Алла Семенова: «Так получилось, что по настоящему семейным для нас бизнес стал только в 2009 году. Тогда мы открыли первое предприятие «Стиль-Премьер». Его идея заключалась в выпуске корпоративной одежды» Алла Семенова: «Так получилось, что по-настоящему семейным для нас бизнес стал только в 2009 году. Тогда мы открыли первое предприятие «Стиль-Премьер». Его идея заключалась в выпуске корпоративной одежды»

«РЕШИЛИ КУПИТЬ ТРИ ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ И ШИТЬ САМИ...»

— Алла Владимировна, вашей компании 7 лет. Как вы пришли к идее создать бизнес по производству школьной одежды?

— На самом деле нашей компании уже 10 лет. О том, чтобы организовать семейную фирму, мы с моим супругом Валерием начали мечтать, как только поженились. Но так получилось, что по-настоящему семейным для нас бизнес стал только в 2009 году. Тогда мы открыли первое предприятие «Стиль-Премьер». Его идея заключалась в выпуске корпоративной одежды. До этого у мужа были свои проекты: он занимался продажей автомобильной техники, открывал ювелирное производство, был акционером в банке. Одним словом, он с 1992 года в частном бизнесе.

— Чем занимались вы?

— Я окончила медицинский колледж, затем Камский институт физической культуры. Более 15 лет проработала фитнес-инструктором и инструктором лечебной физкультуры. Первый опыт управления получила, когда стала координатором аквафитнеса в спортивном клубе «Планета Фитнес». У меня в подчинении был коллектив из 20 инструкторов. Мне очень нравилась моя работа. Я занималась любимым делом — лечебной физкультурой, аквапрограммами в бассейне. Это было прямо мое-мое. Никогда не думала, что сверну с данного пути: в мои жизненные планы это совершенно не входило.

Но в один момент все пришлось поменять. У мужа появились проблемы с позвоночником. Мы вдвоем — я как специалист по реабилитации, а он как инженер — разработали специальный разгрузочный ортопедический пояс для позвоночника. Это был такой корсет-поддержка. Этим поясом мы его крепили к автомобильному креслу, чтобы он мог сидеть и ездить даже в командировки.


Потом сама собой возникла мысль: раз этот пояс помог нам, он может быть полезен и другим. Ко мне на занятия приходили люди с проблемами опорно-двигательного аппарата, в том числе с остеохондрозом поясничного отдела. Мы получили на разработку патент, пробовали эту конструкцию на разных типах фигур. К слову, испытания и доводку пояса проводили вместе с гонщиками команды «КАМАЗ-Мастер».

Задавшись идеей выпуска этого пояса, мы обращались в какие-то маленькие пошивочные цеха и никто не мог сделать так, как нам было нужно. После этого мы просто решили купить две-три швейные машины и начать шить их сами. По мере работы поняли, что можем шить не только пояса, но и одежду для работников различных предприятий, учитывая их специфику и стремление к корпоративному стилю.

— Вы называете фирму семейной. Тем не менее сначала в «Бросско» кроме вас были еще два соучредителя.

— Да, для стартапа мы в свое время привлекли инвесторов. Они стали соучредителями компании, но позже вышли из их состава.

— Все это время непосредственно оперативной деятельностью компании занимались только вы?

— Да, мы с мужем и наши менеджеры.

«Вместе с дизайнерами на свой страх и риск стали готовить коллекции школьной формы. Они все были разные, потому что у каждой школы и гимназии своя история, свои традиции, в конце концов, свои требования» «Вместе с дизайнерами на свой страх и риск стали готовить коллекции школьной формы. Они все были разные, потому что у каждой школы и гимназии своя история, свои традиции, в конце концов, свои требования»

«ПОНИМАЛИ, ЧТО ШКОЛЬНАЯ ФОРМА ПОЯВИТСЯ — ЭТО ЛИШЬ ВОПРОС ВРЕМЕНИ»

— Кто стал вашим основным заказчиком, когда вы начали производить корпоративную одежду?

— Заказчиков было много: магазины, аптеки, кафе, рестораны, спортивные команды, фитнес-клубы, предприятия сферы услуг, медицинские учреждения. Кроме того, у нас появилась деловая коллекция для женщин, работающих в офисах, банках.

— На тот момент, насколько я понимаю, требования по обязательному ношению в школах форменной одежды еще не было?

— Нет, но потребность в школьной форме уже назрела. Это все шло снизу. Школы хотели, чтобы был единый стиль, который отличал бы одно учреждение от другого, чтобы строгий стиль создавал в школе деловую, рабочую атмосферу. Кроме того, форма позволяла избежать неравенства между детьми из разных по уровню дохода семей.

Когда возникла идея создания швейного производства, мы понимали, что форма в школах все равно появится — это лишь вопрос времени. Мы начали изучать данный вопрос, встречаться с директорами школ, гимназий. Вместе с дизайнерами на свой страх и риск стали готовить коллекции школьной формы. Они все были разные, потому что у каждой школы и гимназии своя история, свои традиции, в конце концов, свои требования.

«И оказалось, что обслужить за летний период 3 тысячи учеников практически нереально, потому что невозможно пригласить всех на примерку» «Оказалось, что обслужить за летний период 3 тысячи учеников практически нереально, потому что невозможно пригласить всех на примерку»

— Каким был ваш первый крупный школьный заказ?

— Самыми первыми мы переодели в свою форму учащихся гимназии №26 и пушкинского лицея в Набережных Челнах. Потом нам заказала форменную одежду гимназия №61. Мы подготовили эскизы, они были утверждены. До сих пор дети из этих школ одеваются у нас. Но тогда мы работали для них в формате ателье. Мы просто еще не знали, как правильно делать. Оказалось, что обслужить за летний период 3 тысячи учеников практически нереально, потому что невозможно пригласить всех на примерку. Люди в отпусках, идет сбой графиков пошива и т. д. Потом мы приняли решение перейти на поточный метод изготовления школьной формы. Придумали бренд, зарегистрировали товарный знак Brossko.

Одним словом, путь был тернист?

— Так как мы пришли в этот бизнес из другой сферы, у нас было очень много вопросов. Мы стали изучать все, что касается подготовки кадров, оборудования, производства. Узнали, что в Казани есть такой союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности во главе с Татьяной Алексеевной Федоровой. Поехали познакомиться с ней. Как раз в тот момент начали говорить о том, что пошив школьной формы позволит татарстанским предприятиям легкой промышленности развиваться. Союз нас очень здорово поддержал. Мы были включены в список предприятий, которые рекомендует министерство образования школам для заказа формы.

«Потом мы приняли решение перейти на поточный метод изготовления школьной формы. Придумали бренд, зарегистрировали товарный знак Brossko» «Потом мы приняли решение перейти на поточный метод изготовления школьной формы. Придумали бренд, зарегистрировали товарный знак Brossko»

«ВСЕ ЗАЛОЖИЛИ: И КВАРТИРУ, И МАШИНЫ, И ДАЧУ...»

— Вы довольны, как компания отработала 2017 год?

— В целом да. Кроме сложного 2013-го и отчасти 2014-го, все остальные года были удачными. Сначала мы увеличивали годовой оборот в разы, а сейчас вышли на стабильный 30-процентный прирост. Его и хотелось бы придерживаться (улыбается).

— Случаются ли в вашей работе рекламации? Сталкиваетесь ли вы с критикой изготовленной вами формы от родителей учеников по поводу качества материалов, покроя, пошива?

— Сейчас это практически единичные случаи. Со временем мы отобрали добросовестных поставщиков, которые обеспечивают качественными тканями и фурнитурой. К каждой жалобе, критическому замечанию или предложению мы относимся очень внимательно.

— Существуют ли ГОСТы на школьную одежду? Какие-то органы занимаются проверкой ее качества — Роскачество, Роспотребнадзор?

— Школьная форма соответствует техническому регламенту «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Он содержит довольно жесткие требования. Качество школьной одежды регулярно проверяют: делают контрольные закупки формы, после чего отправляют ее в лаборатории. Со своей стороны министерство образования Татарстана тоже проверяет качество форменной одежды и уровень цен. Мы узнаем об этом в последнюю очередь.

— К вашей форме были нарекания?

— К нашей — нет.

«Но проблема в том, что мы не можем использовать ткани двух поставщиков одновременно» «Но проблема в том, что мы не можем использовать ткани двух поставщиков одновременно»

— Вы используете отечественные или импортные ткани?

— Турецкие. Считаем, что по соотношению цена-качество это на сегодняшний день лучшее, что есть на рынке. Некоторые виды тканей они выпускают по заказу только для нас. Дают рассрочку, что очень удобно. Хотя, конечно, на этот шаг тоже не сразу пошли — только после того как мы себя зарекомендовали в качестве надежных партнеров. Хорошие школьные ткани стал выпускать в последние год-два и наш «Чайковский текстиль». Но проблема в том, что мы не можем использовать ткани двух поставщиков одновременно. У нас вся коллекция должна выпускаться в одном тоне. Мы запускаем в производство жилетки, юбки, брюки по очереди, и затем это все нужно скомплектовать. Два производителя никогда не достигнут одного и того же тона ткани, потому что структура самой нити и ее окраска у них неизбежно будут разными. Поэтому пока у нас один поставщик, но мы думаем над тем, как можно было бы эту проблему решить.

— В тот момент, когда вы занялись школьной формой, у вас были конкуренты?

— В Челнах две достаточно крупные компании занимались производством школьной формы. Они, кстати, и сейчас работают. Есть один весомый конкурент и в Казани. Мы уважаем своих коллег. Считаем, что работы хватит всем.

— То есть рынок не особо конкурентен?

— Я бы так не сказала. Кроме компаний, которые занимаются конкретно пошивом школьной формы, практически в каждом магазине одежды для детей — «Детском мире», Gloria Jeans, Oggie, Apollo — появляются, особенно под сезон, комплекты школьной формы. Надо также учитывать, что в Татарстане работают магазины швейных фабрик из Чебоксар, Ульяновска, у которых в ассортименте тоже есть форменная одежда. Кроме того, ее шьют многочисленные мелкие ателье. Так что мы работаем в нормальной конкурентной среде, которая заставляет нас активно развиваться, а не стоять на месте.

— Чем вы рисковали, когда делали первые шаги в швейном бизнесе?

— Всем, что у нас было на тот момент. Все заложили: и квартиру, и машины, и дачу. У нас еще до сих пор недвижимость в ипотеке, а автомобили — в лизинге. Все в товаре, все в бизнесе. Конечно, если все продать, можно, наверное, что-то увидеть, но мы понимаем, что это просто нереально. Свое будущее мы связываем только с этим предприятием.

«Сейчас наша задача выпустить ту продукцию, которая будет востребована и реализована» «Сейчас наша задача — выпустить ту продукцию, которая будет востребована и реализована»

«ПРОДАЛИ ТОЛЬКО ТРЕТЬ ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ...»

— Сколько, по вашим прикидкам, сегодня может стоить ваш бизнес?

— Думаю, от 100 до 150 миллионов рублей — вместе с брендом, оборудованием и товаром.

— Финансово-экономические кризисы, которые периодически у нас случаются, каким-то образом сказываются на работе предприятия?

— Достаточно серьезный кризис у нас в компании был в 2013 году. Тогда мы продали только треть произведенной продукции.

— С чем это было связано?

— Осенью мы предварительно провели встречи со школами, прописали для себя все пожелания от родителей учеников, но при этом не стали заключать договоры, просто сказали, что мы будем готовить для них школьный ассортимент. Мы понимали, что большой объем можно дать рынку, только подготовив его заранее. Лишь весной они нам сказали, что, оказывается, передумали: «Мы не хотим эту коллекцию, хотим другую». Вот так мы ошиблись. Это, конечно, был для нас очень большой шок. Есть комплекты одежды, которые мы вообще никому не можем продать, потому что готовили их для конкретной школы. Риск в работе с учебными заведениями именно в этом и заключается.

В 2014 году свою негативную роль сыграл и рост курса доллара. Мы закупаем турецкую ткань за валюту. Когда доллар скакнул в цене, выросла и стоимость ткани, но мы к тому времени уже обозначили цену наших изделий в школах и не могли ее поменять. Тогда и банки перестали кредитовать бизнес под залог товара в обороте. Было очень сложно. Эти два года мы просто выживали. Рост снова пошел только с 2015 года.

— Но ведь сейчас для вас, по сути, ничего не изменилось: риски сохраняются.

— Да, но зато теперь мы уже практически не ошибаемся. Почти все, что отшиваем, продаем. Сейчас уже все понимают, что такое современная школьная форма — это деловой детский костюм. Поэтому мы более осторожно ведем предварительную работу, готовим к сезону ассортимент, который сможем продать если не в Татарстане, то нашим оптовикам за его пределами: он подходит для многих школ. Иначе говоря, сейчас наша задача — выпустить ту продукцию, которая будет востребована и реализована.

«Качество школьной одежды регулярно проверяют: делают контрольные закупки формы, после чего отправляют ее в лаборатории» «Качество школьной одежды регулярно проверяют: делают контрольные закупки формы, после чего отправляют ее в лаборатории»

«ЗА 9 ЛЕТ РАЗРАБОТАЛИ ОКОЛО 400 МОДЕЛЕЙ»

— Что-то отличает вас от конкурентов?

— Думаю, наша команда отличается единым духом: мы все нацелены на результат. От момента создания коллекции до выпуска и реализации ее в магазинах каждый сотрудник заинтересован в качественной работе. Я вижу, как с душой относятся к своей работе дизайнеры, конструкторы, технологи, продавцы-консультанты. Я очень благодарна им за то, что всю энергию они вкладывают в свою работу и делают ее с удовольствием. Как итог — довольный покупатель. Кроме всего прочего, мы полностью контролируем качество на всех этапах производства. У нас свой торговый дом плюс четыре розничных магазина: в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске. Обратная связь с покупателями налажена очень хорошо.

— Сколько у вас на сегодняшний день коллекций школьной формы?

— Больше 30 школ имеют свои эксклюзивные коллекции. Мы недавно подсчитали: за 9 лет разработали в лекалах и отшили более 400 моделей. Многие внедрены в серию, остальные всегда по необходимости готовы к запуску.

— В настоящее время вы продолжаете заниматься выпуском корпоративной одежды или сосредоточились исключительно на школьной форме?

— Направление по выпуску корпоративной одежды у нас продолжает успешно работать. Мы его точно так же развиваем. Придумали соответствующее название — «ПромЭстет». Работаем с различными компаниями.

Сейчас очень популярна флисовая куртка-пиджак, сшитая в свободном, спортивном формате. Она удобна и по стилистике: очень хорошо смотрится с рубашкой и галстуком. На таких куртках мы вышиваем логотип компании и имя-фамилию сотрудника. Эта модель родилась в содружестве со службой внедрения бережливых технологий КАМАЗа. Вообще автогигант планировал закупить большую партию таких курток, но пока руководители подразделений заказывают их у нас сами.

«Больше 30 школ имеют свои эксклюзивные коллекции. Мы недавно подсчитали: за 9 лет разработали в лекалах и отшили более 400 моделей» «Больше 30 школ имеют свои эксклюзивные коллекции. Мы недавно подсчитали: за 9 лет разработали в лекалах и отшили более 400 моделей»

— Почему?

— Наверное, потому что пока в план закупок это не заложено.

— Сколько вы их продаете КАМАЗу в штуках?

— В среднем в сезон порядка 700–800 штук.

— Кто еще, помимо КАМАЗа, заказывает у вас корпоративную одежду?

— «РариТЭК», «Челныводоканал», «РИАТ», «Тэмле» и многие другие. Недавно Ford-Sollers заказал пробную партию. Компаний и организаций, спортивных секций, на самом деле, очень много. На предприятиях пользуются спросом комплекты одежды — это рубашки, футболки, поло и куртки. Пока возможности нашего производства не позволяют выходить на другие рынки.

— Мощности вашей фабрики сегодня загружены полностью?

— Полностью. И мы еще используем подрядчиков. В Чистополе, например, одна фабрика практически круглый год работает на нас.

— Какое из бизнес-направлений генерирует большую выручку?

— Школьная форма. Так как фабрика работает в основном на поток, 80 процентов выпускаемой продукции — это она.

— Какие у вас производственные мощности?

— 5 тысяч изделий в месяц мы производим сами, еще 3 тысячи выдает фабрика в Чистополе. Также мы закупаем ассортимент одежды для мальчиков на большой фабрике в Тамбове.

«На производстве у нас трудится около 30 человек плюс еще около 20 работают в торговой сети» «На производстве у нас трудятся около 30 человек плюс еще около 20 работают в торговой сети»

«В СЕЗОН МОЖЕМ ОДЕТЬ ОКОЛО 40 ТЫСЯЧ ДЕВОЧЕК И СТОЛЬКО ЖЕ МАЛЬЧИКОВ»

— Каким коллективом вы производите 5 тысяч изделий в месяц?

— На производстве у нас трудятся около 30 человек плюс еще около 20 работают в торговой сети. Теоретическив течение сезона продаж школьной формы мы можем одеть около 40 тысяч девочек и столько же мальчиков. Вообще в Татарстане примерно 350 тысяч учеников: 150 тысяч из них — в Казани, 80 тысяч — в Набережных Челнах, остальные — в городах поменьше и в районах.

— Какой у вас средний чек?

— Около 3,5 тысяч рублей.

— Объем рынка школьной одежды в Татарстане в деньгах назвать можете?

— Простой подсчет показывает, что это около 1 миллиарда рублей. Наша доля в этом объеме — 8–10 процентов. В Челнах мы крупнейший производитель школьной одежды.

— Мелкие ателье составляют вам конкуренцию?

— Наше преимущество перед ними в том, что мы работаем круглый год. Соответственно, и продукцию у нас можно купить тоже на протяжении всего года. Дети вырастают из формы, или им что-то нужно докупить. В ателье с ребенка сначала снимут мерки, потом вам придется приходить на примерку, и только затем вы получите готовую форму. У нас можно сразу же примерить готовую форму и купить понравившуюся.

— Вы за пределы Татарстана школьную форму поставляете?

— Да. У нас ее закупают оптовики и наши постоянные дилеры, которые так же, как и мы, в своих регионах работают со школами или реализуют форму через сети специализированных магазинов или товаров для детей.

«В ателье с ребенка сначала снимут мерки, потом вам придется приходить на примерку и только затем вы получите готовую форму. А у нас можно сразу же примерить готовую форму и купить понравившуюся» «В ателье с ребенка сначала снимут мерки, потом вам придется приходить на примерку, и только затем вы получите готовую форму. У нас можно сразу же примерить готовую форму и купить понравившуюся»

— Как часто вы обновляете свои коллекции школьной формы?

— Мы не обновляем, мы добавляем к имеющимся новые коллекции. Как правило, это 30–40 новых моделей в год.

— Сколько у вас дилеров?

— На сегодня 5: это Ижевск, Лениногорск, Бавлы, Октябрьский и Петропавловск-Камчатский.

— Петропавловск-Камчатский?!

— Да, Камчатку мы стабильно одеваем уже пятый год подряд. Одно время достаточно большие объемы школьной формы отправляли на Урал.

— Вы считаете, что такого количества дилеров достаточно?

— На самом деле все упирается в наши производственные мощности. Учитывая, что мы стали активно продавать свою продукцию в Казань, мы даже не захотели в этом году участвовать в международной выставке, чтобы привлечь к сотрудничеству новых оптовиков. То, что производим, продаем в своих магазинах, а остальное забирают оптовики и дилеры. Поэтому приняли решение в этом году сконцентрироваться на развитии собственной розничной сети и продолжать работать с дилерами, которые с нами уже с 2015 года. Новых привлекать раньше следующего года пока не планируем.

«В ГОРОДЕ ВСЕГО ТРИ НАЛАДЧИКА ШВЕЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ...»

— Какие задачи вы поставили перед собой в этом году?

— Хотим закупить дополнительное оборудование. Площади, на которых мы сейчас находимся, позволяют нам создать еще несколько рабочих мест. Будем внедрять полуавтоматы и автоматы, что позволит выпускать больше продукции в смену. Пошивочный цех сейчас занимает 400 кв. метров. Мы планируем перенести наш магазин в другое крыло здания, а освободившиеся здесь площади задействуем под производство.

— Какое оборудование используете?

— Jack, Juki, Brother: разработка японская, а само оборудование выпущено в Китае.

— Надежное?

— Все зависит от того, как вы его будете обслуживать и эксплуатировать. Проблема еще и в том, что у нас в городе есть всего три наладчика швейного оборудования, которых предприятия вызывают в случае какой-то поломки. Это серьезная проблема. Сейчас мы готовим своего специалиста. Он обучается наладке швейного оборудования в Чебоксарах и Иваново. Когда я буду уверена, что наши наладчики смогут справиться с ремонтом высокоавтоматизированного оборудования, мы будем его закупать.

«Самая большая проблема — это нехватка квалифицированных кадров как по работе на самом оборудовании, так и по его обслуживанию и ремонту»

«НОВЫЕ КРЕДИТЫ УЖЕ НЕ БЕРЕМ  НАЧИНАЕМ ДЫШАТЬ»

— Какой год за время вашей работы вы можете смело назвать самым удачным?

— Думаю, 2012-й. Мы тогда сделали очень большой скачок в развитии. Все, что запланировали, у нас тогда реализовалось. В том же году участвовали в конкурсе «Бизнес-Успех», который проводит «Опора России», и стали первыми в номинации «Лучший проект в производственной сфере». Приз «Золотой домкрат» вдохновляет нас до сих пор. После этого конкурса многие о нас узнали, заговорили. Мы действительно в этот год очень хорошо сработали и решили практически все эти деньги вложить в развитие.

— Соответственно, следующий год стал для вас провальным?

— Да, мы его провалили (смеется), зато получили уникальный опыт.

— У компании большая закредитованность?

— Как правило, к сезону мы закупали ткани на кредитные средства. Еще год назад у нас была большая закредитованность. Мы выплачивали кредиты и перед своими инвесторами выполняли обязательства. Но сейчас новые кредиты уже не берем — что называется, начинаем дышать.

— Какой сегодня главный сдерживающий фактор для развития ваших компаний?

— Если касаться вопроса увеличения производственных мощностей, то серьезно ощущается проблема кадров. Самая большая проблема — это нехватка квалифицированных кадров как по работе на самом оборудовании, так и по его обслуживанию и ремонту. Мы в этом направлении ведем работу с вузами и техникумами, а также в школах по профориентации. Школьники приходят к нам на экскурсии знакомиться с производством целыми классами.

— Специалистов из других регионов вы не привлекаете?

— Когда мы запускали производство, приглашали по контракту двух технологов из Санкт-Петербурга. Кроме того, у нас работал технолог из Киргизии. Вообще, это шьющая республика, там очень много хороших специалистов.

— Вы видите необходимость в автоматизации производства или оно вас полностью устраивает?

— Если говорить об автоматизации производства, то здесь требуются инвестиции уже совсем другого порядка. Раскройный комплекс стоит порядка 200 тысяч долларов — сложно даже представить, сколько времени он будет окупаться. Поэтому мы пока занимаемся малой автоматизацией. Конечно, если говорить о современном швейном производстве, то мы, наверное, стоим на самой первой ступени: стремиться есть куда.

— Вы не опасаетесь, что фабрики из Юго-Восточной Азии, у которых есть технологическое преимущество, в один прекрасный момент могут прийти на российский рынок, например, той же самой школьной формы?

— Такой риск есть. Я вполне допускаю, что благодаря крупным игрокам из этих стран, на рынке в летний период может произойти вброс большого количества школьной формы по демпинговым ценам. Даже в июле-августе крупные ретейлеры открывают специальные отделы, где продается только школьная форма. Но дело в том, что мы выпускаем небольшие серии, эксклюзивные коллекции, работаем в тесном контакте с потребителем. Практически мы выполняем заказ корпоративных и частных клиентов.

Сейчас и в России, и за рубежом очень много швейных компаний. Они изготавливают довольно качественные вещи по доступной цене. Поэтому мы много внимания уделяем развитию своей торговой сети. Договариваемся с лучшими поставщиками одежды и дополнительного ассортимента, который сами не выпускаем.

— Свои производственные мощности увеличивать будете?

— Только на 10–15 процентов. Существенное увеличение объемов будет происходить за счет продукции других поставщиков.

«ЛОЗУНГ «ПОКУПАЙ ТАТАРСТАНСКОЕ» РЕАЛЬНО РАБОТАЕТ...»

— Какие тенденции вы могли бы отметить в своей отрасли?

— Сейчас реализация школьной формы идет не только через сеть розничных магазинов, активно развивается торговля через интернет. Мы запланировали запуск интернет-магазина, благодаря которому тоже сможем принимать заказы в режиме онлайн.

— Какая рентабельность швейных производств считается нормальной?

— Хорошим показателем считается 15 процентов. Но мы за счет дополнительного ассортимента свою рентабельность поднимали и повыше.

«Лучше учиться не на своих ошибках, как это делали мы, а у компаний-лидеров в своих областях» «Лучше учиться не на своих ошибках, как это делали мы, а у компаний-лидеров в своих областях»

— Какая-то практическая польза от вашего участия в союзе предпринимателей текстильной и швейной промышленности, в совет которого вы входите, есть? Это профобъединение как-то влияет на выработку стратегических решений в отрасли?

— Союз помог нашему предприятию выйти на рынок школьной формы. Мы члены татарстанского союза. Благодаря его поддержке нас знают и в министерстве образования, в министерстве промышленности, в министерстве экономики. На сессии Госсовета РТ перед принятием закона «Об образовании» была организована выставка-демонстрация школьной формы, выпускаемой татарстанскими фабриками. Нам дают возможность представлять свою продукцию в городах и районах, перед директорами школ на совещаниях. Одним словом, благодаря работе союза предпринимателей лозунг «Покупай татарстанское» реально работает.

— Ваши предприятия пользуются программами поддержки бизнеса по линии министерства экономики?

— Какими-то специфичными программами поддержки мы не пользовались. Например, есть программы, по которым субсидируются затраты на закупку тканей. Но для этого надо закупать ткани у российских производителей. С самого начала нашей деятельности нам очень помогал отдел по поддержке предпринимательства мэрии Набережных Челнов, Торгово-промышленная палата города. Мы обращались, и нам содействовали буквально в решении любого вопроса...

— У вас есть хобби, увлечения?

— У нас очень спортивная семья. Все наши дети, а их четверо, любят спорт, музыку, путешествия. Так как сейчас всем вместе собраться становится все сложнее, то мы выбираем короткие путешествия — это пешие походы в горы или сплавы. Мы любим попеть все вместе под гитару. Вообще, мы открыты всему, что интересно и полезно.

— Дайте нашим читателям три совета, как достичь успеха в бизнесе?

— Во-первых, нужно глубоко знать тему, которой занялся, изучать в своем направлении все, вплоть до самых мелочей. Лучше учиться не на своих ошибках, как это делали мы, а у компаний-лидеров в своих областях. Безусловно, нужно просчитывать все риски и, конечно же, любить своего клиента — быть в высшей степени ориентированным на его запросы и потребности. Надо думать о нем утром, днем и ночью, и тогда успех обязательно придет.