Профессор из Северной Осетии Тамерлан Камболов обратился в ООН с просьбой защитить родные языки народов России. В обращении, направленном специальному докладчику ООН по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов Виктории Таули-Корпус, говорится, что принятый закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“» вносит в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» два принципиальных изменения: первое изменение касается придания русскому языку, наряду с его положением государственного языка РФ, статуса родного языка.

Второе изменение затрагивает статью 14, часть 6, которая в старой редакции была сформулирована следующим образом: «Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации». Указанным выше законом эта часть дополнена предложением следующего содержания: «Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования».

Камболов отмечает, что внесенные в закон поправки уже на этапе обсуждения законопроекта вызвали серьезную обеспокоенность общественности национальных регионов РФ, поскольку их реализация, несомненно, нанесет серьезный удар по перспективам сохранения и развития сотен миноритарных языков России.

«Очевидно, что русский язык действительно является родным для большинства населения РФ, в первую очередь — русского народа. Однако так же бесспорно, что этнокультурные права русского этноса на изучение родного языка полностью удовлетворяются в рамках изучения русского языка как государственного языка РФ, объемы преподавания которого в разы превосходят количество часов на изучение других родных языков народов РФ. Придание же русскому языку статуса родного языка предполагает еще большее увеличение учебного времени на его изучение, которое будет складываться из часов русского языка как государственного и русского языка как родного. Подобное усиление позиций русского языка в системе образования, сопряженное с одновременным введением права выбора родного языка, приведет языки и культуры нерусских народов страны к катастрофе. Это связано с тем, что особенности образовательной системы РФ (практическое отсутствие детских садов и школ с обучением и воспитанием на родных языках народов РФ, обязательность сдачи всеми обучающимися ЕГЭ по русскому языку и всех общеобразовательных предметов — исключительно на русском языке), неизбежно подтолкнут многих родителей нерусских национальностей к тому, чтобы заявить родным языком своих детей именно русский язык, поскольку это позволит увеличить временной объем на изучение их детьми русского языка и, как следствие, повысит их шансы на получение качественного образования и на эффективную социальную самореализацию в будущем. Та же часть родителей, которые выберут в качестве родного языка для своих детей свой этнический язык, поставят их в ущемленное положение в отношении качества освоения русского языка, который они будут изучать только как государственный язык РФ. Соответственно, на выходе из образовательной системы они окажутся менее подготовленными к сдаче ЕГЭ по русскому языку и по другим предметам (на русском языке) и, как следствие, менее конкурентоспособными при поступлении в высшие учебные заведения и. в целом, в социальной жизнедеятельности. Таким образом, миллионы российских граждан, при отсутствии прямого запрета на изучение родных языков, поставлены в объективные условия, вынуждающие отказываться от их изучения. Подобное развитие событий окончательно подорвет социальные позиции родных языков народов страны, большинство из которых и так находится в удручающем состоянии: как известно, все языки народов РФ, кроме русского, находятся в той или иной степени под угрозой исчезновения», — отмечает ученый.

Камболов также обращает внимание на то, что закрепление в принятом законе положением о добровольности изучения государственных языков республик в составе РФ прямо противоречит Основному закону страны. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 68, ч. 2), республики «вправе устанавливать свои государственные языки». Это положение подтверждено и федеральными законами «О языках народов РФ» и «Об образовании». При этом в последнем документе отмечено (глава 1, ст. 6, п. 6), что «вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик».

«В конечном итоге, реализация заложенных в указанном законе принципов образовательно-языковой политики способна привести к разрушению и утрате культурно-языкового разнообразия России, которая, несомненно, является весомой частью мировой духовной сокровищницы», — уверен он. Ученый также напоминает, что обеспокоенность по этому поводу уже выразила большая группа европейских лингвистов в своем Обращении в Госдуму РФ.

«В этой ситуации остается рассчитывать на то, что ООН и, в частности, ЮНЕСКО проявят озабоченность в связи с перспективами возможной утраты значительной доли общечеловеческого культурного наследия и предложат РФ рассмотреть целесообразность усовершенствования и внедрения на более качественном уровне образовательной модели, оправдавшей себя в течение предыдущей четверти века, модели, которая включала в себя национально-региональный компонент, позволявший субъектам страны решать в рамках своих конституционных и законодательных полномочий вопросы образовательно-языковой политики в сфере родных языков и государственных языков республик в соответствии с особенностями языковой ситуации в каждом регионе», — резюмирует ученый.

Стоит отметить, что Генассамблея ООН приняла резолюцию, провозгласившую 2019 год Международным годом языков коренных народов.