Повышение НДС с 18 до 20% окажет основное влияние на инфляцию непосредственно после изменения ставки — в первые месяцы 2019 года. На «пике» масштаб вклада НДС в инфляцию составит 1%. Об этом говорится в августовском докладе ЦБ РФ об оценке влияния повышения основной ставки НДС на инфляцию.

«По оценкам Банка России, диапазон вклада НДС в инфляцию с учетом всей совокупности факторов достаточно широк и составляет от 0,6 до более 1,5 процентного пункта. Согласно оценке, заложенной в июньский макроэкономический прогноз Банка России, повышение НДС окажет основное влияние на инфляцию непосредственно после изменения ставки — в первые месяцы 2019 года — и его масштаб составит около 1 процентного пункта», — сказано в документе.

В ЦБ отметили, что в случае «зеркального» переноса повышения НДС в цену конечного товара или услуги, стоимость их может вырасти на 1,7%. Однако с учетом ряда предпосылок и влияния дополнительных факторов интервал оценок вклада НДС в инфляцию расширяется до 0,6−1,5 процентного пункта.

С учетом того, что повышение НДС анонсировано заранее, ряд производителей и продавцов могут постепенно начать корректировать цены уже в четвертом квартале этого года, указали в ЦБ, ее масштаб оценивается в 0,1−0,2 процентного пункта

«С учетом переноса НДС годовой темп инфляции достигнет пика в первом квартале 2019 года и временно превысит 4%. Квартальный темп прироста цен существенно замедлится уже во втором квартале 2019 года, во втором полугодии 2019 года квартальные темпы инфляции будут вблизи 4%», — предполагают в ЦБ. Там же отмечается, что в течение года годовая инфляция будет снижаться более медленно, в том числе из-за эффекта низкой базы первого полугодия 2018 года. Уже в первом квартале 2020 года ЦБ ожидает возвращения годовой инфляции к 4%.

В докладе также приводятся результаты опроса 1 тыс. предприятий (кроме тех, чья продукция облагается в основном по льготным ставкам НДС): около 60% запланировали повышение цен на первый-второй кварталы 2019 года, 14% планируют сделать это уже в 2018 году. Более половины опрошенных (около 60% предприятий) сказали, что будут повышать цены на 1−5%.