Авиакомпания «Аэрофлот» сообщила, что столкнулась с ростом дефицита пилотов, и в дальнейшем эта проблема будет усугубляться и приведет к сдерживанию развития гражданской авиации. Один из способов избежать этого — изменить систему подготовки пилотов. Об этом говорится в письме замдиректора «Аэрофлота» по работе с клиентами Вадима Зингмана, с копией которого ознакомился РБК.

Фото: «БИЗНЕС Online»

В письме, адресованном министру транспорта Евгению Дитриху, говорится, что в этом году компания планирует принять на работу 350 пилотов (из них не более 300 пилотов из числа выпускников средних и высших учебных заведений гражданской авиации). В целом же потребность отрасли оценивается в 900 пилотов, а к 2030 году российским авиакомпаниям необходимо будет ежегодно принимать на работу 1700 пилотов. Однако российские вузы выпускают около 750 пилотов в год, а это ниже потребностей рынка. Кроме того, напоминает Зингман, в негосударственных учебных заведениях в России подготовка пилотов вообще не производится.

«Помимо недостаточного количества выпускаемых пилотов существуют проблемы как с качеством их подготовки, в особенности с соответствием знаний в области прикладных дисциплин реальным потребностям компаний», — сказано в письме. Также существует проблема с необходимым налетом часов, чтобы устроиться на работу пилотом, уточняется в сообщении.

Источник агентства в компании поддержал Зингмана, отметив, что систему подготовки летных кадров давно пора приводить в соответствие с мировыми стандартами. «В российских вузах на подготовку пилота уходит пять лет, при этом их готовят не на современные типы самолетов, а на те, которые давно уже не эксплуатируются. Даются знания, позволяющие разобрать и собрать „кукурузник“, разбираться в законах термодинамики…» — пояснил он, добавив, что все эти знания пилотам современных самолетов не требуются.

Кроме изменения стандартов образования «Аэрофлот» предлагает разрешить обучение пилотов по программе среднего профобразования на базе учебных центров крупных авиакомпаний. Также компания предлагает минтрансу обратиться в минобороны, чтобы организовать работу с военными летчиками в отставке — разрешить им переучиваться и работать в гражданской авиации. Еще одно предложение — организовать производство современных учебно-тренировочных самолетов.

Представители минтранса и «Аэрофлота» информацию агентства не прокомментировали.

В прошлом году СМИ сообщили, что авиакомпании России всерьез обеспокоены массовой утечкой пилотов в азиатские страны, а «Аэрофлот» одним из первых публично признал проблему дефицита пилотов.