На запуск турбины ТЭЦ-1 приехал целый ряд кураторов отрасли из Москвы во главе с министром энергетики Александром Новаком Фото: prav.tatarstan.ru

СТАРТ В ЧЕТЫРЕ ЛАДОНИ

Сегодня официально завершился самый главный проект АО «Татэнерго» последних лет — строительство парогазовой установки, ПГУ-230 МВт на Казанской ТЭЦ-1. Станция-юбиляр – а в 2018 году она отмечает 85-летие – получила новенькое оборудование. До модернизации установленная электрическая мощность Казанской ТЭЦ-1 составляла 220 МВт, тепловая — 630 Гкал/час. Сейчас электрическая мощность станции составляет 361 МВт. Стоимость проекта для «Татэнерго» до 2015 года оценивалась в 12,5 млрд рублей, позже она возросла до 15,6 млрд рублей. Из них 11 млрд предоставил Газпромбанк, остальное – собственные средства. Кстати, сегодня новой ПГУ присвоили имя первого директора Казанской ТЭЦ-1 – Али Ганеева, который построил ее в 1933-м менее чем за три года.

На значимое событие для энергорынка приехал целый ряд кураторов отрасли из Москвы во главе с министром энергетики Александром Новаком. С утра он уже успел провести в головном офисе «Татэнерго» всероссийское совещание по подготовке к зиме, а к обеду в сопровождении руководства республики поехал на ТЭЦ, благо она располагается в центре города, всего в пяти минутах езды.

В этот солнечный жаркий день церемония запуска ПГУ на улице Лебедева прошла довольно динамично. Рустам Минниханов, Новак, предправления АО «Системный оператор ЕЭС» Борис Аюев и глава генподрядчика стройки «Уралэнергострой» Виктор Суруда (к слову, ему собравшиеся гости аплодировали сумасшедше) проследовали в штаб стройки в сопровождении главы «Татэнерго» Раузила Хазиева, где последний продемонстрировал, по всей видимости, пульт управления станцией. Здесь же радостные энергетики в четыре руки запустили медиаэкран, после чего оба энергоблока начали «качать» мощности, стремясь к отметке 115 МВт каждый. Один блок немножко опережал второй, но спустя минутку ТЭЦ заработала на полную. Этот момент толпа из сотни гостей наблюдала у сцены по видеотрансляции. Здесь, конечно же, собрался энергетический бомонд республики и персонал «Татэнерго» в синих спецовках.

Как объяснил «БИЗНЕС Online» зам Хазиева Олег Зверев, в процессе модернизации старые мощности будут частично выведены, а частично интегрированы в новую установку. И пока что ни снижать, ни увеличивать выработку электроэнергии не планируется. «Все эти мощности исправны. Это [ограничение объема] — из-за сетевых ограничений, из-за невозможности выдать такой объем в электрические сети», — объяснил Зверев. Мол, можем и поддать газу, да сети не выдержат.

Чуть позднее журналистам удалось немного прогуляться по территории ТЭЦ и оценить новенькие объекты. В состав оборудования одного блока (а их, напомним, два) входит газовая турбина General Electric мощностью 77 МВт, паровая турбина Уральского турбинного завода на 46 МВт и вспомогательное оборудование. Например, грандиозная градирня высотой в десятки метров, в которой охлаждается все используемое в двух блоках оборудование. Оно охлаждается обычной водой, поэтому над градирней, которая выглядит как огромный котел, клубится белый пар. Рядом с градирней – здание подготовки природного газа, которое используется в качестве топлива на двух блоках. Мазут, который можно сжигать в качестве резервного топлива, не используется, рассказал сотрудник «Татэнерго» Владислав Семенов. «Все в разы ниже допустимых норм», — заверил он журналистов в экологичности производства и его выбросов.


ЭНЕРГОДЕФИЦИТ КАЗАНИ ПОЧТИ ЛИКВИДИРОВАН

В пресс-релизе «Татэнерго» было сказано, что эффект от проекта «позволит усилить энергобезопасность города Казани и ликвидировать энергодефицит столичного узла». Однако о 100-процентном избавлении Казанского района от обидного энергодефицита, как выяснил «БИЗНЕС Online», пока что речи не идет — опрошенные нами гости были очень аккуратны в выражениях. «Нет», — с сомнением качали головами опрашиваемые нами энергетики. «Почти будет ликвидирован», — так высказался советник Хазиева Геннадий Петров. Он тут же развернул перед нашим корреспондентом карту энергопитания Казани и стал объяснять, что и где улучшилось: «Источники электроснабжения – три ТЭЦ. ТЭЦ-3 (принадлежит ТАИФуприм. ред.) работает больше в сторону марийскую и зеленодольскую. А вот главное — Казанское кольцо. Раньше у нас была нехватка на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, где десятка три подстанций. Сейчас, если на внешних сетях будет какая-то неприятность, то у нас город довольно самодостаточен».

Дефицит в Казани больше ощущался летом, зимой – меньше, потому что зимой приходилось так или иначе усиливать выработку тепла на ТЭЦ (тепло – это побочный продукт производства электричества). «Теперь у нас это хозяйство получается комбинированное. Летом нагрузку будет больше нести ПГУ, а она на 80–85 процентов на электричество работает, а на 20 процентов дает тепло. А зимой мы запустим старые турбины, которые будут добавлять больше тепла», — объяснил Петров.

«Энергодефицит Татарстана на сегодняшний день – 19 процентов. Год тому назад было 26 процентов, а на сегодня – 19 процентов. Я думаю, что еще снижение будет за счет этого [нового ПГУ]», — сказал «БИЗНЕС Online» Рифнур Сулейманов. По Казанскому энергорайону он прокомментировать не смог.

На ТЭЦ-1 заработали два блока на 230 МВт, чье возведение в рамках программы ДПМ «выпросили» в свое время у Виктора Вексельберга Фото: Сергей Елагин

«БЕЗ МОДЕРНИЗАЦИИ МЫ ЯВЛЯЕМСЯ ДЕФИЦИТНЫМ РЕГИОНОМ»

Наконец, настало время высоких речей. «Сегодня действительно значимое событие не только в жизни Республики Татарстан, но и в целом в российской энергетике, — серьезно начал Новак. — Мы видим, что здесь реализована на самом высоком уровне культура производства. Только что мы посетили станцию: конечно, используются самые инновационные технологии, которые позволяют говорить об экологичности. 218 граммов условного топлива на КВт сейчас будет условно тратиться. Это практически в полтора раза меньше, чем в среднем по России. Это говорит о том, что это высокоэффективное оборудование, высокоэффективная станция».

Дополнительный ввод 230 МВт мощностей, отметил Новак, это новые возможности для развития республики, для привлечения бизнеса, для привлечения инвестиций. «И я думаю, что это вдохнет новую жизнь, вдохнет дополнительный рост экономики Республики Татарстан», — торжественно пророчил министр.

Минниханов ответил чуть теплее, по-хозяйски. «Каждый год мы проводим модернизацию той или иной станции: и в Нижнекамске, и в Казани, и сегодня мы находимся здесь. Совсем недавно это была площадка голая, мы закладывали здесь камень», — вспомнил он. Не стал скрывать президент и энергопроблемы. «Сегодня республика серьезно развивает новые производства. И, конечно же, [плохо] то, что наши мощности неконкурентны и без модернизации мы сегодня являемся дефицитным по энергии регионом, хотя имеем мощность значительно больше, чем потребляем. Только системная реализация программы модернизации наших энергетических объектов позволит нам быть конкурентными», — завершил он мысль.

«У нас следующий проект — это Заинск, — не забыл и про главную лоббистскую задачу энергетиков республики Минниханов. — Здесь мы показали, что за короткое время мы можем реализовать любую задачу». О Заинской ГРЭС не промолчал и Хазиев. Собственно, практически вся его речь была именно об этом. «Сегодня Казанская ТЭЦ -1 ПГУ — это предпоследний объект первого ДПМ. Поэтому страна стоит сегодня перед принятием программы ДПМ-2. По совещанию, которое недавно проводил Владимир Владимирович Путин, мы думаем, что ДПМ-2 быть. И, Александр Валентинович, мы готовы принимать участие и в реализации программы ДПМ-2. От имени энергетиков республики я хочу сказать, что мы никого не подведем», — взывал к Новаку Хазиев. 

«Энергетика Татарстана демонстрирует ежегодный прирост потребления электрической энергии. В этом году рост составляет 3,6 процента. О чем это говорит? Это говорит о том, что руководство республики, все жители Татарстана обеспечивают инвестиционную привлекательность энергорайонов, ввод новых объектов строительства. Это говорит о ваших успехах», — похвалил Аюев.

Суруда поделился, что лично его стройка ТЭЦ «вернула на 20 лет назад, в то время, когда мы, эксплуататоры и строители, были единым целым под крылом минэнерго СССР». От имени ветеранов выступил экс-директор ТЭЦ, проработавший на этом посту 24 года, Ильфат Галеев. Он поблагодарил «за хорошее пополнение их кормильца». «Мы, ветераны, довольны тем, что результаты нашего труда не пропали даром», — заметил он.

Ключевым партнером по оборудованию стала американская General Electric Фото: Сергей Елагин

УВЕЗЛИ ПРОЕКТ У ВЕКСЕЛЬБЕРГА

Проект модернизации Казанской ТЭЦ-1 «Татэнерго» (тогда еще – Генерирующая компания) утвердила весной 2015 года. Тогда компания договорилась с «КЭС-холдингом», контролируемым группой «Ренова» Виктора Вексельберга, о переносе энергомощностей по программе ДПМ (договор на поставку мощности) с Ново-Березниковской ТЭЦ Пермского края в Казань. «Татэнерго» не просто выкупила у пермяков права на ДПМ, но и получила часть уже готового оборудования. Распоряжение о переносе мощностей в Казань подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Казанцы убедили минэнерго забрать проект, поскольку на тот момент Пермский край считался энергоизбыточным регионом, а вот Казань, которая готовилась к мировым чемпионатам – водному-2015 и футбольному-2018, испытывала энергодефицит. В сентябре 2014 года президент Татарстана Минниханов жаловался вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу на растущий дефицит мощности в Казани. По его словам, на тот момент 70% электроэнергии город получал извне, дефицит составлял 650–850 МВт и к 2017 году должен был увеличиться до 1,3 ГВт. Во время Универсиады-2013 крупным промышленным предприятиям даже приходилось ограничивать работу, чтобы не подвергать город энергодефициту.

Справедливости ради стоит отметить, что энергодефицит отчасти восполнил и введенный чуть раньше Казанской ТЭЦ-1 проект ТАИФа: в середине 2017 года они запустили обновленную Казанскую ТЭЦ-3, которая также работает на оптовый рынок. После реконструкции мощность станции увеличилась вдвое – с 385 МВт до 790 МВт.

Ключевым партнером по оборудованию «Татэнерго» здесь стала американская GE. К марту 2016 года «Татэнерго» перевезло себе все оборудование из Березников – железной дорогой, по воде и автотранспортом. В феврале 2017 года General Electric и «Татэнерго» подписали соглашение на общую сумму в $26 млн на сервисное обслуживании двух турбин на ТЭЦ в течение 20 лет.

Компании пришлось заново спроектировать установку энергоблоков, а затем привлечь генерального подрядчика для монтажа. Им стало екатеринбургское ООО «Управляющая компания „Уралэнергострой“», выигравшее тендер на сумму 6,3 млрд рублей. В свою очередь, по договору подряда группа «Т Плюс» (бывший КЭС-холдинг) провела инжиниринговое сопровождение строительства. ТЭЦ оснащена системой прогностики и удаленного мониторинга «Прана», которая выявляет отклонения в работе оборудования за два-три месяца до потенциальной аварии. 

Нормативный срок сдачи новых блоков на Казанской ТЭЦ-1 был установлен на декабрь 2018 года. Однако уже в 2016 году «Татэнерго» сообщило, что идет с опережением графика. Так и получилось: пуско-наладочные работы на ТЭЦ прошли уже весной, и станция уже генерировала энергию, но на рынок ОРЭМ не выходила. Так что формальный запуск прошел именно сегодня. Пробные пуски нового энергоблока прошли в июле 2018 года, после чемпионата мира по футболу, а с сегодняшнего дня станция начала поставки на оптовый рынок мощностей.