Встреча у скелета «свеевского» дома №3 из состава ЖК «Золотая середина» была неформальной и, по ощущениям, очень теплой Встреча у скелета свеевского дома №3 из состава ЖК «Золотая середина» была неформальной и, по ощущениям, очень теплой Фото: Дмитрий Катаргин

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА НА ЧЕТАЕВА: ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ФПД

Первый выход «в народ» предпринял исполнительный директор фонда поддержки дольщиков (ФПД) Иван Новиков. Встреча у скелета свеевского дома №3 из состава ЖК «Золотая середина» была неформальной и, по ощущениям, очень теплой, практически домашней — не хватало разве что чайных посиделок.

Пообщаться пришли, по оценкам корреспондента «БИЗНЕС Online», около полусотни человек. Само собой, это не все хозяева: в этом доме 252 квартиры, некоторые держатели договоров долевого участия (ДДУ) давно уж за границей, но проблема от этого не становится менее острой. Застройщик, как однажды прозвучало на совещании у президента РТ Рустама Минниханова, выполнил здесь фиктивные геологические изыскания. Это было установлено в ходе следствия по делу главы «Свея» Рашида Аитова. И теперь судьба объекта непонятна: окончательный проект дома не готов. Будут ли сокращать ему хотя и не построенные, но уже проданные 9 этажей сверх разрешенных 9, будет ли он переменной высотности, еще неизвестно. А дольщики уже устали ждать — и есть такие, кто готов согласиться на предложение отказаться от прав на квартиры и получить обратно деньги.

Новиков объяснил предложение, которое в настоящее время только рассматривает ФПД. Собственно, ранее его озвучивала официальный представитель Кремля Лилия Галимова. В соответствии с законом №218-ФЗ фонд может выкупить права требования на жилые помещения. Это касается только физлиц, предупредил он. Юрлица и предприниматели находятся за рамками госпомощи — такова мысль федерального законодателя, по этому же пути идут и в ФПД. Выкуп у граждан будет идти по средней стоимости одного квадратного метра по региону на дату приобретения жилья, но не выше цены, прописанной в ДДУ. Стоимость эта зафиксирована статистикой Росстата.

«Допустим, вы купили в 2014 году, — разъяснял Новиков. — По данным Росстата на эту дату, средняя стоимость — 40 тысяч рублей. У вас квартира 40 квадратных метров — значит, вы получите 1,6 миллиона».

«Я заплатил 2 миллиона, а получу 1,4, — быстро подсчитал про себя один из дольщиков. — А метр сейчас уже 80 тысяч стоит!»

«Надо чтобы не по средней стоимости деньги возвращали, а по ДДУ!» — заявила одна из женщин. «Не надо по ДДУ!» — тут же возразила ей вторая. Новиков примирил всех.

«Если мы пойдем по пути, который отличается от федерального законодательства, у контролирующих органов появятся к нам вопросы: а почему вы решили больше сделать?» — объяснил директор фонда. Он отправил публику почитать закон №218-ФЗ — там, кстати, еще и ограничивается метраж, который таким образом может выкупить фонд: не выше 120 кв. м в одном доме у одного дольщика...

Одна из женщин, тоже, видимо, прикинув, что к чему, тут же озадачила Новикова вопросом: когда он отдаст деньги, если она напишет заявление? Директор ФПД ответил: если все документы будут в порядке и у фонда будут возможности, то за 14 дней. «А по закону 10!» — парировала дольщица. Видимо, 4 дня ожидания после трехлетнего «кукования» у этого «домоскелета» просто невтерпеж. «Откуда вы взяли 10 дней?» — удивлялся Новиков. Ответ его тонул в обсуждениях среди толпы.

Всех интересовал срок: когда, когда же могут начаться выплаты? Но со сроками пока ясности нет. Необходимо собрать информацию — сколько есть желающих, хватит ли средств. Если не хватит — их надо найти.

Но в любом случае, если будет принято соответствующее решение и согласованы все параметры, до конца года какие-то выплаты должны быть, заметил директор фонда. «Все это сугубо добровольно! — неоднократно подчеркивал Новиков. — Даже если вы соглашаетесь на выкуп, отказаться можно будет практически в любой момент до заключения и регистрации договора».

Окончательный проект дома не готов: будут ли сокращать хотя и не построенные, но уже проданные 9 этажей сверх разрешенных 9, будет ли переменная высотность, — еще неизвестно Окончательный проект дома не готов: будут ли сокращать хотя и не построенные, но уже проданные 9 этажей сверх разрешенных, будет ли переменная высотность, еще неизвестно Фото: Дмитрий Катаргин

В «ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЕ» ЖДУТ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖЕЛАЮЩИХ НА ВЫКУП

Фонд сейчас, напомним, располагает не такой уж большой суммой денег — есть 130 млн рублей. Сколько дольщиков может получить выплаты? Ну 50–60 человек от силы — и все! Между тем выкупная программа действует для всех объектов-долгостроев республики. Просто в домах «Золотой середины» самая острая ситуация. Напомним, по решению суда дом №6 должен быть «обрезан» на уровне 9 этажей — и вдобавок снесен один из подъездов. Суды еще идут, но кто его знает, чем закончатся... А там везде есть дольщики!

«Мы рассматриваем возможность изыскать дополнительные средства для этих свеевских домов, чтобы снять социальную напряженность, — объяснил Новиков корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — По предварительным оценкам, здесь будет больше всего желающих. На других объектах виден свет в конце туннеля — есть сроки достройки, где-то есть решение по финансированию. Но здесь все пока стоит, а у некоторых людей просто нет сил ждать».

«А если произвести зачет? — предложил кто-то из дольщиков. — У меня вот квартира на этаже под снос, а вы мне предложите квартиру ниже. А тому хозяину выплатите деньги, если он ждать не хочет, и купите квартиру подешевле!» Новиков поначалу идею отмел — сложная схема, возможно ли это, ведь та же прокуратура спросит, а почему квартирой, почему подешевле-подороже. Но автор идеи настаивал: а что такого-то, все довольны... И директор ФПД, подумав, ответил: предложение, может быть, и здравое, надо посмотреть, можно ли его реализовать.

Вообще, все предложения, а также согласие об участии в программе выкупа можно отправить на электронную почту фонда fondpdrt@gmail.com.

Первый выход «в народ» предпринял исполнительный директор Фонда поддержки дольщиков Иван Новиков Новиков терпеливо объяснял всем желающим их личные частности, не уходя до тех пор, пока люди не начали покидать площадку импровизированной встречи Фото: Дмитрий Катаргин

«ВАМ ХОТЬ СТОЛ-ТО ДАЛИ? КАБИНЕТ ЕСТЬ?»

«А куда приходить-то? Прийти к вам можно?» — вопрошали из толпы. По словам Новикова, офис фонда располагается по улице Калинина, однако прием граждан пока не ведется. «Сейчас мы потихоньку организовываемся, закупаем мебель, технику, набираем штат сотрудников», — объяснил он.

«Вам хоть стул-то дали, стол?»  — подкалывали дольщики. Атмосфера складывалась — хоть на чай приглашай... Директор улыбался — пока идет становление организации. Все будет! Вообще же, коммуникация, по мысли ФПД, должна идти через инициативные группы, ведь лично отвечать тысячам дольщиков скромный штат фонда не в состоянии.

«Иван, когда будет известно, сколько этажей будет в третьем доме?» — спросил один из участников собрания. «И когда будет проект?» — спрашивали дольщики. Проектировщики «Татинвестгражданпроекта» работают, в ближайшее время ожидается получение решения по этажности в доме, ответил директор ФПД.  

Главный вопрос, по сути, уже обсудили — пошли частности. Что если платили маткапиталом, кому достанутся деньги, если успели развестись с женой или мужем... Седой уже мужчина спросил, как быть: он охранял тут территорию, «Свей» расплатился квартирой, и ему пришлось брать кредиты, чтобы заплатить непосредственным охранникам, а теперь все как снежный ком: проценты, долги. Увы — и тут закон неумолим, объяснял Новиков. «Я могу вас понять, у вас сложная ситуация, — говорил он, а владелец ЧОПа кивал — мол, да, я ж потерпевший. — Но как я могу пойти вам навстречу, если вы юрлицо? Вы же понимаете, что виноват-то один человек в этом всем...»

«Не, не один! — загудели активисты. — Аитову не дали строить, стройку остановили!» А кто контролировал стройку, кто проморгал свеевские вознесения с 9 до 18 этажей? Конечно, чиновники! «Расстрелять весь исполком — они не отследили!» — доносилось из толпы. Сам Аитов, похоже, в их глазах просто неудавшийся бизнесмен, с кем не бывает. «Ну не к нему вопрос, не к директору фонда — он нам помочь хочет!» — защищали Новикова, к которому вопрос «Кто виноват?» никак не относится. Он теперь может лишь попытаться ответить на вопрос «Что делать?».

«Поднимите руки, кто здесь из присутствующих согласен [на выплаты]!» — раздалось из импровизированного «президиума». Взметнулся лес рук — наверное, согласны были до половины присутствовавших. Этим импровизированным голосованием и закончилось собрание — дальше начались какие-то частные вопросы. Толпа еще не расходилась, но дольщики уже начали обсуждать что угодно — вплоть до летних ягодно-огуречных заготовок. А Новиков терпеливо объяснял на пальцах всем желающим их личные частности, не уходя до тех пор, пока люди потихоньку не начали, наконец, покидать площадку импровизированной встречи.

Фонд сейчас располагает не такой уж большой суммой денег — есть 130 млн рублей. Сколько дольщиков может получить выплаты? Фото: Дмитрий Катаргин

«ЛИЧНО Я ЧУВСТВУЮ, ЧТО НАС СНОВА ХОТЯТ ОБМАНУТЬ! НАШИ КВАРТИРЫ СЕЙЧАС СТОИЛИ БЫ 75–80 ТЫСЯЧ, А ФОНД ПРЕДЛАГАЕТ 35–40»

Тезис про чиновников, «проспавших» игрища Аитова с этажностью своих «гнездышек», дольщики на следующий же день продолжили в Московском райсуде Казани. Напомним, здесь продолжается исследование материалов уголовного дела в отношении Аитова.

Один из потерпевших обратился к корреспонденту «БИЗНЕС Online». «Журналистов почему-то не было, когда в суде допрашивали представителей исполкома Казани и Росреестра, — начал мужчина, отказавшийся представиться. — А ведь они должны сейчас быть на скамье подсудимых вместе с Аитовым: исполком выдавал компании „Свей“ разрешения на строительство, а Росреестр их регистрировал. Разве не так?»

Обманутый дольщик уверен, что процесс над Аитовым просто политический. С его слов, изначально в деле фигурировали одни показания представителей Росреестра, однако в суде они изменились. Потерпевший поделился беспокойством по поводу предложений ФПД: «Сейчас фонд обманутых дольщиков предлагает нам продать свои квартиры по цене от 35 до 40 тысяч рублей, хотя их нынешняя стоимость — 75–80 тысяч рублей за квадратный метр. Лично я чувствую, что нас опять хотят обвести вокруг пальца. Снова затеяли какую-то аферу!»

Судя по тональности собеседника, он хоть и сочувствует Аитову, но не оправдывает его. Дольщик, потерявший, по его словам, 3 млн рублей, уверен, что и местная власть, и федеральные структуры (Росреестр) не могли не знать, что у Аитова, который 19 лет строил в Казани жилье, были проблемы.

«А теперь суд прикрывает чиновников и Росреестр, иначе я это назвать не могу», — заявил мужчина.

Аитов выглядел как человек, у которого проблемы со сном. Уставшее лицо, мешки под глазами, потухший и отрешенный взгляд Аитов выглядел как человек, у которого проблемы со сном: уставшее лицо, мешки под глазами, потухший и отрешенный взгляд Фото: Виталий Папилкин

ИЗ ЗАЛА СУДА: ИЗМУЧЕННЫЙ АИТОВ И ЧТО ИЗЪЯЛИ В ОФИСЕ «СВЕЯ»

Самих дольщиков и прессу в тесный зал судебных заседаний пустили только после того, как конвой доставил подсудимого. Никакого ажиотажа, который наблюдался в самом начале рассмотрения уголовного дела, когда на процесс приходили полсотни потерпевших, уже нет: ну сколько можно... На этот раз компанию судье Нурие Залялиевой и прокурору Наилю Уразбаеву составляли два адвоката, два конвоира и три обманутых дольщика, а также почти незаметный секретарь суда.

Аитов выглядел как человек, у которого проблемы со сном: уставшее лицо, мешки под глазами, потухший и отрешенный взгляд. Он сидел в клетке, скрестив руки, и тяжело дышал. На его белой застиранной футболке можно было угадать очертания Нью-Йорка. Защитники Аитова, напротив, оказались в хорошем расположении духа: свежие и бодрые, с отменным цветом лица и безупречным маникюром. Мужчины улыбались, о чем-то тихо переговариваясь друг с другом.

Гособвинитель Наиль Уразбаев начал с 49-го тома. Всего в этом уголовном деле их 170. Тихо, почти шепотом он принялся зачитывать материалы дела.

Адвокат Руслан Игнатьев попросил читать погромче, но тот в ответ только развел руками. «Пусть читает, как получится. Человек после болезни», — пояснила судья. За полтора часа Уразбаев осилил несколько томов. В основном в материалах дела фигурировали протоколы выемки документов в офисах Аитова, которую силовики проводили в разное время, а также итоги обысков у гендиректора компании «Свей», кроме того, результаты осмотра строительного участка по адресу г. Казань, ул. Чистопольская, 69.

«В ходе обыска 21 сентября 2009 года изъят журнал разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Всего 96 листов, — монотонно читал Уразбаев. — Далее: протокол обыска от 28 сентября 2015 года, в ходе которого изъята папка зеленого цвета... Все указанные документы были упакованы в одну большую картонную коробку».

Сам Аитов слушал прокурора без интереса. Лишь изредка он доставал то один платок — для очков, то второй — носовой, чтобы вытереть лицо.

За полчаса до полудня судья остановила государственного обвинителя, сказав, что на сегодня хватит.

«Что поделать? — словно оправдывался тот перед адвокатами и обманутыми дольщиками. — Совсем не читать материалы дела я не могу».

Очередное судебное заседание по делу Аитова состоится в понедельник, 30 июля.