Фильм казанского режиссера, сценариста и продюсера Алексея Барыкина «Осанна» посвящен жизни Елизаветы Федоровны Романовой — сестры последней русской императрицы

«КТО ВИПЕЕ, КТО НЕ ОЧЕНЬ»

Тот, кто спускался в холл кинотеатра «Синема 5» вечером 18 июля, никак не мог понять, что за блокбастер в это мертвое — с киношной точки зрения — время собрал столько народу. Перед кассами толпились люди, среди которых можно было увидеть и священнослужителей. Около 300 человек кое-как рассадили в два кинозала. Все они пришли на премьеру фильма казанского режиссера, сценариста и продюсера Алексея Барыкина «Осанна», посвященного жизни Елизаветы Федоровны Романовой — сестры последней русской императрицы. Билеты на премьеру раздавали бесплатно — это позиция мецената Андрея Колмакова, который и выделил деньги на производство картины: на «Осанне» нельзя зарабатывать, и чем больше людей увидят эту работу, тем лучше.

Занятно, но для просмотра сформировалось два зала: большой для, что называется, простых людей, а другой — для привилегированных. В первом напутственное слово сказал настоятель Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк, во втором — митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. «Когда подходил к кинотеатру, встретил много своих друзей, значимых фигур Татарстана, — отметил Владыка, обращаясь к аудитории. — Вы не обижайтесь на меня, это VIP-зал, вы все VIP'ы. И кто випее, кто не очень, не хочу никого обидеть. Я не буду вас называть по именам. Очень радостно, что вы пришли на просмотр этого фильма».

Среди высокопоставленных гостей можно было заметить руководителя исполкома Казани Дениса Калинкина, главу УФМС по РТ Артема Кузнецова, бывшего главу ЦИК РТ Анатолия Фомина, гендиректора «Связинвестнефтехима» и обладателя большой коллекции икон Валерия Сорокина, а также деятелей культуры — директора «ТатарКино» Миляушу Айтуганову, режиссера Ильдара Ягафарова, худрука Качаловского театра Александра Славутского и других.

Митрополит Феофан: «Целая государственная машина почти век стирала из народной памяти эту трагедию. Но правду убить нельзя. Можно убить тело — остается дух»
Фото: Олег Платонов

«Осанна» рассказывает о жизни Елизаветы Федоровны. Внучка королевы Виктории, красивейшая женщина своего времени, она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича. После убийства мужа в 1905 году (убит боевой организацией эсеровприм. ред.) она занялась благотворительностью, основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве, а 18 июля 1918 году была убита большевиками — сброшена в шахту в Алапаевске. Позже Елизавета Федоровна была канонизирована православной церковью. Вот почему создателям картины важно было устроить премьеру именно в этот день, когда исполнилось 100 лет со дня трагедии. Картину в этот день показали и в Екатеринбурге. А народная артистка России, балерина Илзе Лиепа, исполнившая одну из главных ролей, представила картину в Алапаевске.

Главные роли в фильме также исполнили известные киноактеры — Александр Михайлов и Андрей Мерзликин. По сценарию, Михайлов рассказывал про те события, которые были до революции, и, если можно так сказать, представлял «светлого» рассказчика, а Мерзликин говорил про то, что было связано с государственным переворотом, и образ его героя был как бы не самым приятным. Кстати, духовник актера поначалу запретил ему сниматься у Барыкина, несмотря на то, что герои, которых приходилось играть Мерзликину в других картинах, были куда более неприглядными. И режиссеру пришлось уговаривать духовника, чтобы тот дал благословение. В итоге в сценарии пришлось менять несколько фраз, и в конце фильма актер произносит: «Аминь».

По словам Барыкина, работы начинались сразу после скандала, связанного с фильмом «Матильда». Нужны были гарантии, что команда сделает свою работу достойно, что не подставит, не представит все в черном цвете
Фото: Олег Платонов

«С КАЖДЫМ КАДРОМ ЧУВСТВУЕШЬ, ЧТО ИДЕШЬ ПО ГРАНИ»

«За некоторые темы очень опасно браться, — говорит Барыкин. — Тут вообще с Господом Богом имеешь дело. Лучше его не прогневить тем, что сделаешь это недостойно. Вроде передаешь то, как тебе чудятся эти события, а на самом деле было не так. Тут нужно было подойти к работе очень четко. Видите, какая болезненная тема. Вспомните „Матильду“. Уж нельзя было сказать, что героиня была показана так ужасно. Но тема настолько больная, что некоторых людей чуть царапнешь — сразу им становится больно и эмоционально. С каждым словом, с каждым кадром ты чувствуешь, что идешь по грани».

По словам Барыкина, работы начинались сразу после скандала, связанного с фильмом «Матильда». И запустить этот проект было очень трудно. Нужны гарантии, что команда сделает свою работу достойно, что не подставит, не представит в черном цвете этих людей. Это касалось и актеров. Лиепа, к примеру, несколько раз срывала съемки, потому что создатели картины, по ее мнению, рассказывали историю не так, как она ее чувствовала. В общем, по словам режиссера, двадцать к одному было, что проект не дойдет до своего финала. Однако все получилось. Большой вклад в сбор исторического материала внесло Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество, которое изучает эту тему. Отметим, что звезды получили неплохой по казанским меркам гонорар, однако, проработав три-пять съемочных дней, они заработали столько, сколько зарабатывают за сутки в Москве.


Кино смотрится на одном дыхании. Эффект этот во многом достигается за счет документальности и художественного изложения. Никаких тебе скучных «говорящих» голов уважаемых экспертов, все на основе фотографий, документов и редких кадров кинематографии, права на которые находятся в открытом доступе. Однако, саму «картинку» тех лет оказалось найти не так то и просто. Естественно, большое внимание в фильме уделяется пребыванию Елизаветы Федоровны в Казани и ее вкладу в обустройство собора на месте явления Казанской иконы Богородицы. Как известно, этот храм сегодня восстанавливается и скоро будет открыт для прихожан.

Билеты на премьеру раздавали бесплатно — это позиция мецената Андрея Колмакова, который и выделил деньги на производство картины
Фото: Олег Платонов

После того как на экране прошли длинные титры и прозвучали продолжительные аплодисменты, в зале воцарилась тишина, поскольку экран погас, а свет не включили. Тогда Феофан не растерялся и взял инициативу на себя. Воспользовавшись случаем, он в полной темноте еще раз поделился своими эмоциями: «Удивительное состояние печали и надежды остается после просмотра картины. Мы вновь обращаемся к этим страшным страницам в истории Отечества. Неужели это могли сделать наши люди? Неужели подобные поступки возможны для людей, называющих себя просвещенными? Неужели это делалось во благо кого-то и чего-то?.. С одной стороны, целая государственная машина почти век стирала из народной памяти эту трагедию. Но правду убить нельзя. Можно убить тело — остается дух. Это хороший пример к тому, к чему мы придем, если будем поддерживать некие силы, стремящиеся вновь раздуть водоворот ненависти. Я хочу поблагодарить и Андрея Колмакова, и Алексея Барыкина, и всю творческую команду. Такие проекты, носящие нравственный характер, легко не рождаются. Я это лично знаю. Я благодарю за ваш подвиг, жертвенность и за вашу режиссуру».

Владыка пообещал поспособствовать тому, чтобы картина пошла в эфир федеральных каналов. Но, похоже, Феофан немного запоздал — кино уже попало в ротацию телеканалов «Спас», Союз» и «ТНВ». «Осанна» будет идти по этим каналам в течение года. По сути, можно было бы продать права телеканалу «Россия» и тем самым «отбить» все деньги, но тогда право показа будет принадлежать исключительно телеканалу и он не позволит уже вот так, в свободном формате, демонстрировать фильм. Поэтому создатели картины по настоянию Колмакова решили отказаться от этой затеи. Сам меценат сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что на примете у него есть еще пара проектов и, вполне возможно, один из них вновь может быть связан с Барыкиным.