Сегодня в Свияжске на месте раскопа «Татарская слободка» откроется почти что единственный в своем роде музей археологии дерева. Можно будет воочию увидеть, как жили и какими предметами обихода пользовались наши предки 400 и даже 500 лет назад: всего здесь собрано более 4 тыс. предметов, найденных на берегу острова-града, в том числе, к примеру, форма для выпечки пряников с языческими символами и обширнейшая коллекция поплавков.
В Свияжске на месте раскопа «Татарская слободка» открывается почти что единственный в своем роде музей археологии дерева
«ВЫБРАНА ФОРМА ИСКУССТВЕННОГО ХОЛМА»
«Он с таким вкусом сделан, что будет входить в тройку лучших музеев России и может претендовать и на международные премии», — такими были впечатления от музея археологического дерева в Свияжске известного режиссера и сценариста Авдотьи Смирновой, приезжавшей на остров-град еще в августе. Официальное же его открытие случится в рамках форума ЮНЕСКО по межкультурному диалогу, который начался вчера в Казани и проходит под патронажем госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. В преддверии этого мероприятия на брифинге исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова и директор Института археологии им. Халикова АН РТ Айрат Ситдиков особо отметили, что конкурировать с таким музеем могут только белорусский «Берестье» и шведский «Ваза», но и то относительно.
С нашим гидом, директором музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артемом Силкиным мы встретились накануне открытия около речного вокзала Свияжска. Новый музей находится чуть правее от пристани и его вполне можно принять за обычный зеленый холм, если бы не стеклянные двери в металлических рамах. Силкин подчеркивает, что такая форма музея была выбрана не случайно: эксперты ЮНЕСКО посоветовали найти для него нетрадиционное архитектурное решение. «Поэтому была выбрана форма искусственного холма, которая некоторым образом повторяет гробницу отца Александра Македонского. Что нам дает эта конструкция? Она делает музей относительно незаметным, не мешает восприятию традиционного свияжского ландшафта и в то же время она позволяет создать такой интересный эффект, когда мы видим относительно небольшой холм, а когда мы заходим внутрь, то видим там достаточно большое пространство. Для музейной части это важный момент», — подчеркивает шеф музея-заповедника.
В музее наводят финальный лоск: рабочие вытирают пыль, сотрудники еще раз осматривают экспонаты
В самом музее археологического дерева тем временем наводят финальный лоск: рабочие вытирают пыль, сотрудники еще раз осматривают экспонаты. Мы проходим в широкий холл, а наш гид продолжает: в Российской Федерации ни одного подобного музея нет. «И это несмотря на то, что мы имеем такой известный памятник, как Великий Новгород, где есть массовые находки органических материалов, в том числе средневековых построек. Но там не была реализована задача постоянного показа законсервированной археологической древесины. Сейчас они экспонируют раскопки, в которых проходят работы, а сами деревянные материалы хранятся в запасниках, часть находится у исследователей, но в цельном виде они зрителям недоступны», — рассказывает Силкин. По его словам, перед началом создания музея был изучен весь мировой опыт, в том числе и опыт новгородцев, после чего был принят ряд технических решений.
«К счастью, идея была поддержана Минтимером Шариповичем Шаймиевым, потому что он понимает важность сохранения этих подлинных материалов и с интересом относится к нестандартным музейным решениям», — отмечает наш собеседник уже на входе в само помещение музея.
Артем Силкин подчеркивает, что такая форма музея была выбрана не случайно: эксперты ЮНЕСКО посоветовали найти для него нетрадиционное архитектурное решение
Сам музей является однозальным и представляет собой почти правильный квадрат, в середине которого на разных ярусах находятся остатки деревянных зданий, а по сторонам этого квадрата расположены витрины с экспонатами, в том числе и интерактивными. Уникальность именно этого музея, по словам Силкина, состоит в том, что почти все такого рода учреждения — это музеи-корабли, как, например, знаменитый корабль-музей «Ваза» в Швеции. Такие музеи есть в Норвегии, в Дании, где выставлены корабли викингов. Даже в Египте, в Каире есть музей, где демонстрируется модель древнеегипетского судна. В Великобритании демонстрируются какие-то отдельные элементы судов, во Франции. А вот музеев, посвященных городской застройке, практически нет. «Ну разве что музей „Берестье“ в Беларуси, но там в свое время были применены не очень удачные методики консервации археологической древесины, да и сама конструкция имеет некоторые проблемы, связанные с сохранностью выявленных в ходе раскопок материалов. Мы все эти нюансы постарались учесть и надеемся, что наш музей станет не только прекрасной экспозицией, которая будет интересна людям, но и новаторским исследовательским проектом по сохранению археологической древесины», — считает наш собеседник.
По словам Силкина, и само место нахождения музея не случайно. Идея в том и состояла, чтобы создать музей непосредственно в том месте, где были раскопки. А ведь именно здесь, в нижней, так называемой посадской части Свияжска проходила когда-то Татарская улица, был Татарский двор и было обнаружено несколько десятков деревянных сооружений.
Именно здесь, в нижней, так называемой посадской части Свияжска проходила когда-то Татарская улица, был Татарский двор и было обнаружено несколько десятков деревянных сооружений
...И ДВА МАКЕТА ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ
Показывая на остатки срубов в центральной части зала, директор музея поясняет: мы находимся в нижней части Свияжска, где культурный слой достигает 4 метров. И на этой глубине можно увидеть остатки построек XVI–XVII веков. Поскольку в этой влажной почве древесина очень хорошо сохраняется, ученые смогли воссоздать внешний облик этих домов.
Экспозиция начинается с демонстраций находок раннего периода. Чуть дальше можно увидеть ранние периоды мощения. В XVI веке, как мы видим, улицу выкладывали просто корой, потом стали использовать деревянные плашки. Теплые жилые помещения — достаточно небольшие, чтобы не тратить топливо. Сохранен даже торчащий из земли пень, который обозначает нижнюю границу культурного слоя. То есть те самые деревья, которые были срублены строителями Свияжска в середине XVI столетия. На пне даже видны следы от топора.
Лампы под потолком светят не ярко, и этот приглушенный свет таким и останется, потому что является частью программы консервации древесины
Лампы под потолком светят не ярко и, по словам нашего гида, этот приглушенный свет таким и останется, потому что является частью программы консервации древесины. Органические материалы очень чувствительны к силе светового потока. Поэтому здесь выбран такой оптимальный уровень, который и позволяет их сохранить. Всего здесь несколько тысяч экспонатов (если считать вместе с фондами открытого хранения, то их представлено более 4,5 тысячи). То, что не вошло в экспозицию, находится на консервации. «Часть предметов экспозиции потом будет заменяться на какие-то другие предметы, которые будут отреставрированы. Потому что музей — это живой организм. Музей — это живая работа, придя в него через два года, вы увидите, что он претерпел какие-то небольшие изменения», — говорит Силкин.
Общая площадь музея — более 2,5 тыс. кв. м, причем зона самого раскопа составляет 900 кв. метров. В центральной части экспонируются достаточно крупногабаритные предметы: бревна, остатки построек, а в расположенных по краям зала — уже индивидуальные.
В центральной части экспонируются достаточно крупногабаритные предметы: бревна, остатки построек
«По этой стороне — находки, которые рассказывают о технологических приемах работы с древесиной, существовавших в XVI–XVII столетиях. Вот конструкция забора, хозяйские постройки, крыша, инструменты, которыми обрабатывалась древесина. И два макета свияжской Троицкой церкви, которые изготовил российский реставратор по дереву Александр Попов. Они разные — XVII и XVIII века, потому что в ходе своего присутствия в Свияжске эта церковь претерпевала различные архитектурные изменения», — поясняет Силкин.
Мы идем дальше и видим за стеклянной стеной справа лежащие на подставках старые бревна. Силкин поясняет, что это как раз места для фондов открытого хранения. «Важным моментом является то, что в этом музее предусмотрено так называемое открытое хранение фондов, то есть та древесина, которая по различным причинам не вошла в состав экспозиции, демонстрируется здесь на стеллажах, ее можно увидеть. С ней будут проводится реставрационные работы. Здесь же предусмотрена небольшая лаборатория для консервации дерева. Но, конечно, основной объем работ по консервации будет осуществляться силами лаборатории археологии Академии наук РТ, которую возглавляет Ситдиков. Потому что в этом институте накоплен очень большой опыт реставрации предметов из мокрого археологического слоя», — рассказывает наш гид.
По его словам, эти бревна — в основном различные детали зданий, обнаруженных здесь. Рядом находятся детали кораблей — стругов XVI–XVII веков, которые по мере своего прихождения в негодность использовались в хозяйстве для каких-то других целей.
Два макета свияжской Троицкой церкви изготовил российский реставратор по дереву Александр Попов
МУЖСКОЙ САПОГ ИЗ БЕРЕСТЫ
В раскопе удалось обнаружить неплохо сохранившимися не только крупногабаритные сооружения, но и различные бытовые предметы. На стенде мы видим лыжу XVII столетия, деталь от санок. Рядом — более мелкие предметы: кости для игры в бабки, шашки, различные глиняные изделия. Все это найдено здесь, в Свияжске. И среди прочего — неплохо сохранившаяся игрушка — кожаная лошадка XVII столетия. Таких лошадок здесь обнаружено несколько. Рядом — детские погремушки, свистульки.
Следующая экспозиция связана с пространством дома, мы видим здесь элементы украшения наружного окна, слюдяные кусочки, из которых набирались окна в XVI–XVII столетии, поскольку стекла тогда еще не использовали. Циновки, которые клали на пол, изразцы, которыми украшались печи. В интерактивных витринках, которые включат, когда музей начнет работать, будет подробный рассказ об этих элементах. Где они находились в доме тех времен, какие аналоги применяются в современных домах. Далее — продолжение бытового комплекса. Деревянная лопата, с помощью которой пекли хлеб, форма для печения хлеба, сосуд-рукомойник. Рядом — расчески, косметические пинцетики. Вот достаточно редкая находка — так называемый «налуч». Мы все знаем про колчан для стрел, а это кожаный чехол, который надевался на сам лук.
В раскопе удалось обнаружить неплохо сохранившимися не только крупногабаритные сооружения, но и различные бытовые предметы
Несмотря на то, что музей вроде бы связан с деревянной архитектурой, здесь масса предметов, связанных с корабельной оснасткой: шпангоуты, весла, деревянные уключины, каменные якоря. «Из документов мы знаем, что в Свияжске было развито судостроение. В летописях вплоть до XVIII столетия неоднократно упоминаются струги свияжской постройки», — подчеркивает Силкин. Далее на стендах — предметы, связанные с рыболовством. Блесны, грузила, поплавки для сетей, помеченные хозяевами своим знаком. Рядом — каменная форма для литья пуговиц, рукавицы. Пуговицы отливали из олова, из железа, из свинца, из бронзы. Иногда их украшали цветной эмалью.
Наш сопровождающий вновь переходит к центральной части экспозиции, чтобы показать, что различные постройки находятся на разном уровне. «Это отражает тот факт, что культурный слой формируется в течение многих столетий. Нижние элементы относятся к XVI столетию, а постройки, подвешенные повыше, — уже к XVIII. Потому что в городе были и катаклизмы, и пожары, он неоднократно перестраивался. Вот так, потихоньку, нарастал этот культурный слой», — говорит он.
В раскопе оказались и нумизматические находки. Помимо монет тут можно увидеть торговые пломбы, в том числе иностранные, которые свидетельствуют о развитии торговли в этот период. Интересна и витрина, которая демонстрирует ремесло кожевенников, в том числе тех, кто делает обувь. «Видите, как сложно устроен мужской сапог: внутрь вкладывали элемент из бересты, который позволял сапогу сохранять форму. Также внутрь закладывался деревянный каблучок. Обязательно ставилась подковка. Многие думают, что найденные здесь подковки — от пони или от маленьких лошадей, а на самом деле это подковки от мужской обуви», — рассказывает Силкин. И здесь же — ювелирные изделия: украшения, пуговицы, перстни. Все найдено здесь — данные артефакты свидетельствуют об археологическом богатстве нашей свияжской земли.
Нижние элементы относятся к XVI столетию, а постройки, подвешенные повыше, — уже к XVIII.
СТАТИСТИКА ПОСЕЩЕНИЙ — НЕ ГЛАВНОЕ
Экскурсия близилась к окончанию, а Силкин представил нам одного из реставраторов, которые готовили экспонаты к выставке. Это научный сотрудник лаборатории органического материала института археологии АН РТ Мария Визгалова. По ее словам, основная проблема, с которой они столкнулись при подготовке экспонатов, — очень сильная ветхость материала. «Он руинированный. Это сильно пострадавшие от времени дерево, береста, лыко. Железо тоже в очень сильной степени коррозии. Поэтому пришлось работать очень кропотливо. Сначала использовались методы консервации, которые уже приняты во всем мире. Это консервация полиэтиленгликолями, когда разрушенная структура древесины замещается специальными веществами и становится более прочной. Затем мы стали использовать разработки ГосНИИРА — государственного института реставрации, применяя вещества типа акрисил-А, акрисил-Б. То есть использовали самые последние ноу-хау», — подчеркивает наша собеседница.
А из самых интересных для нее экспонатов Визгалова отмечает уникальную, единственную в России форму для пряников с солярным орнаментом Древней Руси. Самое интересное, что она вырезана даже не из дерева, а из коры черного тополя. В Свияжске, оказывается, было известное пряничное производство, в монастыре также пекли пряники, но интересно, что символика у них не христианская, а древнеязыческая.
По словам Марии Визгаловой, основная проблема, с которой они столкнулись при подготовке экспонатов, — очень сильная ветхость материала
Визгалова подчеркивает, что еще при сортировке материала было сделано очень много открытий. Интересны ковши-скобкари, которые также использовались и в XI–XII веках. Это такая традиционная посуда в виде утки, которая, возможно, имела какое-то ритуальное значение, когда такая чаша пускалась по кругу сидящих за столом стрельцов. Здесь же — деревянные ложки с короткими ручками-держалами. Они не отломанные, а специально сделаны короткими, чтобы их было удобнее хранить в походе. «А еще здесь самая большая коллекция деревянных поплавков — такого нет нигде», — с улыбкой отмечает наша собеседница.
Тем временем директор музея-заповедника обращает особое внимание на широкую белую стену. По его словам, здесь будет экспонироваться гигантская анимированная панорама, которая отобразит жизнь Свияжска XVII века. Автор этой панорамы — известный художник Рашид Сафиуллин, который уже давно живет в Свияжске. «Я думаю, что эта панорама не оставит равнодушными ни взрослых, ни детей, потому что там будет около сотни анимированных сюжетов. Где-то будет виден пожар, где-то — крестный ход, различные сценки из городской жизни», — подчеркивает Силкин.
По его словам, музей археологии дерева станет одним из структурных подразделений музея-заповедника «Остров-град Свияжск». По проекту в обслуживании этого музея должны участвовать около 30 человек, в том числе два-три штатных экскурсовода. Плюс те экскурсоводы, которые работают в Свияжске, после соответствующего обучения также будут способны провести экскурсию здесь. При этом директор музея-заповедника не считает, что музею надо чересчур сильно гнаться за статистикой посещений. «Самое важное — чтобы у тех людей, которые посещают этот музей, возникла связь с историей Российской Федерации, связь с тем местом, в котором они живут. Это самое важное. Поэтому если у нас через 10 лет будет не миллион посетителей, а 995 тысяч, это будет не очень плохо. Если те люди, которые посетят этот музей, у себя в сердце и в памяти сохранят что-то, что они здесь увидели, и это поможет им понять то место, в котором они живут», — уверен наш собеседник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.