В Казани открылась выставка фотографа Рамиля Гали «Железные люди» В Казани открылась выставка фотографа Рамиля Гали «Железные люди»

«Я СТАРАЛСЯ ВЫДЕРЖАТЬ ПРАВДУ СО ЗРИТЕЛЕМ»

Фраза «железный человек» в Татарстане — не просто образное выражение. Так часто переводится имя первого президента республики, а в соревнованиях по триатлону Ironman с удовольствием участвуют татарстанские министры. Так же назвал свою выставку и известный фотохудожник и репортер Рамиль Гали (творческий псевдоним Рамиля Галиева), но он имел в виду самых простых людей, которые переживали 80-е и 90-е, как умели. «Пережили, выстояли, пошли дальше еще более уверенным шагом люди, как называет их Рамиль, „железные“. Это не только прямая аналогия с тем, что гвозди бы делать из этих людей. Это и ориентир на конкретное время перемен — 90-е, именно здесь, в Татарстане, попытка запечатлеть замечательных людей, таких, которые могут выстоять и на которых все держится, и перемены тоже. Надеюсь, что вглядываясь в эти фотографии, мы что-то новое узнаем и о себе», — с такими словами открыла выставку директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева, признавшись, что «железных людей» она подсказала Гали. 

Ставку сделали на атмосферу: фотографии — исключительно черно-белые, некоторые помещены в рамки, имитирующие оконные ставни Ставку сделали на атмосферу: фотографии — исключительно черно-белые, некоторые помещены в рамки, имитирующие оконные ставни

«Наконец-то мишары взяли кремль», — с улыбкой пошутил Гали, выйдя к микрофону. Валеева возразила, что «мишаров тут достаточно, и не сегодня это произошло». «И не завтра это закончится», — тихо добавил дальновидный гендиректор «Татмедиа» Андрей Кузьмин. Ставку сделали на атмосферу: фотографии — исключительно черно-белые, некоторые помещены в рамки, имитирующие оконные ставни (дизайн экспозиции создали студенты КГАСУ под руководством директора Института архитектуры и дизайна Карины Набиуллиной). На входе гостей под бдительным оком президента «Мисс Татарстан» Изольды Сахаровой встречали главные красавицы Татарстана и Казани в национальных костюмах — создавалось ощущение, что ты не гость фотовыставки, а глава соседнего региона в казанском аэропорту, не хватало только традиционных каравая и чак-чака (дух «Татмедиа», организатора мероприятия, все-таки никуда не денешь, даже если речь идет об искусстве)... Дальше гости попадали «с корабля на бал», а точнее, из «аэропорта в театр» — рядом с ними выставку осматривали переодетые актеры «Театра на Булаке»: выпускница в советской школьной форме, бабушка и дедушка. Даже фуршетный стол словно материализовался из 90-х, где если торт, то непременно «Татарстан», а если шампанское — то обязательно «Советское».

«Рамиль меня встретил словами: „Римма Атласовна, посмотрите: эти фотографии — задания, которые вы мне когда-то давали“. И я действительно окунулась в это, посмотрела еще раз: 1989, 1990, 1991 — это на самом деле годы, которые без волнения вспоминать нельзя. Я окунулась в те годы не как носитель должностей, в которых меня представили, а как редактор, как журналист», — признается зампред Госсовета РТ Римма Ратникова, под чьим руководством в первой половине 90- х Гали трудился в популярной газете «Молодежь Татарстана», пока неожиданно для всех не уехал в Москву.И действительно, хватает одного взгляда на снимки деревенского Сабантуя — и вот вы уже там, среди празднующих людей. А вот митинг у памятника Тукаю — пожилые женщины воодушевлены и готовы стоять до конца. От «Установки герба РТ на президентский дворец» даже захватывает дух: передается волнение жителей республики, которые попробовали суверенитет на вкус и в то же время переживают — вознесется ли этот герб наверх? Не подведет ли кран? Все ли получится, как задумано? Фотография «Митинг с привлечением ОМОНа» и вовсе выглядит слишком злободневной — хочется, чтобы такой кадр остался в истории. Сам Гали подчеркивает важность правдивого изображения: «Мы должны показывать свой народ правдиво — не очерняя и не приукрашивая. Мы должны показывать правду. Молодежь, которая придет, не хочет глянца напудренного и чернухи, она хочет знать правду. Поэтому я старался в этой выставке выдержать правду со зрителем».

Римма Ратникова: «Я действительно окунулась в это, посмотрела еще раз — 1989, 1990, 1991, это на самом деле годы, которые без волнения вспоминать нельзя» Римма Ратникова: «Я действительно окунулась в это, посмотрела еще раз: 1989, 1990, 1991 — это на самом деле годы, которые без волнения вспоминать нельзя»

БУДЕТ ЛИ В ТАТАРСТАНЕ МУЗЕЙ ФОТОГРАФИИ?

На открытии выставки прозвучала идея об открытии в Татарстане музея фотографии — эту мечту Гали вынашивает уже несколько лет. «Эта выставка посвящена тому, чтобы как-то обратить внимание на этот вопрос, — рассказал фотограф корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Если республика будет заинтересована в создании хорошего музея с хорошим архивом, это будет здорово. Я просто делаю свое дело, и мне жалко, если эти фотографии окажутся на свалке. Поэтому я пытаюсь через эту выставку достучаться до понимания, что фотография — это документ и нужно к документам относиться бережно и хранить свою историю, это очень важно. Если у нас не будет истории, нам будет сложно в современном мире жить. Нужен музей фотографии или помещение, чтобы сохранить бумажно-пленочные материалы. В то же время нужен хороший большой компьютер, на котором мы могли бы оцифровать все исторические изображения, чтобы их можно было использовать в науке и жизни. Должна быть политическая воля. Я могу создать музей за территорией Казани на своей базе, но думаю, что моих денег и ресурсов не хватит, чтобы сделать это большим, значимым. Это будет немножко местечковым».

Создание музея приветствует и собственный фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Максим Богодвид. Он рассказал, что разговоры о музее фотографии идут уже лет 15, а 10 лет назад фотографам даже давали здание, и они вкладывались в проект, делали ремонт, но потом все это заглохло. «Ничего не будет без господдержки, такую махину трудно поднять. Должен быть либо частный спонсор, который очень увлечен фотографией, либо государство. Так теряется история. Не зря же Америка скупает все фотографии начиная с XIX века. У нас этого ничего нет, а если есть, то по минимуму».

Зиля Валеева подчеркнула, что кремль, как музей, готов предоставить свои ресурсы для сохранения фотографий: «Как банк, мы, в Кремле, в этом заинтересованы и могли бы это делать» Зиля Валеева подчеркнула, что Кремль как музей готов предоставить свои ресурсы для сохранения фотографий: «Как банк, мы, в Кремле, в этом заинтересованы и могли бы это делать»

Зиля Валеева подчеркнула, что Кремль как музей готов предоставить свои ресурсы для сохранения фотографий: «Как банк, мы, в Кремле, в этом заинтересованы и могли бы это делать. Тем более что у нас фотография — я вам гарантирую — попадет в хорошие профессиональные руки, у нас есть специалисты по фотографии. Мы готовы быть одним из участников, но для того, чтобы этот проект состоялся, нужно очень много заинтересованных сторон. Но они есть, и их становится больше, поэтому я думаю, что все должно получиться».

Однако конкретики по проекту музея пока нет — как уточнила Ратникова корреспонденту «БИЗНЕС Online», обсуждения ведутся пока только на общественном уровне, а не в высоких кабинетах. «У фотокорров огромные архивы накоплены, они не все равноценны, гениальны, шедевральны. Там выборочно есть кадры, которые надо сохранить для истории. Но в основном они по одной не отдают, а продают только целиком весь массив. Было бы интересно как музеям, так и посетителям увидеть самое хорошее, что у них есть», — обозначила проблему Ратникова. Однако с ней не согласен художник Альфрид Шаймарданов, который и в снимках обычных людей видит историю: «Назрела необходимость создания музея фотографии с новыми технологиями, куда можно собрать весь этот багаж не только профессиональных фотографов, но и любых людей, которые фотографировали в 1930-е, 1940-е, потому что каждый год мы теряем тонны информации. Возможно, самая простая фотография окажется самой ценной». «Вопрос, я считаю, государственной важности, над которым надо крепко подумать, что с этим делать, как это богатое фотонаследие сохранить для будущих поколений. Рамиль, то, что вы об этом говорите, возвышает вас как общественного деятеля. Нужно садиться, и обсуждать, и думать», — подытожила Ратникова.

Рамиль Галиев родился в 1958 году в Челябинске. В 1980 году окончил КХТИ по специальности «инженер-технолог». С 1985 года начал работать в журналистике Рамиль Галиев родился в 1958 году в Челябинске. В 1980 году окончил КХТИ по специальности «инженер-технолог». С 1985 года начал работать в журналистике

«ЯЗЫКОМ ФОТОГРАФИИ РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ ЦЕЛОЙ ЭПОХИ»

Галиев родился в 1958 году в Челябинске. В 1980 году окончил КХТИ по специальности «инженер-технолог». С 1985 года начал работать в журналистике — республиканских газетах «Вечерняя Казань», «Молодежь Татарстана». Позже он уезжает в Москву, в «Комсомольскую правду», он стал работать в пуле президента РФ Владимира Путина, фотографировать для «Коммерсанта», «Гудка». При этом в его объективе оказывались как социально-политические репортажи, так и спортивные события (он был фотографом ФК «Локомотив») и даже светская хроника. «Приезжаем, чтоб Абдулова снять, он смертельно болен. У нас целая команда, все подготовлено. Когда я сказал, что снимать не буду, у всех был шок. Не могу я больного человека снимать. Может, это и последний кадр его в жизни. Но зачем?» — рассказывал Гали о принципах своей работы «Татпрессе».

Спустя годы такой бурной карьеры, Гали обращается к рефлексии по 90-м годам Спустя годы такой бурной карьеры, Гали обращается к рефлексии по 90-м годам

И вот, спустя годы такой бурной карьеры, он обращается к рефлексии по 90-м годам: «Для журналиста „эпоха перемен“ ежедневно приносила множество интересных, острых актуальных тем. Работать стало интереснее. Вместо обязательных публикаций о съездах, передовиках производства появилось много нового, яркого, живого и необычного. Газеты публиковали то, о чем раньше умалчивалось. Мы с коллегами сами решали, что и когда снимать. Взяв фотоаппарат и выйдя на улицу, можно было сделать много интересных кадров, ведь все вокруг бурлило, било ключом. Много воды утекло с тех пор, яркие переживания прошлого отразились в снимках и переплелись с жизнью всего народа. Я благодарен судьбе за то, что был не просто очевидцем тех событий, а в числе других фотографов стал летописцем и имею возможность языком фотографии рассказать историю целой эпохи».

Чувствуется, что эта эпоха дорога Галиеву, поэтому он и стремится сохранить ее в музее, архиве, пространстве, где фотофакты не сгинут, не уйдут вместе с изображенными на них годами и людьми.