Измайлова Галия Гилязеевна 1938 год Измайлова Галия Гилязеевна, 1938 год Фото: Государственный комитет РТ по архивному делу

СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ВВЕЛА ДЕКОРАТИВНУЮ ДОЛЖНОСТЬ

С 1938 года главный орган советской власти Татреспублики, согласно новой сталинской Конституции страны (1936) и местного основного закона (1937), был преобразован из республиканского Съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Верховный Совет ТАССР. С этого момента в его практику была введена и продолжалась до 1990 года следующая процедура: на первой сессии депутаты избирали своего председателя. В его обязанности входило руководство пленарными заседаниями парламента ТАССР и внутренний распорядок. Сессии проходили дважды в год, между ними законодательную и представительную деятельность в республике осуществлял президиум Верховного Совета и его председатель, который избирался тут же, на первой сессии, сроком на четыре года. Что касается самого парламента в целом, то его председатель, роль которого с точки зрения современной политической терминологии точнее было бы назвать спикером, возвращался к своей основной работе.

«Вообще говоря, этот председатель был с точки зрения влияния на политические и иные процессы, происходящие в республике, фигурой декоративной, – прокомментировал подобный регламент корреспонденту „БИЗНЕС Online“ известный казанский исследователь, профессор истории Булат Султанбеков. – В истории более заметными, хотя и тоже в определенной степени декоративными, были все-таки председатели президиума».

«ПРОДВИГАТЬ ПО ПРОФСОЮЗНОЙ ЛИНИИ»

Первым председателем Верховного Совета в 1938 году был избран Самат Ахметович Мухаметов (подробнее о нем читайте на «БИЗНЕС Online» – прим. ред.), вторым стала героиня сегодняшнего нашего рассказа – Галия Гилязеевна Измайлова.

Она родилась в Казани 15 мая 1909 года  в бедной семье. В 15 лет пошла работать на Казанский льнокомбинат прядильщицей. Смышленую юркую девушку заметили не только за сноровистость в освоении профессии, но и за умение быстро налаживать контакты с людьми, и начали, что называется, продвигать по профсоюзной линии. Без отрыва от производства она становится профорганизатором. В 1927 году оканчивает ФЗУ – эта строка так и останется единственной в графе «Образование» в ее трудовой биографии. Но несколько пренебрежительное сегодня отношение к качеству и содержанию обучения в школах фабрично-заводского ученичества (образования) – ФЗУ или ФЗО, организованных повсеместно по всей стране с 1920 года как низший (основной) тип профессионально-технической школы для рабочих промпредприятий, – несколько неоправданно. Историк Анатолий Гусев утверждает, что в иные ФЗУ тогда «было поступить сложнее, чем в современный университет – нужно было сдавать аж по четыре экзамена!»

ГОД КОЛОНИИ – ЗА НЕУСПЕВАЕМОСТЬ И ПРОГУЛЫ

Рабочая молодежь в массовом порядке ринулась к знаниям, воспользовавшись возможностью, открытой для них социальной революцией 1917 года. В постановлении ЦИК и СНК СССР о школах фабрично-заводского ученичества от 15 сентября 1933 года в первой же строке констатируется: «Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР отмечают крупнейшие достижения школ фабрично-заводского ученичества, подготовивших за истекшее пятилетие для промышленности и транспорта свыше полумиллиона квалифицированных рабочих». Так было до осени 1940 года: поступление в ФЗУ было делом добровольным и престижным.

А вот к периоду, когда международная обстановка стала не только напряженной, но и вовсю запахло большой войной, 2 октября 1940 года президиум Верховного Совета СССР издал указ, согласно которому наркоматы и предприятия получили возможность мобилизовывать молодежь в железнодорожные училища, ФЗУ, ремесленные училища в порядке призыва. Принудиловка сразу изменила отношение к ФЗУ. Участились случаи самовольных уходов. Из сугубо добровольного дело обернулось не просто обязаловкой. Государство отреагировало еще и карательными мерами. Указом президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 года предписывалось «за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища, подвергать по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года». Поэтому в новейшей истории эти случаи с мимикрией ФЗУ вызывают неоднозначное к ней отношение и толкование.

Что касается Измайловой, то она успела не только ли проскочить неприятности с обязаловкой, а к сроку деградации системы ФЗУ в общественном сознании стать уже наркомом республики. Справляться с такими обязанностями ей помогало лишь образование, полученное на фабрично-заводском уровне... 

СЕКРЕТАРЬ ПАРТКОМА, КОМИССАР, ДЕПУТАТ

Но вернемся из предвоенных к началу 1930-х. В 1932 году инспектор охраны труда на Казанском льнокомбинате Измайлова вступает в партию, через пять лет она возглавила партийный комитет всего предприятия и командует им в течение двух лет – в 1937-м и 1938-м (заметим в скобках, что это были годы Большого террора). Так или иначе, но с этого приснопамятного времени и с этой должности начинается ее стремительный карьерный рост. В 1938–1939 годах Измайлова – уже народный комиссар социального обеспечения Татарской АССР, избирается депутатом вновь образованного Верховного Совета республики, а также в Верховный Совет РСФСР. Войну она встречает, будучи народным комиссаром легкой промышленности Татарской АССР. В 1942-м начинает работу наркомом пищевой промышленности республики.

Что такое было в войну командовать продовольственным обеспечением республики, ставшей крупнейшим тыловым арсеналом СССР? Айслу Кабирова, ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани АНТ РТ, доктор наук, автор многочисленных работ по истории ТАССР в годы Великой Отечественной войны, сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Приток эвакуированных в республику граждан продолжался до 1943 года и составил около 278 тысяч человек. Свыше 70 мощнейших оборонных предприятий страны, десятки ее учебных и научных организаций – все это надо было где-то и как-то разместить».

«НЕ ТОЛЬКО ПРИЮТИТЬ, НО И НАКОРМИТЬ»

Всю эту армаду надо было не только приютить, но и, разумеется, накормить, плюс продовольственное снабжение фронта как первоочередная задача, а также при всем при этом постараться не забыть о коренных жителях республики. Весь тыловой фронт продовольственных работ республики входил в основные обязанности неосвобожденного спикера парламента Измайловой, сначала наркома пищевой промышленности ТАССР (1942–1943), а потом и заведующий отделом пищевой, затем легкой промышленности Татарского обкома партии (1943–1951).

«Нападение фашистской Германии, – пишет Кабирова в книге „Война и общество: Татарстан в 1941–1945 гг.“, – оккупация важных сельскохозяйственных территорий вызвали значительное сокращение производства основных потребительских благ. Достаточно отметить, что на захваченные врагом районы приходилось 47% всех посевных площадей, свыше половины удельного веса продукции земледелия и животноводства. При этом контингенты населения, за которыми было закреплено обязательное государственное обеспечение, значительно возросли, прежде всего за счет военнослужащих. Учитывая же, что в советском государстве и в довоенный период достичь изобилия товаров первой необходимости не удалось, в новых военных реалиях руководство страны столкнулось с серьезными проблемами в сфере снабжения армии и гражданского населения продовольствием и товарами широкого потребления. Уменьшение объемов производства, в свою очередь, привело к снижению удельного веса рыночных фондов. В 1942 году доля рыночных фондов основных продуктов питания по сравнению с 1940 годом сократилась: сахара – в 6,6 раза; жиров – в 2; кондитерских изделий – в 4,8; чая – в 2,3; мясных продуктов – в 2,8 раза.

Частыми стали срывы в снабжении хлебом. В секретной докладной записке прокурора Татарской АССР Дмитрия Исупова сообщалось, что перебои в торговле хлебом и большие очереди появились в Казани с 6 августа 1941 года. Особенно неблагополучными в этом отношении были названы Сталинский, Бауманский и Молотовский районы столицы республики. Причинами такого положения являлись как несвоевременный завоз хлеба в торговые точки города, так и недопоставки его необходимого количества <...> Общая потребность в хлебе по Казани ежедневно составляла 163,5 тонны. Покрывалась же она на 133,79 тонны, то есть разрыв между необходимым и реальным количеством хлеба достигал почти 30 тонн хлеба. Переводя это количество на душу населения, выходило, что регулярно необеспеченными оставались до 58 тыс. человек. Аналогичная ситуация складывалась и в других городах республики: Чистополе, Елабуге, Зеленодольске.

В условиях резкого ограничения запасов продовольствия в большинстве торговых предприятий Татарстана невозможно стало приобрести чай, сахар, муку и т. д. При этом наиболее хитрые и пронырливые граждане умудрялись скупать продукты в больших объемах сверх установленных норм с тем, чтобы затем перепродавать их. Случаи скупки-перепродажи товаров фиксировались повсеместно».

«БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СЫНА, СМЕЛОГО И ХРАБРОГО ВОИНА!»

Тем не менее страна и республика, как известно, не только пережили, но и выиграли войну. Вклад Измайловой в дело победы заключался не только в исполнении должностных обязанностей. В Государственном архиве Республики Татарстан хранится оригинал письма, полученного семьей Измайловых в начале победного 1945 года, в котором говорится (орфография документа сохранена – прим. ред.):

«10.12.44

Здравствуйте, Хабибрахман Измайлович и Галия Гилязеевна!

Разрешите передать Вам пламенный фронтовой привет и пожелать успехов в Вашей работе и жизни.

В нашей части находится Ваш сын Измайлов Мансур Хабибрахманович.

Командование и комсомольская организация благодарит Вас за сына, смелого и храброго воина нашей части.

Он прибыл к нам в июне месяце 1944г. незадолго до грандиозного наступления Красной Армии по освобождению Родной Белоруссии от немецких оккупантов.

В короткое время он освоил вверенное ему оружие и стал - наводчиком.

В первых же боях т. Измайлов М. Х. показал смелость и находчивость.

В августе м-це 1944 г. комсомольская организация подготовила и приняла т. Измайлова в свои ряды.

В заявлении он писал, что звание комсомольца с честью оправдывает в боях с немецкими захватчиками.

И он сдержал свое слово. Сейчас Ваш сын бьет немцев на их же земле.

Только в последних боях он уничтожил 2 немецких танка и более 20 солдат противника.

За смелость и бесстрашие в боях с врагом т. Измайлов М.Х. дважды награжден правительственными наградами: медалью «За отвагу» и орденом «Слава 4-й степени». Эти две награды украшают грудь молодого по годам, но бывалого воина.

Досвидание!

Комсорг части 66436 Петр Федорович Бурцев.

Жду Вашего письма».

Галия Измайлова исполняла свои основные и депутатские обязанности до 1959 года. По-видимому, без особых к ней претензий – плохого руководителя не переизбрали бы на второй срок пусть на декоративную, но все же почетную должность председателя Верховного Совета ТАССР...

Подготовил Михаил Бирин