ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВЫСОКОКЛАССНО

Выставка Cosmoscow была основана коллекционером и меценатом Маргаритой Пушкиной в 2010 году. В настоящее время это единственная международная арт-ярмарка в России и странах СНГ. Отбор галерей для участия проводится экспертным советом Cosmoscow (Елена Селина, Ольга Темникова) при участии совета коллекционеров, в который входят видные коллекционеры, меценаты, деятели культуры и искусства: например Диляра Аллахвердова, Антуан Арно и Наталья Водянова, Тереза Мавика, Сандра Недвецкая, Владимир и Екатерина Семенихины, Зельфира Трегулова, Василий Церетели

Над спецпроектами и образовательными программами ярмарки работали ведущие искусствоведы, кураторы, арт-критики Москвы. Кажется, не осталось ни одного из известных специалистов, занимающихся современным искусством, как из представителей старшего, так и из нового поколений, кто был бы в стороне от этого события, что в итоге обеспечило представление на ярмарке исключительно высококлассного искусства и образовательных программ наивысшего интеллектуального качества.

В списке художников, представленных на стендах многочисленных галерей, — классики современного искусства: Владимир Яковлев, Анатолий Зверев, Виктор Пивоваров, среднее поколение: Владимир Дубосарский, Ольга Тобрелутс, Ольга Солдатова, Ольга Чернышева, Елена Ковылина, Дмитрий Шорин, молодые: Ирина Корина, дуэт Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой, группировка «ЗИП», Леонид Цхэ и многие-многие другие.

Cosmoscow не ограничивается только развитием арт-рынка — наряду с чисто коммерческими стендами присутствуют специальные проекты и программы, поддерживаемые фондом, который Пушкина основала в 2017 году. Его главной целью, как указано на сайте ярмарки, стала поддержка современного искусства в России, его интеграция в международное культурное пространство, содействие молодым художникам и развитие меценатства в России.

Иван Горшков Иван Горшков

КТО СТАЛ ХУДОЖНИКОМ ГОДА

В рамках же самой ярмарки — многочисленные проекты и программы. Так, в прошлом году художником года Cosmoscow стал Иван Горшков — его выставка «Дорога королевского пирога», к слову, проходит сейчас в казанской галерее БИЗON. Горшков в этом году на ярмарке был представлен сразу на трех стендах: в воронежской галерее «Х.Л.А.М.», на стенде объектов дизайна от художников The Art of Russian Design и на экспериментальной платформе Shaltai Editions, что свидетельствует о его востребованности и признании со стороны арт-сообщества. В этом же году художником года стала Таус Махачева из Дагестана — уже очень известная, завоевавшая множество наград и премий. Ее проект «Кольцевая» был представлен в центре зала на открытом пространстве между рядами галерейных стендов. Основным экспонатом инсталляции стал высеченный из доломита макет вершины горы в Дагестане, на которой, по замыслу художницы, должна быть проложена двухполосная асфальтовая дорога, замкнутым контуром охватывающая гору и не имеющая связи с существующей дорожной сетью. Таким образом, это кольцо метафорически обозначает захват горы — так обычно поступают властные структуры, реорганизующие узурпированные пространства. Около подиума с макетом расположились витрины, в которых экспонировалась проектная документация для строительства дороги и договор-оферта с тем, кто захочет получить объект от художницы в дар — взамен он должен будет построить эту дорогу.

Таус Махачева Таус Махачева

Победителем проекта «Некоммерческая институция года» был признан центр современной культуры «Смена», что не может не радовать узкий круг казанских ценителей современного искусства. На стенде «Смены» представлены ее издательские проекты, в частности выпущенная в 2015 году небольшая книжечка известного российского писателя и литературного критика Льва Данилкина «Ульянов. Казань. Ленин», проиллюстрированная другим не менее известным деятелем российского контемпорари сообщества — художником Арсением Жиляевым. Безусловно, победа «Смены» в этой номинации — достижение для столицы РТ, ибо участие казанских художников на данной ярмарке не предвидится в ближайшее время: ни один из них не сотрудничает с галереями-участниками ярмарки, и ни одна из казанских галерей, естественно, на выставке не была представлена, потому что местные галеристы живут в своем параллельном мире, не пересекающемся с мейнстримом современного искусства и его рынка.

Еще один проект направлен на поддержку молодых талантов в начале их творческого пути. Победитель конкурса получает денежную премию, поездку в арт-резиденцию или право на обучение, кураторскую поддержку от арт-экспертов, а также возможность выставить свою работу на ярмарке Cosmoscow. В этом году обладателем премии стала петербургская художница Ася Маракулина, представившая работы из проекта Passages. В рамках него художница, проводящая исследование структуры передвижений по городу всех участников пространства, размышляет, возможно ли создание собственной траектории движения, не ограниченной жесткой дорожной сетью.

Питер Опхайм Питер Опхайм

Ruinart Art Patronat — премия на создание сайт-специфического произведения искусства (специально сделанного для данного места). Так же, как и предыдущие, она вручается по итогам проведения конкурсного отбора. Заявки на участие принимаются от российских галерей – участниц ярмарки Cosmoscow, а затем проекты сайт-специфических работ рассматриваются членами жюри конкурса. Победитель получает премию, которая включает в себя финансирование реализации предложенного проекта. В этом году победителем стал молодой художник Алексей Мартинс, создавший двухчастную инсталляцию из окрашенного деревянного бруса под названием «Черный лес. Черное небо». Она символизирует отношения природы и человека, воздействующего на окружающее пространство далеко не позитивным образом. Инсталляция, расположенная на двух противоположных полюсах центральной оси выставочного зала, позволила собрать пространство в экспозиционном плане, обозначить начало и конец маршрута выставки для зрителя.

Алексей Мартин. «Черный лес. Черное небо» Алексей Мартин. «Черный лес. Черное небо»

Еще один важный вклад фонда Cosmoscow, значение которого трудно переоценить, — пополнение музейных коллекций. Ежегодно фонд приобретает работу современного художника и передает ее в дар одному из российских музеев. Благодаря этому в 2018-м коллекция медиаискусства ГМИИ им. Пушкина пополнится проектами Махачевой.

ЕСТЬ ЛИ В КАТАРЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?

Образовательная программа ярмарки была очень насыщенной, состояла из трех разделов: «Природа», Whatwearemadeof и ГМИИ. Прошли такие дискуссии, как «Директор музея: новые концепции, новый взгляд», «Покупая время. Предсказывая будущее музейных и частных коллекций», «Психология коллекционирования. Коллекционирование медиаискусства как радикальная практика», «Современное искусство и как перестать его бояться?» и многие другие, поднимающие самые актуальные темы: от экологии до присутствия современного искусства в регионах.

Таким образом, только по некоторым вышеперечисленным позициям (структура выставки сложна и насыщенна, и нет возможности упомянуть все ее составляющие) можно представить, насколько важным событием является ярмарка для участников российского художественного сообщества: и для художников, и для кураторов, и для критиков, и для коллекционеров. Ярмарка носит статус международной и формально его оправдывает — примерно треть участников была зарубежной: пара галерей из Антверпена, одна — из Осло, одна — из Парижа. К сожалению, это не галереи с громкими именами. В основном спектр участников ограничился галереями балтийских стран, представителями Восточной Европы: Польша, Болгария, страны СНГ, в том числе Грузия, что свидетельствует о все еще существующей пропасти, разделяющей сложившийся много лет назад европейский и американский арт-рынки с российским.

Организаторы Cosmoscow и все прогрессивное художественное сообщество России героически пытаются преодолеть данный разрыв, много рефлексируют по этому поводу, что нашло свое отражение в постах деятелей актуального искусства на «Фейсбуке», после окончания ярмарки бурно обсуждавших, насколько она была успешной как с содержательной, так и с коммерческой точек зрения. Многие сетовали на то, что крупнейшие галереи Москвы (лидеры — «Триумф», галерея Гари Татинцяна и галерея Владимира Овчаренко) не участвуют в Cosmoscow, тем самым понижая его планку. Однако почти все топовые галереи Москвы и Санкт-Петербурга на ярмарке, конечно же, были — это одни из старейших и успешных галерей, такие как «XL Галерея», VP-studio (галерея Веры Погодиной), «Файн Арт», Pop/off/gallery, галерея Марины Гисич, Anna Nova. Были представлены и российские региональные галереи, а одна из них — «Х.Л.А.М.» из Воронежа — разделила титул «Лучший стенд» Cocmoscow с московской галереей Osnova. Из Екатеринбурга на ярмарку приехало сразу три галереи: Uralvision, отделившаяся от нее Alvitr и Екатеринбургская галерея современного искусства. Из Нижнего Новгорода прибыла основанная два года назад галерея Futuro.

В отдельных секциях были представлены спецпроекты. Одним из них стала выставка художников Катара. Экспозиция состояла из необыкновенно эффектных, зрелищных, абстрактных работ, выполненных в различных техниках. Выставка, курировал которую историк искусства Рим Фадда, условно делилась на две части: в одной представлены работы ведущих катарских мастеров, другая посвящена феномену феминистского искусства Катара — презентованы инсталляции и скульптуры катарских художниц.

«ЭТОТ СТЕНД ВСЕЛИЛ НАДЕЖДУ»

Конечно, коммерческая ярмарка, в отличие, скажем, от биеннале, — это не самый лучший показатель процессов, происходящих в современном российском искусстве, но и по ней также можно сделать некоторые выводы: если сравнивать с искусством предыдущего десятилетия, все меньше художников высказываются на острые политические темы, все меньше становится социальной рефлексии. Современное искусство в России в большинстве своем стало нейтральным, декоративным, очень часто — салонным, гламурным.

Безусловно, на Cosmoscow были исключения — так, на стенде галереи JART был представлен проект московского художника Павла Отдельнова, посвященный теме грозящей всем нам экологической катастрофы. Эту тему Отдельнов разрабатывает несколько лет, и даже казанская история засыпки волжских берегов воплотилась в одной из его серий. В этот раз космические фото отстойников химических отходов различных вредных предприятий были трансформированы художником в объекты, напоминающие срезы горных пород. Внешне очень привлекательные, плавные очертания, эти драгоценные камни стали образными воплощениями концентрации ядовитых веществ, отравляющих Землю.

Проект Павла Отдельнова Проект Павла Отдельнова

Также было неожиданным увидеть в ряду откровенно коммерческих стендов «уголок Кирилла Серебренникова» — изображение режиссера за решеткой с хештегом #нашдругкирилл, рядом с которым висел почтовый ящик, в который можно было бросить письмо для него. Этот стенд вселил надежду, что еще не все потеряно, что художественное сообщество не игнорирует политические реалии и наше искусство, возможно, не всегда будет существовать в режиме легкой безыдейности.