НЕЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ, ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО И ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ТАТАРСТАНСКОГО IT-РЫНКА В 2010 ГОДУ

В начале 90-х решение о покупке каждого компьютера принималось руководством предприятия, ведь стоила такая техника больших денег и являлась предметом стратегических инвестиций. Сегодня десктопы и лэптопы доступны всем, но рынок ещё далёк от насыщения. О том, что мешает России догнать западные страны, почему понятия «российская электроника» больше не существует и когда мощность процессора становится непринципиальной, рассказал заместитель генерального директора ОАО «ICL-КПО ВС» Евгений Степанов.

ДЕСКТОП ПРОТИВ ЛЭПТОПА: PRO ET CONTRA

- Евгений Витальевич, аналитики достаточно давно предсказывали рынку ПК полную победу мобильных устройств над десктопами. Когда, по вашему мнению, это может произойти?

- Смотря что называть «победой»… Да, ноутбуков и нетбуков сегодня продаётся больше, чем десктопов, но совсем с рынка стационарные персональные компьютеры не уйдут. По крайней мере, в ближайшие пять лет. Они будут нужны для решения графических задач, сложных вычислений – там, где нужна высокая производительность. Нетбук или планшет - это устройства для командировок, совещаний и поездок. Полноценно работать на iPad сегодня, на мой взгляд, невозможно. Можно просматривать документы, обмениваться сообщениями, но не более того. Так же и ноутбук с его ограниченными размерами в плане отображения информации никогда не заменит полноценный монитор. Клавиатура на ноутбуке тоже усеченная, а работать на тачскрине iPadа ещё более неудобно, чем на ноутбуке. Прогрессу предстоит шагать и шагать, а технологиям – совершенствоваться. К тому же десктопы тоже меняются. Сейчас очень модно говорить об «облачных» вычислениях. В связи с этим трендом стали появляться в массовом порядке такие устройства, как «тонкий клиент» или моноблок.

- Какую долю в вашем производстве занимают ноутбуки и меняется ли с годами соотношение персональный компьютер – ноутбуки?

- Безусловно, меняется. Количество ноутбуков на производстве растёт, но в то же время растёт и количество десктопов. Другое дело, что ноутбуки растут быстрее. Сегодня у нас соотношение ПК – ноутбуки в общем объёме производства составляет примерно 50 на 50 процентов. А года три назад примерно 80 процентов приходилось на персональные компьютеры и 20 процентов - на ноутбуки.

- Каковы объёмы реализации вашего подразделения, численность сотрудников производственно-коммерческого центра?

- Объёмы реализации на протяжении последних лет, за исключением кризисного 2009 года, неизменно растут. Причём растут опережая рынок.

Сегодня в производственно-коммерческом центре работает более ста человек. Коллектив в основной своей массе - это бывшие заводчане, у которых сохранились и навыки, и культура массового производства. Благодаря этому в прошлом году в рамках республиканских проектов «Каждому учителю - ноутбук» и «Компьютер - школе» нам было достаточно легко перестроить производство и выйти на изготовление 1,5 тысячи изделий в сутки, чтобы реализовать большие объёмы заказов. Мы преобразовали все наши процессы буквально в течение недели.

По итогам работы в 2010 году объём реализации нашего подразделения составил 1 миллиард 100 миллионов рублей, выпущено более 52 тысяч единиц продукции. Вся она находится на гарантийном сервисном обслуживании. Сегодня у ICL-КПО ВС более 130 сервисных центров во всех субъектах Российской Федерации, из них 13 – в Татарстане. В целом наше сервисное подразделение обслуживает более 100 тысяч единиц гарантийного оборудования и порядка 50 тысяч единиц постгарантийного оборудования и техники других производителей. 

- Чем объясняются такие темпы роста производства ПК?

- В 1991 году компьютер стоил порядка двух-трёх тысяч долларов при российской зарплате в 20 - 30 долларов. Это были гигантские деньги. Сегодня полноценный компьютер стоит 15 тысяч рублей при зарплате, зачастую превышающей эту цифру. Тем не менее, российскому рынку ещё есть куда расти. Это касается использования компьютеров как на рабочих местах, так и в бытовом плане. На Западе одна семья имеет несколько компьютеров, у нас пока такого нет. В России, на мой взгляд, должно продаваться раза в три больше компьютеров, чем продаётся сегодня.

ОТ СЕРВЕРОВ К МОНОБЛОКАМ

- Как было создано производство компьютеров на ICL-КПО ВС? Каким образом налаживались отношения с вендорами?

- ICL-КПО ВС - компания, выросшая из Казанского производственного объединения вычислительных систем (КПО ВС), которое занималось производством вычислительной техники с 1954 года. И ICL-КПО ВС создавалась одновременно и как системный интегратор, и в то же время как производственная компания. Производство было запущено в 1992 году и работает до сих пор.

- Какой была первая модель компьютера, которую выпустила ICL-КПО ВС?

- Производство начиналось с серверов DRS6000 – это были серверы для распределённых вычислений. Наш учредитель – компания ICL - подошла к этому процессу очень серьёзно. Она потребовала прислать к ним на стажировку группу наших инженеров и менеджеров, для того чтобы они на заводах ICL в Великобритании освоили технологии, систему качества, научились работать по западным процедурам с точки зрения производства и отчётности. Массово первые компьютеры под маркой ICL-КПО ВС мы начали выпускать в 1995 году. Мы занимались ими и раньше, но тогда это было не очень развитое производство.

С 1998 года мы стали плотно работать с компанией Intel и освоили массовое производство серверов на базе платформы Intel. В 2004 году, когда рынок созрел до того, чтобы потреблять ноутбуки, мы стали производить лэптопы. Сейчас в нашей продуктовой линейке есть и программно-аппаратные комплексы, и коммутаторы. Кроме того, сегодня мы осваиваем производство моноблоков (компьютер, в котором системный блок и монитор собраны в одном корпусе. – Ред.) для технологии «тонкий клиент». В этом году они выйдут под нашей маркой. Мы тщательно отслеживаем все тенденции, все новинки не только в плане готовой продукции, но и в плане технологий, чтобы затем можно было предложить нашим заказчикам наиболее оптимальное решение.

- Расскажите, как вы возглавили производство компьютерной техники?

- Моя карьера складывалась поступательно. Я пришёл в компанию из Казанского производственного объединения вычислительных систем (КПО ВС), где работал инженером-наладчиком. В ICL-КПО ВС стал работать линейным менеджером, занимался закупками. Тогда в компании работало 25 человек. Я был в числе тех шести, которых Виктор Васильевич Дьячков (генеральный директор ОАО «ICL-КПО ВС») отправил в Великобританию на заводы ICL для перенятия опыта. Там я изучал, как поставлено производство, как устроена логистика, как работают закупщики и склады. И даже поработал немного на заводе ICL. С развитием компании я стал руководителем группы, затем руководителем отдела.

БРЭНД ПОКУПАЮТ ТОЛЬКО 20%

- Не секрет, что к российской электронике многие относятся скептически. Как вы боретесь с подобными стереотипами?

- Нужно понимать, что российской электроники сегодня практически не существует. Все компоненты к нам приходят с Востока, из той же Азии. Российская электроника существует в оборонно-промышленном комплексе, так как регуляторами запрещено использование иностранных компонентов в этой отрасли. Но это небольшой и очень специфичный сегмент.

В данном случае вопрос может стоять о качестве российской сборки, качестве тестирования. Надо отметить, что есть категория заказчиков, которая покупает исключительно брэнд. Но их доля на российском рынке составляет всего 20 процентов. И это соотношение - 80 процентов заказчиков, предпочитающих российскую сборку, и 20 процентов - брэндированную - неизменно уже более 10 лет. Кроме того, сейчас многие западные вендоры открывают в России свои производства. В прошлом году НР открыла свой завод под Санкт-Петербургом. Производители мониторов уже давно имеют производства в России и здесь делают свою продукцию.

Полтора года назад ICL-КПО ВС тоже сертифицировала своё производство компьютерного оборудования под брэндом Fujitsu, так как наша компания интегрирована в эту транснациональную корпорацию. В прошлом году мы выпустили более тысячи компьютеров под брэндом Fujitsu для её российских заказчиков.

Сейчас мы сделали несколько пробных партий ноутбуков под брэндом Fujitsu – это уже следующий этап. Кроме того, мы планируем выпускать серверы, устройства отображения информации, мониторы под этим брэндом.

УЧИТЕЛЕЙ - ЗА ПАРТЫ

- Какое событие на компьютерном рынке Татарстана, на ваш взгляд, стало ключевым в 2010 году?

- Мне трудно оценить весь рынок Татарстана, но для нас таковым стали крупнейшие государственные проекты «Компьютер – школе» и «Каждому учителю - ноутбук». Когда было объявлено, что все учителя Татарстана получат по ноутбуку, а в школах будут обновлены компьютерные классы, мы активно принялись участвовать в конкурсах. Часть тендеров нам удалось выиграть, и мы весь год успешно отрабатывали эти государственные заказы. В прошлом году мы поставили в школы республики 26 тысяч мобильных ПК для учителей и более семи тысяч компьютеров - на переоснащение компьютерных классов. Вообще, обе программы рассчитаны на три года, но уже к концу мая этого года у каждого учителя в Татарстане будет персональный ноутбук. Буквально на днях мы выиграли третий тендер правительства на поставку 19,6 тысячи ноутбуков для учителей и чтобы успеть к сроку уже начали сборку изделий.

Другое дело, что компьютерная грамотность наших учителей далека от совершенства. К тому же многие учителя уже солидного возраста, и им сложнее осваивать некоторые вещи.

- Может, в первую очередь нужно было вооружать тех, кто владеет техникой и заинтересован в новых преподавательских технологиях?

- Изначально было решено, что ноутбуки получат все учителя. На самом деле логика в этом есть: пока учителю не дашь в руки инструмент, ты не заставишь его им пользоваться. Потому что большинство людей в обществе не являются новаторами, они последователи.

Поэтому я считаю, что обеспечение учителей ноутбуками - это правильный шаг, но сам по себе недостаточный. Не бывает так, что раздал ноутбуки учителям - и сразу всё в образовании стало хорошо. Все это понимают. Следующим этапом должно быть обучение работе с техникой. На уровне правительства, возможно, нужно решить вопрос мотивации учителей, стремящихся освоить современные технологии, объявлять какие-то дополнительные конкурсы среди учителей и школ.

Мы, кстати, недавно посещали лондонские школы, встречались с преподавателями и представителями власти, курирующими информационные технологии. Все они в один голос заявляют, что при интенсивном использовании компьютеров качество образования резко повышается.

- Всё равно, наверное, есть какой-то процент учителей, которые будут саботировать использование информационных технологий?

- Тут сработает закон эволюции - их вытеснят наиболее прогрессивные преподаватели. Время всё расставит на свои места. Ведь даже при внедрении информационной системы на каком-либо предприятии приходится сталкиваться с саботажем, а здесь такая консервативная образовательная среда… Поэтому, я думаю, для того чтобы вся эта система отлаженно заработала, нужно как минимум два года, максимум – пять лет.

Необходимо разъяснить учителям, что внедрение информационных технологий в общеобразовательный процесс - это не только привлечение к интерактивному обучению учеников, родителей, это ещё и автоматизация и оптимизация деятельности самого преподавателя. Ведь у него появляется возможность сохранять свои наработки, их легче визуализировать, легче подбирать контент для преподавания. Сегодня огромное количество электронных учебников, образовательных и информационных ресурсов есть в интернете. Тот же «Кирилл и Мефодий» каждый год выпускает новые версии учебников. С ноутбуком доступ ко всем новинкам у учителя увеличивается, тем более что все школы республики подключены к интернету, сейчас их оснащают современной связью WiFi. То есть учитель сможет из любого места в классе подключиться к образовательным ресурсам и пользоваться ими, сохранять всю информацию, тиражировать её. Более того, в случае если нужно будет внести изменения в программу урока, сделать это на ноутбуке гораздо легче, чем заново переписывать все от руки. Это нужно донести до учителей.

ВОЛШЕБНАЯ РУЧКА

- В Лондоне вы побывали на международной выставке, посвящённой информационным технологиям в образовании. Какие-то новинки для себя отметили?  

- Новинок много не бывает. Например, есть средства отображения информации, они в последние годы кардинально не меняются, но к ним появляются устройства, которые улучшают интерфейс между человеком и устройством, помогают им управлять. Так, появились устройства для удалённого общения с интерактивной доской. На выставке мне понравились ручки, которые помимо того, что пишут на бумаге, передают информацию, которую записывают на компьютер преподавателя. То есть учитель видит, как ученик решает ту или иную задачу, какие картинки рисует. Это пока новинка и массово на рынке, как полноценно функционирующее устройство, появится ещё не скоро. Но это устройство может сделать переворот в технологиях преподавания. 

ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ БУДУТ ВСЕ

- Какие технологические инициативы станут определяющими для рынка в ближайшие годы?

 - Однозначно это будут «облачные» вычисления. Так называемое «облако» - это когда ресурс для обработки информации помещается в центр обработки данных, который может находиться где угодно, возможно даже в другом городе или другой стране. Пользователю же на рабочем месте нужен только интерфейс и минимальное устройство ввода-вывода информации, а доступ к информационным ресурсам он будет получать из «облака». При этом непринципиально, какой мощности процессор стоит у него на рабочем месте.

Это в части бизнес-задач. А в потребительском плане у нас есть дети и взрослые, которые любят поиграть на компьютерах. Теоретически это тоже можно делать в «облаке», но практически удобнее делать на своём собственном компьютере, в силу того, что у нас ещё слабо развиты каналы связи для передачи видеоконтента с высоким разрешением. Пока оптимальным способом являются толстые провода в пределах одной комнаты. Но со временем «облака» будут востребованы не только бизнесом, но и населением.

Лилия Сабирова

ICL-КПО ВС