КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЁТЧИК РАССКАЗАЛ «БИЗНЕС ONLINE» ОБ ИРАНЕ, КАКИМ МЫ ЕГО НЕ ЗНАЕМ

Глава гражданской авиации Ирана Реза Нахджавани на днях уничижительно высказался о самолетах «Ту» - дескать, правильно отказались от них, раз даже президент России свой «борт» раскритиковал. Заявление, тем не менее, довольно неожиданное – Иран десятилетиями эксплуатировал технику советского-российского производства. Хотя… Чему удивляться после выпадов руководства РФ в адрес Ирана?.. А как в Иране относятся к России? Насколько правдива получаемая нами через СМИ информация об этой стране? Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал казанский вертолётчик, работавший в Иране.

ТЕХНИКА И ПОЛИТИКА

Для начала всё-таки кое-что по сути высказываний иранского чиновника. Глава гражданской авиации Реза Нахджавани заявил, что недавняя критика президентом России Дмитрием Медведевым самолётов российского производства - ещё одно подтверждение правильности решения Ирана о выведении из авиапарка страны самолетов «Туполев» с февраля этого года (напомним, после ряда катастроф Иран отказался от эксплуатации Ту-154). Нахджавани многозначительно отметил, что в гражданской авиации страны произошли изменения, которые получили одобрение инспекторов международной организации гражданской авиации. К числу важных реформ относится отказ от использования самолётов марки «Туполев» в связи с техническими неисправностями у них, которые приводят к катастрофам, сообщает агентство Iran.ru. При этом чиновник напомнил, что на днях российский президент подверг резкой критике самолет Ту-214.

«БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать высказывания главы иранской гражданской авиации директора казанского филиала ОАО «Туполев» Эдуарда Соркина. Он был краток, но довольно эмоционален: «Что ж, пусть «Боинги» покупают… А он знает, что произошло с президентским Ту-214?! И вы знаете? Медведев одними намеками говорил, ничего конкретного. А то, что потом в прессе было, это полный бред!.. Есть политика и есть техника. Вот мы техникой занимаемся, и могу сказать, что нормальные самолёты делаем, не хуже «Боингов», но - в таких условиях, что не дай Бог... Иранцы много летали на Ту-154 – самом надежном самолёте в своем классе. Это всем известно, это статистика. И по технике к нам никогда вопросов не было. Но самолеты-то уже старые. Да и… Разве вы не видите, что кругом происходит?!»

Иранский Ту-154

 

У ПУТИНА ПРЕТЕНЗИЙ НЕ БЫЛО

Другие официальные органы, к которым «БИЗНЕС Online» обращалась за разъяснениями, при всей своей заинтересованности в объективном освещении вопроса, комментировать ситуацию отказались. В таком случае правомерно обратиться к блогосфере, где, похоже, осведомлённые люди обсуждают заявления президента РФ и даже фото выкладывают. Кое-что проясняет следующая запись:

«Борт №17 Ту214ПУ в октябре был СДАН комиссии на КАПО с участием, естественно, представителей администрации и специального лётного отряда. То есть завод и фирма свои обязательства выполнили… Когда на нём полетел президент, ему не понравилось то, что не работала в полной мере развлекаловка на самолёте, подтекала вода в туалете и, как ему показалось, был какой-то аномальный шум в кабинете главного пассажира. Самолёт вернули на доработку, но администрация (президента РФ, авт.) потребовала крови, и на закланье был отдан Шевчук (генеральный конструктор ОАО «Туполев», авт.). Об этом не говорят, но перед новым годом вышел приказ Бобрышева (президент «Туполева») об увольнении Шевчука, его просто не обнародовали. А он взял и на день рождения Бобрышева умер (скончался 7 января 2011 года, авт.). Кстати, говорят на этом борту перед Медведевым летал Путин, у него претензий не было...

 Ту-214ПУ

По шуму - самолёт разобрали до нуля, препарировали, испытывали, но причину шума не нашли. Уровень его был такой, что никто не обращал на него внимания… В общем, собрали самолет и будут повторно предъявлять, наверное, недостатков-то никаких нет. Другой самолёт, борт № 20, был сдан в конце марта и перегнан во Внуково, президент на нём не летал, там только технические рейсы начали. При буксировке по полосе тягач неудачными действиями свернул самолёту носовую стойку шасси. Всё, что нужно, привезли из Казани».

В ГОРАХ ПОЛИВАЮТ ДЕРЕВЬЯ

Напомним, что ещё два года назад Иран намеревался закупить сотню Ту-204, Ту-214 и Ту-334, а потом и вовсе наладить у себя их лицензионное производство. Эти машины должны были заменить старые иранские Airbus, Boeing и Ту-154. «Тушек» в Иране по некоторым данным было до двух десятков, причём многие из них были закуплены изрядно подержанными в СНГ. Но сегодня непонятно, будут ли «Ту» и у самой России…

Нашей авиатехники в Иране всегда было немало, а особым почтением в этой стране пользуются вертолёты семейства Ми-17. Вертолётчику Сергею Степанову (сегодня он - ведущий инженер отдела технических средств обучения КГТУ им. Туполева) довелось обучать лётному мастерству пилотов иранских Ми-171. Для этого в 2001 году его командировали в Иран.

- Сергей Яковлевич, какое представление у вас было об Иране перед поездкой?

- Отсталая, зачуханная, агрессивная страна. В Шереметьево при посадке в иранский самолет наши переводчицы сразу повязали платочки (в их контракте было прописано, что одежда должна соответствовать местным нормам, от мужчин такого не требовали), все как-то сразу подобрались, притихли. Ну, всё, думаю, начинается, отправляемся в ад.

- Я так понимаю, мнение это скоро изменилось…

- Достаточно было увидеть Тегеран. Я в своё время облетал всю Москву, так вот, Тегеран нисколько не меньше, только расположен в горах и несравненно чище, хотя в городе тоже настоящий строительный бум. К природе там относятся крайне бережно, тщательно ухаживают за травой, деревьями, даже в горах! Ещё бы, ведь естественная зелень только в прибрежной зоне. У Каспийского моря - буйная растительность, живность, птиц просто миллиарды. Урожай там снимают несколько раз в год. Летишь над сельскохозяйственными угодьями, пастбищами - везде идеальный порядок. И очень красивые прибрежные города. Дальше - горная гряда, через которую пробито много тоннелей. И что меня поразило - на всех горных дорогах есть освещение! И все дороги, конечно, очень хорошие, но – платные. Впрочем, цена чисто символическая, а государственному транспорту издержки компенсируют.

Вода в Тегеран поступает из горного водохранилища, куда она собирается, в том числе, и по вырубленным в скалах протокам для тающего снега и льда. Вода - чистейшая и очень вкусная, никакой хлорки, пили без всякого кипячения, просто из крана.

 Российские вертолетчики в Иране, Сергей Степанов - третий справа

 

ЗА СКВЕРНОСЛОВИЕ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНАМ

- Какой там уровень жизни?

- Иранцы - люди работящие. Средняя зарплата в стране - 300 долларов, но лётный состав, конечно, получал раза в три-четыре больше. При этом цены на все намного ниже, чем в России. Интересно, что в Иране разрешено многоженство, но ни у одного из моих знакомых иранцев не было больше одной жены. Во-первых, это нетипично для страны. А, во-вторых, для этого надо быть зажиточным человеком: хочешь завести ещё одну жену, должен доказать, что твоя годовая зарплата не менее 20 тысяч долларов. А какие девушки там красивые! Кстати, женщины очень политически активны и настроены весьма решительно и революционно. В семье, как правило, трое-четверо детей, которых иранцы очень любят. Один раз директор авиакомпании, в которой мы работали, устроил ознакомительный полёт для жен и детей лётного состава - чтобы знали, чем их мужья и отцы занимаются. Девочки и мальчики были в восторге.

За три месяца, что я был в Иране, видел только троих побирающихся, да и то двое из них были афганцы. Было заметно, что и для прохожих это непривычное зрелище. Попрошайничать и подавать милостыню категорически запрещено. Для тех же, кто хочет помочь бедным, на улицах установлено что-то вроде почтовых ящиков в виде сложенных бело-синих ладоней - опускай любую сумму. А если подашь нищему - до двадцати палок. Пятьдесят получишь за употребление алкоголя, за наркотики - семьдесят, полагается кара и за сквернословие, и за неправильное отношение к женщинам. Наказание приводится в исполнение в четверг на лобном месте, и бьют как положено. К слову, спиртного вообще нигде не продают, только слабенькое, типа кваса, пиво. А вот безалкогольных напитков - сколько угодно. Прямо при вас сделают сок из дыни, арбуза, граната, банана, винограда - из чего угодно.

В полете с иранским пилотом

- А как там при таких строгих нравах, с развлечениями?

- Работа там кипит днём, а после шести вечера, когда спадает жара, такое ощущение, что весь Тегеран выходит на улицы, в бесчисленные кафе, магазины. И так приблизительно до полуночи, когда улицы быстро пустеют. В выходные обязательно семьями выбираются в горы или в парки, которых там множество. В горы приезжают компаниями, делают шашлыки, играют в волейбол. Почти в каждом дворе - футбольная площадка. И в выходные (четверг-пятница) летишь над городом, и видно, что повсюду гоняют мяч. Эти люди просто помешаны на футболе!

Частная жизнь - особый разговор. Я, конечно, не понял всех тонкостей, но вот такой пример. Как-то мы остановились на втором этаже гостиницы, напротив которой был обычный для Ирана коттедж, и мы иногда невольно наблюдали жизнь этой семьи. Так вот, когда они заезжают в свой двор, всё - и никаких платочков, и загорают, и музыка весёлая звучит. Такое ощущение, что самая обычная светская страна. Я был в одном таком коттедже - построено бесподобно! 

ПЛОВ ПО УМОЛЧАНИЮ

- На улицах спокойно?

- Наверное, нельзя сказать, что преступности нет вообще, но, видимо, всё это жестоко карается. Сколько мы в позднее время ходили - никто ни разу не пристал. Города обслуживают полицейские, а сельскую местность - жандармерия. В прибрежных городах у полицейских очень красивая, похожая на морскую, форма. Полицейские и жандармы - подтянутые, опрятные, симпатичные. Очень красиво и продуманно оборудованы посты. Говорят, в радиусе пары километров от них годами вообще ничего криминального не происходит - все знают, что реакция последует незамедлительно.

- Как ведут себя иранцы в быту?

- Это просто вызывает большое уважение. У нас ведь, если ты начальник, можешь и не поздороваться, и нахамить. Там такое невозможно: обязательно поздороваются за руку, обнимутся, пожелают доброго здоровья. Перед выполнением любого дела говорят: «Спасибо Всевышнему, что позволил нам начать день, всем спасибо, всем здоровья».

У нас водителю не дай бог ошибиться на дороге, сразу со всех сторон сплошной мат. А там обычна такая ситуация. По площади идёт поток машин, а вам позарез нужно развернуться. Опускаете стекло, поднимаете руку, киваете, все машины останавливаются и дают вам развернуться. Представить себе такое на наших дорогах невозможно!

Обслуживание в торговле - на высочайшем уровне. Если вы зашли в магазин, то продавец воспринимает это так, что вы зашли лично к нему, и он сделает всё, чтобы удовлетворить ваши запросы. Будете спокойно себе сидеть за чашечкой чая, а он все лавки обегает (если у самого нужной вещи нет), но найдет то, что вам нужно. При этом и в помине нет назойливости. Всех бы наших продавцов туда на стажировку… И обязательно надо торговаться - так принято и вызывает уважение. И вот ещё что. Хотя на государственном уровне в Иран запрещено въезжать израильтянам, своих евреев там очень много (немало владеют магазинами или работают в них), и никто их не бьёт.

А какие магазины сладостей! Заходишь, тебя обязательно угощают новинкой, которую делают в этом магазине. Попробовать - святое дело, иначе будет большая обида. Сладости - просто фантастика! А готовят-то из тех же продуктов, что есть и у нас. Почему в Татарстане ничего такого не делают? Кроме чак-чака и похвалиться-то нечем.

Забавно, но в меню ресторанов вы не найдете плова, хотя, если попросите, подадут. Дело в том, что таким умолчанием борются с ожирением нации. Медики Ирана пришли к выводу, что больше всего полнеют те, кто ест плов. Так что он у них не в моде.

 С иранскими боевыми пловцами

 

СО СВОИМ УСТАВОМ

- Как относятся к России?

- Очень хорошо, но не так нараспашку, как нам бы того хотелось. Есть, конечно, спорные моменты, но точек взаимодействия очень много. И в любом случае, в эту древнейшую страну нельзя лезть со своим уставом. Мы многого не понимаем. Вот там в кабине каждого вертолёта обязательно есть изображение Хомейни. Устал пилот, раз руку на изображение - и ему легчает. У нас над этим похихикали бы… В мавзолей, где лежат Хомейни с сыном, приходят семьями и в этом святом месте ведут себя несравненно свободнее, чем нам позволено на Красной площади: в беседочках пьют чай, кофе, дети играют и так далее.

- Чему учили их вертолётчиков?

- Была программа подготовки правого и левого леётчиков: маршрутные, горные, морские полёты, полёты на выполнение пожарных работ. Порядка 280 часов - очень интенсивная работа. Если быть точным, то это было не обучение, а переобучение. Иранские коллеги имели по четыре-пять тысяч часов налёта на американских «Белл».

Церемония освящения вертолета

- Выбор нашей техники был осознанным или из-за дешевизны, санкций и так далее?

- Ничего подобного! У иранцев надо поучиться отношению к технике. Они ничего просто так не купят - сначала досконально изучат, потом соберут консилиум, обсудят. Ми-171 предварительно изучили вдоль и поперек. Особенно их интересовало, как эти машины летают в горах. Но когда мы им показали, как Ми-171 висит над четырёхкилометровой горой, да ещё и спасательные работы выполняет, для них это было откровением - до нас там никто такого не делал. Между тем, в Иране собирали по лицензии американские вертолеты. А культура авиазаводов – только позавидовать!

И каждый вертолёт обязательно проходил через освящение бараньей кровью.

- Как оцените иранцев как пилотов?

- Бесстрашные и летают с удовольствием. По уровню подготовки ниже нас, но в горах ориентируются великолепно, причём по памяти. Отношение к лётчикам в стране невероятно уважительное.

Вот такое хорошее воспоминание. Раз выполняли с одним из их лучших пилотов тренировочный полёт. Пролетаем над селением. Он говорит: «Мои папа и мама здесь живут». А как раз было запланировано упражнение по посадке. Приземлились неподалеку от его дома. Как ему было приятно: он, простой деревенский парень, стал лётчиком и прилетел к родному дому. А уж о восторге родителей и односельчан и говорить нечего…

Я категорически не согласен с политикой нашего государства в отношении Ирана, с которым мы десятилетиями жили в дружбе. Это очень красивые и интеллигентные люди. И что они по отношению к нам ещё могут чувствовать?.. Самолёты? А что обижаться? Если мы сами уничтожили свою авиационную промышленность, зачем иранцев винить?

Тимур Латыпов