОВНОЙ БОЛИ – ПОРЫВЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЛИНИЙ, НАРУШЕНИЯ В ОХРАННЫХ ЗОНАХ…  

В Казани в этом году уже зафиксировано порядка 40 фактов нарушений правил охраны электрических сетей. Нарушения в большей части касаются расположения объектов различного назначения в охранных зонах ЛЭП, а также производство работ в этих зонах. И это только то, что удалось выявить. На самом деле, уверены в Казанских электрических сетях – филиале ОАО «Сетевая компания», нарушителей гораздо больше, причём число их не уменьшается. Игнорирование требования правил работы в охранных зонах для некоторых компаний в порядке вещей. 

ГДЕ СТРОИМ, ТАМ И РВЁМ 

Напомним, что в прошлом году произошло три ЧП, в которых пострадали люди. В двух случаях в охранной зоне воздушных линий без согласования с Сетевой компанией велись работы с использованием грузоподъёмного крана. В результате приближения на недопустимое расстояние стрелы автокрана и касания токоведущих частей произошло короткое замыкание с протеканием тока по металлоконструкциям крана. Что и стало причиной серьёзной травмы работающих в зоне поражения людей. 

Другую ситуацию можно было бы назвать анекдотичной, если бы не опять же наличие пострадавших. На одном из домов Казани велись фасадные работы, однако леса закрепить то ли забыли, то ли просто не посчитали нужным. Случилось то, что должно было случиться: колеблющиеся леса вместе с рабочими обрушились прямо на линию электропередач, которая, к счастью, действием защит была отключена в течение секунды. Иначе к ушибам и переломам добавились бы и электротравмы. 

Об этих случаях напомнил главный инженер Казанских электрических сетей Рашат Галимзянов, рассказавший корреспонденту «БИЗНЕС Online», с какими проблемами сталкиваются энергетики с наступлением весенне-летнего периода. 

Почему мы именно сейчас обратились к печальной статистике итогов человеческого безрассудства? Это объяснимо: активизирующиеся весной строительные и ремонтные работы становятся причиной порывов воздушных и кабельных линий электропередач, порой с трагическим исходом. 

Особенно это касается Казани, где строительство развязок, подземных переходов, объектов жилья и Универсиады идёт с большим размахом. Как сообщил Галимзянов, основная проблема кроется в том, что строительные компании, торопясь быстрее завершить объект, не соблюдают правила работы в охранной зоне, где расположены электросетевые объекты. Один из свежих примеров: генподрядчик титульного объекта Универсиады – футбольного стадиона - при проведении работ порвал силовой кабель, причём, сообщил Галимзянов, кабель новый, который был проложен специально для этого объекта. 

Впрочем, подобными вещами грешат не только строители. Так, по сообщению ОАО «Сетевая компания», 8 апреля в населённом пункте Габишево коммунальщики повредили КЛ 0,4 кВ, в результате чего 30 домов почти на четыре часа были отключены от электроэнергии. В этот же день при проведении работ ООО «Татстрой» была повреждена КЛ 10кВ от подстанции «Тура». 18 февраля почти полторы тысячи казанцев остались без света «благодаря» ОАО «Водоканал», работники которого повредили КВЛ 6кВ. Этот список можно продолжать и продолжать. А если к нему ещё добавить перевоз негабаритных грузов, задевающих ЛЭП, ДТП с пьяными водителями, сбивающими опоры... 

ЛЮДИ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ИМ ГРОЗИТ ОПАСНОСТЬ 

Не легче обстоит ситуация и с другими категориями нарушений правил работы в охранных зонах электросетевых объектов. По словам Галимзянова, специалистами Казанских электрических сетей зафиксировано порядка 40 объектов, возведенных под ЛЭП, что категорически запрещено. 

– Самая проблемная улица в Казани, – говорит Галимзянов, – улица Зорге. Вдоль неё тянется высоковольтная линия 110 кВ, и вот прямо под ней расположены многочисленные киоски, павильоны, кафе… К сожалению, наши обращения в различные инстанции никаких результатов не дали, а штрафы, накладываемые на нарушителей, серьёзного урона их бизнесу не приносят. Складывается впечатление, что люди не понимают, чем грозит размещение объектов под линией ЛЭП: во-первых, это безопасность самих собственников объектов. Где-то лет шесть назад как раз на Зорге установили интернет-салон, стали тянуть кабель связи из соседнего дома, кабель коснулся высоковольтного провода - в результате человек, производящий эти работы, погиб. Мало того, следует учитывать, что при чрезвычайных ситуациях линия может оборваться и если провод упадёт на здание, трагедии не избежать. 

Одним из решений проблемы может стать перевод воздушных линий в кабельные коллекторы. Но это стоит огромных денег. Как сообщил главный инженер КЭС, километр укладки в земле кабеля высокого напряжения на 110 тысяч вольт стоит порядка 55 млн. рублей. Тем не менее, в Сетевой компании принято решение включить в инвестиционную программу Казанских электрических сетей строительство кабельного коллектора протяженностью 4,5 километра именно на многострадальной улице Зорге. Цена вопроса – более 250 млн. рублей. 

Возвращаясь к теме разговора, Галимзянов рассказал, что аналогичная картина нарушений и в установке рекламных аншлагов, расположенных рядом с линиями ЛЭП. 

– Как их устанавливали, на каком основании? - недоумевает Рашат Хамматович. - Ведь для этого требуется подъёмный кран, а его можно использовать без разрешения энергетиков только на расстоянии не ближе 30 метров от линии ЛЭП. Однако щиты расположены буквально в двух-трёх метрах от линий электропередач! 

Честно говоря, всё вышесказанное вызывает недоумение: чтобы получить отвод земли и разрешение на установку торгового или иного объекта в черте города, требуется куча документов, согласованных в различных инстанциях. В том числе и в филиалах сетевой компании. Но на поверку выходит иначе – киоски ставят и без согласования с энергетиками!

Хотя в последнее время, говорит Галимзянов, эта проблема сдвинулась с мёртвой точки, и власти города потихоньку избавляются от якобы несанкционированных павильонов. Но до конца эта проблема не решается. Уберут хозяева свои объекты с магистральных улиц, а потом разместят их во дворах – так оно и делается. Причём опять-таки без согласования с сетевой компанией, – сетует главный инженер. 

По сути, эта экспансия во дворы обирает и добросовестных потребителей электроэнергии. По информации Галимзянова, до 50 процентов несанкционированных киосков подключаются к сетям в обход Сетевой компании: путём договоренностей с управляющими компаниями и ТСЖ за счёт отпущенной им мощности. 

А НА ТРАССЕ СИЛОВОГО КАБЕЛЯ СТОИТ ДОМ 

Головная боль энергетиков – посёлки Казани, в своё время застраиваемые без градостроительного плана. По словам Галимзянова, несоблюдение норм границ при строительстве зданий в поселках – дело обычное. Отметим, что новыми правилами установлено расстояние от границы земельного участка до линии электропередач не менее 20 метров, но их никто не выполняет. В порядке вещей строить гаражи, бани и даже дома прямо под линией электропередач. Ещё одна проблема – постройка объектов на трассе линии 380 вольт, от которой питается весь населённый пункт. Причина тому - то же отсутствие градостроительного плана и несоблюдение правил. В такой ситуации случись что - и до кабеля не доберёшься, поскольку, вполне вероятно, что над ним уже дом стоит. 

В беседе с «БИЗНЕС Online» Галимзянов вспомнил и пожары лета 2010-го. Недалёк тот день, когда народ массово двинется на природу, а это порой чревато возникновениями пожаров. В качестве примера Рашат Хамматович привёл пожар в Высокогорском районе, который произошел 10 мая 2010 года. Тогда в полутора километрах от подстанции «Киндери-500» загорелась лесопосадка, возгорание перешло в низовой пожар, который распространялся в сторону стратегического энергетического объекта. Усилиями энергетиков и пожарных подразделений огонь удалось остановить. А ведь если бы низовой пожар достиг подстанции, последствия были бы катастрофические, вплоть до межрегиональной чрезвычайной ситуации. Пришлось бы отключить половину Казани, предприятия, в том числе ОАО «Казаньоргсинтез», а также ряд населённых пунктов Республики Марий Эл. По словам главного инженера, виновника пожара установить не удалось, но то, что причиной возгорания послужил человеческий фактор, не вызывает сомнения. 

Рашат Хамматович ещё раз напомнил, что категорически нельзя сжигать стерню, сухую траву и старую солому, разжигать костры в охранных зонах линий электропередач, проводить какие-либо другие действия, которые могут вызвать низовые пожары. Размеры охранных зон в метрах указаны на ближайшей опоре. 

Исходя из всего вышеперечисленного, возникает два логичных вопроса: кто виноват в многочисленных ЧП и что делать? Как показывает практика, виновными часто являются обычная расхлябанность и безответственность, которые строятся на безнаказанности. Энергетики не раз заявляли, что только ужесточение наказания за нарушения правил безопасности в зоне действия энергобъектов может охладить нарушителей. Это мнение подтвердил и Рашат Галимзянов: «Наказание неадекватно действию, ужесточение должно быть. Необходим и оперативный механизм наказания, а пока у нас нет никаких прав». 

Как тут не вспомнить инициативу некоторых субъектов федерации: в Московской области, к примеру, ещё в 2006 году были введены локальные санкции к компаниям, регулярно замеченным в порывах сетей, – они просто лишаются лицензии на производство строительных работ. 

Елена Фадеева