В арбитраже разворачивается борьба вокруг бетонного завода — одного из самых крупных производителей на рынке Казани

БИТВА ЗА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА

В арбитраже разворачивается борьба вокруг бетонного завода, самым известным резидентом которого был бренд «Бетон 24». Это один из крупных производителей на рынке Казани. Истцом выступает один из бывших арендаторов — ООО «Производственная Компания „Стройиндустрия“». Как утверждают представители компании, они арендовали базу и инвестировали в оборудование. «Стройиндустрия» требует у АО УК «Файнейшнл Партнерс» (представитель бывшего собственника территории с суваровскими корнями) вернуть имущество на общую сумму в 158 млн рублей. Как прозвучало на заседании, это не что иное, как оборудование для производства железобетонных изделий, которое, по версии истца, находится на территории казанской площадки на улице 3-я Победиловская, 3а.

По публичной кадастровой карте видно, что участок находится в черте Казани, на берегу Волги, недалеко от Отар. Основной участок (16:50:170605:30), на котором находится завод (видно множество небольших объектов и одно большое здание), имеет площадь в 61 тыс. кв. м и кадастровую стоимость в 190 млн рублей.

«Стройиндустрия» принадлежит Марату Хасанову, он же является директором. Ранее компанией владел Айрат Файзрахманов. Фирма довольно внушительная. На конец 2016 года баланс равнялся 338 млн рублей, выручка — 195 млн рублей, а чистая прибыль, как это часто бывает у строителей, почти невидна — 111 тыс. рублей. Но 28 июня компания признана банкротом. Более известен ответчик «Файнейшнл Партнерс». Фирма являлась доверительным управляющим собственников данной площадки и сдавала в аренду площади «Стройиндустрии». Собственно поэтому и идет конфликт: арендатор заявляет, что на территории осталось все оборудование, производственные мощности завода ЖБИ, которые им отказываются отдавать.

«Файнейшнл Партнерс» специализируется на управлении инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Компания зарегистрирована в Казани на улице Петербургской, гендиректором является Елена Михайлова. Кто стоит за АО «Управляющая компания „Файнейшнл Партнерс“», раскрывается на сайте самой компании. Так, с актуальностью на начало июля 2018 года там сообщается, что 74% акций принадлежит Гузель Тришиной, 24,5% — Павлу Алексееву, 1,5% — Гульназ Ибрагимовой. Кроме того, Тришина владеет 1% в УК известного ООО «Роял Тайм Менеджмент», руководимого Рашидом Таймасовым (выходцем из «Сувара»).

Дополнительную подсказку дают судебные документы банкротства «Стройиндустрии». Там «Файнейшнл Партнерс» указывается как доверительный управляющий закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Сувар — фонд недвижимости». Последний в прошлом месяце переименован в закрытый паевой инвестиционный комбинированный фонд «Движение», хотя еще несколько лет назад был замечен в тесных связях с «Суваром» во время несостоявшегося в итоге вхождения в ИнтехБанк. Также, если изучить фирмы, учрежденные «Файнейшнл Партнерс», то видно, что ранее он был соучредителем в таких компаниях, как «Залесный Сити», УК «Казанская Ривьера», ООО «Столичный квартал». Все они, так или иначе, связаны с тем же «Суваром». А согласно выписке из ЕГРН, собственником основного участка под производственной базой был непосредственно сам «Сувар — фонд недвижимости». То есть можно сделать вывод, что и владельцем базы, и управляющим были структуры, близкие к «Сувару».

Насколько «Бетон 24» и «Стройиндустрия» обладают весом на казанском рынке? По мнению президента ассоциации заводов ЖБИ Приволжского федерального округа Юсупа Батдалова, в Казани, в отличие, например, от Челнов или Нижнекамска, нет такого крупного производителя бетона, который мог бы повлиять на ситуацию во всем в городе. В столице Татарстана бетон производит в общей сложности 34 завода, которые могут выпустить максимум по 35–60 тыс. т бетона в год при общей потребности мегаполиса в 700–800 тыс. тонн. Поэтому завод на улице 3-я Победиловская является примерной ровней всем остальным. Очевидно, что при сходе с дистанции какого-то «бетонного» игрока ситуация в целом некритична: остальные легко наращивают мощность, с лихвой закрывая потребности рынка. 

Основной участок, на котором находится завод (видно множество небольших объектов и одно большое здание), имеет площадь в 61 тыс. кв. м и кадастровую стоимость в 190 млн рублейНажмите, чтобы увеличить

«ТО ЕСТЬ У НАС ИДЕТ СПОР, А ВЫ ПРОДАЕТЕ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» присутствовал на одном из заседаний по спору о возврате имущества. Истца представлял директор «Стройиндустрии» Марат Хасанов. Он заявил, что обращался к «Файнейшнл Партнерс» с просьбой провести инвентаризацию на базе и составить фактическую опись имущества, но получил ответ, что директора нет на месте, а этот вопрос может решить только руководство. Сейчас же он не может даже попасть на базу, чтобы проверить сохранность имущества.

Также Хасанов заявил, что список истребуемого имущества составляет около 300 пунктов. В том числе две бетонно-растворные установки, дробильно-сортировочное оборудование и прочее — все, что нужно для производства бетона и изделий из него.

В ответном слове «Файнейшнл Партнерс» признали, что ранее принадлежащие им объекты на данной территории — земельные участки и здания — действительно передавали в аренду «Стройиндустрии». Но на данный момент все объекты имущества им больше не принадлежат. И вот эти объекты, которые раньше арендовал истец, полагая, что там оставил движимое имущество, в настоящее время продано другому лицу — ООО «Современные технологии производства». Затем пошли противоречия: представители компании заявили, что движимое имущество, которое якобы находится в незаконном владении ответчика, более не располагается на территории. Но «Стройиндустрия» возмутилась: «Все это находится на этой территории третьей промбазы, 3-я Победиловская, 3а!»

Суд также неодобрительно отнесся к сделке, совершенной как бы за спиной бывшего арендатора. «То есть у нас идет спор, а вы продаете. Когда вы продали-то? Здорово! 19 февраля открыт спор, 26 апреля продали», — сделал вывод судья. 

Ответчик заявил, что переговоры о продаже шли уже полгода. На замечание судьи, почему об этом не сообщалось суду, представитель ответчика заявила, что ей лично просто об этом известно не было. Она уточнила, что речь идет лишь о продаже недвижимого имущества, право собственности на которое никем не оспаривается.

Но судья указала, что фактически здесь идет злоупотребление правом. «Если истец указывает, что там находится его движимое имущество, то, наверное, нужно было подождать», — заметила она. В итоге ООО «Современные технологии производства» привлечено в качестве третьего лица. Процесс продолжится 2 августа.

Бывшие арендаторы заявляют, что вложились в инфраструктуру бетонного завода. А после расторжения договора аренды владелец, от лица которого выступала компания «Файнейшнл Партнерс» с суваровскими корнями, просто продал базу другому резиденту

«И ПРОДАВЕЦ, И ПОКУПАТЕЛЬ «НЕ ЗАМЕТИЛИ» ОБОРУДОВАНИЯ ЗАВОДА»

Директор «Стройиндустрии» не стал комментировать ситуацию, отметив, что бóльшую часть информации можно найти в открытых источниках. Тем не менее «БИЗНЕС Online» удалось поговорить с источником, знакомым с позицией ООО «Стройиндустрия». Он рассказал предысторию конфликта. Так, до «Стройиндустрии» была компания «Ресурс+», в 2011 году взявшая в аренду территорию завода ЖБИ с планами провести модернизацию производства и наладить выпуск цемента, химдобавок, переработку диатомита. За период аренды компания вложилась в развитие инженерной инфраструктуры: подведены дополнительные мощности по электричеству, установлена новая подстанция, расширена пропускная способность ГРП и получены дополнительные лимиты по газу.

Мощности позволяли производить товарный бетон, но учредители были нацелены на расширение ассортимента: было смонтировано оборудование для производства тонкомолотого цемента, сухих строительных смесей, жидких добавок. Поставлены комплекс сушки песка, новая строительная лаборатория и многое другое. На момент начала споров запустить данное производство не удалось, хотя оно и находилось в высокой степени готовности.

В 2015 году дальнейшее развитие производства было передано новой компании — ПК «Стройиндустрия». Ей же передали в аренду все активы и обязательства перед контрагентами. Также было принято решение передать в аренду производство бетона и ЖБИ стороннему оператору, обладавшему парком необходимой техники, а самим сосредоточиться на производственном направлении. Компания «Бетон 24» арендовала две бетонно-растворные установки и дробильно-сортировочный комплекс по производству бетона. Совместными усилиями с «Бетон 24» проведено утепление одного из корпусов (бетонно-растворной установки) для работы зимой. В итоге на арендуемых в 2014–2017 годах мощностях «Бетон 24» постепенно стал одним из крупнейших производителей бетона в Казани.

Однако в 2017 году по настоятельному требованию арендодателя договор аренды был расторгнут из-за неуплаты ранее принятых обязательств по аренде первоначального съемщика — ООО «Ресурс+». Предложения об учете вложений в инфраструктуру промплощадки (неотделимые улучшения), которые с лихвой перекрывали требования по неоплаченной арендной плате, были отметены. При этом имущество «Стройиндустрии» на общую сумму более 150 млн рублей удерживалось арендодателем и без оформления договорных отношений передано в одностороннем порядке новому арендатору, ООО «Завод ЖБИ» (учредитель — Денис Маркелов). Последнее в течение летнего сезона эксплуатировало оборудование «Стройиндустрии», «завлекая обещаниями о  последующем выкупе оборудования».

Но с завершением сезона интерес к приобретению исчез. В результате «Стройиндустрия» понесла дополнительные прямые и косвенные убытки. При этом все оборудование и имущество осталось на территории базы, на которую представителей компании перестали пускать с октября 2017 года. Ввиду этого «Стройиндустрия» обратилась в суд с требованием о возврате всего оборудования, включая мощности для производства бетона. С другой стороны, полугодичный простой предприятия с потерей «кормящего весь год» летнего сезона привел к банкротству самой «Стройиндустрии». Инициатором стали структуры «Сувара», выкупившие долги компании у одного из ЧОПов. В результате этого на улице оказались более 30 человек, занимавшихся монтажом нового оборудования.

Тогда же стало известно о продаже площадки ООО «Современные технологии производства», аффилированного с «Бетон 24». «Продав территорию базы (здания и землю), и продавец, и покупатель „не заметили“ находящихся на земле и внутри зданий бетоносмесительных узлов, дробильно-сортировочного оборудования, кранов, производственных линий и прочего», — возмущен собеседник «БИЗНЕС Online». «„Современные технологии производства“ уже приступили к эксплуатации части оборудования. А ведь некоторые единицы являются особо опасными объектами по градации Ростехнадзора. Каким образом, на основании каких документов может вестись эксплуатация чужого оборудования, часть из которого находится в залоге, для нас является загадкой», — подытожил собеседник.

Также источник обращает внимание на то, что конкурсный управляющий объявил о наличии признаков преднамеренного банкротства «Стройиндустрии», хотя банкротство было инициировано со стороны — структурами «Сувара». «Люди вложили деньги, компанию банкротят, как еще же сопротивляться и пытаться вернуть оборудование, как не подавая иски?» — добавляет собеседник «БИЗНЕС Online». 

Список истребуемого имущества составляет около 300 пунктов, в том числе две бетонно-растворные установки, дробильно-сортировочное оборудование и прочее — все, что нужно для производства бетона и изделий из него

БАНКРОТСТВО «СТРОЙИНДУСТРИИ»

Итак, в конце июня сама «Стройиндустрия» была признана банкротом. В судебном акте указывается, что в реестр кредиторов включено три кредитора с общей суммой требований в 13,7 млн рублей. Исполняющим обязанности конкурсного управляющего назначен Игорь Карасев. Со ссылкой на данные бухгалтерского баланса указывается, что на 2017 год активы составляли 166 млн рублей. Из них основные средства — 131 млн рублей. Если обратиться к картотеке «Стройиндустрии», то видно, что к ней есть еще ряд крупных претензий, часть которых еще не рассмотрена. Из каких оснований вытекают требования — долги подрядчикам, займы или долги перед инвесторами — пока непонятно. «Файнейшнл Партнерс» как доверительный управляющий ЗПИФ «Сувар — фонд недвижимости» предъявил претензии на 10 млн рублей. Это требование еще рассматривается, а предыдущее требование на 1,3 млн рублей уже включено в реестр.

Суд отказал включать в реестр кредиторов крупнейшего истца — ООО «Вектор-недвижимость»  (учредитель — Ринат Курамшин) — с требованиями в размере 95 млн рублей. Претензии были связаны еще с покупкой оборудования «Стройиндустрии» у ООО «Висмут» в середине 2015 года. Суд пришел к выводу, что требования ранее были удовлетворены путем зачета встречного однородного требования. 

Также есть ряд крупных частных потенциальных кредиторов, которые еще находятся на рассмотрении. В частности, Андрей Маруллин требует включить в реестр свои требования на 53 млн рублей, Айрат Файзрахманов (экс-учредитель «Стройиндустрии», видимо, вложившийся в предприятие) —  на 76 млн рублей, Ленар Гимадуллин претендует на 7,8 млн рублей. Все вышеперечисленные персоны — не особо публичные.

 Сейчас истец не может даже попасть на базу, чтобы проверить сохранность имущества

«ТЕРРИТОРИЮ АРЕНДОВАЛО НЕСКОЛЬКО КОМПАНИЙ, ЧУЖОГО ОБОРУДОВАНИЯ ТАМ НЕТ»

Новый собственник площадей —  ООО «Современные технологии производства». По данным базы «Контур.Фокус», компания создана три месяца назад, зарегистрирована в Казани и принадлежит Юрию Бужину. Обращает внимание, что вторая запись в базе свидетельствует о том, что ранее он был соучредителем ООО «Бетон 24», ныне находящегося в процессе реорганизации. Напомним, что завод «Бетон 24» также находился по адресу базы, где стоит якобы оборудование «Стройиндустрии».

На начало 2014 года «Бетон 24» имел внушительную выручку — 207 млн рублей, однако к концу 2016 года происходит резкое снижение — до нуля. Впрочем, в декабре 2016 года было создано одноименное ООО «Бетон 24», в котором Бужин является уже стопроцентным владельцем. 

В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» новый собственник площадей — ООО «Современные технологии производства» — вкратце дал свое видение ситуации: «Ранее на указанной территории осуществляло производственную деятельность на праве аренды несколько предприятий, у каждого из которых имелось необходимое для деятельности оборудование. После освобождения арендаторами данной территории производственная деятельность там не велась. ООО „Современные технологии производства“ приобрело производственную базу в апреле 2018 года. В состав приобретенного имущества вошли нежилые здания и земельные участки. Производственная база была приобретена с целью осуществления на указанной территории деятельности по производству бетона. В настоящее время данная территория оснащена оборудованием, необходимым для осуществления указанной деятельности. Выпуском железобетонных изделий мы не занимаемся. Чужого оборудования на нашей территории не имеется и не было изначально. При этом у нас имеются сомнения относительно позиции ООО „ПК „Стройиндустрия“, поскольку на сегодняшний день в материалах судебного дела отсутствуют какие-либо достоверные доказательства, подтверждающие их позицию. Согласно материалам банкротного дела коэффициент платежеспособности ООО „ПК „Стройиндустрия“ указывает на то, что им необходимо 8 лет для погашения текущей кредиторской задолженности. При этом немаловажно отметить, что по результатам проведения анализа признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, проведенного в процедуре наблюдения, арбитражным управляющим были сделаны выводы о наличии признаков преднамеренного банкротства. Поэтому, по нашему мнению, иск мог быть заявлен руководством банкрота с целью введения его кредиторов в заблуждение и сокрытия реальных обстоятельств, подтверждающих растрату имущества общества».

На момент публикации ответа от «Файнейшнл Партнерс» не поступило. Узнать позицию ГК «Сувар», несмотря на ряд попыток, не удалось.