Ирек Садыков – директор по малому бизнесу банка ВТБ в РТ

«ЗАЧАСТУЮ ДЕНЬГИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ НУЖНЫ «ЕЩЕ ВЧЕРА»

– Ирек, какие задачи стоят перед подразделением сейчас?

– Глобально наша стратегическая цель – стать ключевым партнером для предпринимателей и компаний Татарстана. И у нас есть все возможности для этого. Скорость и качество обслуживания становятся все более значимыми критериями при выборе банка-партнера. Ведь зачастую предприятиям малого бизнеса деньги нужны «еще вчера». Предприниматели активно участвуют в закупках, тендерах, а это значит, что для них важно быть мобильными и оперативно реагировать на изменения ситуации. Сегодня мы готовы предоставить каждому клиенту малого бизнеса персонального менеджера, который поможет решать любую текущую проблему максимально эффективно и быстро.

– А насколько ценовые параметры, на Ваш взгляд, являются определяющим критерием для предпринимателя при выборе обслуживающего банка?

– Безусловно, ценовой параметр – один из важнейших, но, как я уже сказал, не менее важны скорость и качество обслуживания. Это подтверждает и проведенный нами опрос. Порядка 80 процентов респондентов заявили, что для них именно временной критерий стоит на первом месте. Понимая это, мы уже сегодня в максимально короткие сроки можем выдавать кредиты на любые цели для бизнеса в рамках экспресс-анализа, по программе «Коммерсант». Данная программа экспресс-кредитования позволяет получить решение по кредиту за 1–2 дня, в сумме от 500 тысяч до 5 миллионов рублей под ставку от 13 до 16 процентов*. Что важно, комиссия за предоставление кредита не взимается,  а предоставление залога исключительно по желанию клиента.

Аналогичные сроки рассмотрения установлены также по ряду видов гарантий, для участников государственных закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Хочу также отметить, что в продуктовой линейке банковских гарантий имеется еще одно преимущество – гарантии до 30 миллионов рублей у нас выдаются без обеспечения в рамках экспресс-анализа. Это позволяет избежать сбора полного комплекта документов:  рассмотрение заявки осуществляется по упрощенному пакету, и, таким образом, в результате существенно экономится время.

В целом гарантийные продукты банка ВТБ (ПАО) являются востребованными у предпринимателей Татарстана. С начала года банк в регионе выдал компаниям малого бизнеса гарантий на сумму 300 миллионов рублей, в результате гарантийный портфель в этом сегменте достиг порядка 500 миллионов рублей. И это, без преувеличения, очень хороший результат.

«САМОЕ ГЛАВНОЕ – ПРОЗРАЧНАЯ ЭКОНОМИКА КОМПАНИИ»

– Каков портрет клиента в сегменте малого бизнеса и какие требования предъявляет банк к этим клиентам?

– Здесь важно понимать в первую очередь потребности клиентов. В случае необходимости финансирования текущей или инвестиционной деятельности, ключевое требование для успешного начала сотрудничества – это прозрачная экономика компании.

– А если рассматривать  отраслевую структуру портфеля малого бизнеса в вашем банке, какие клиенты в нем представлены?

– Это и торговля, и IT-бизнес, и производство, и сфера услуг, к которой относится много направлений – арендный бизнес, транспортные услуги. Сейчас в сегменте малого бизнеса у нас обслуживается более 10 тысяч клиентов. Кредитный портфель банка в сегменте Малый бизнес на конец июня составил 5,2 миллиарда рублей. Портфель пассивов за год увеличился на 21 процент и на конец июня 2018 года составил более 9 миллиардов рублей.

При этом мы понимаем, что реальный рынок этого сегмента в РТ составляет порядка 110 тысяч юридических лиц. Получается, что  наша доля сегодня – около 10 процентов. К концу года мы планируем увеличить этот показатель до 15.

– Много ли заявок поступает в ваш банк с вопросом перекредитования других банков?

– Рефинансирование задолженности другого банка – это не только снижение ставки, вопрос гораздо обширнее. Согласитесь, если у клиента была потребность в инвестиционном финансировании, например в покупке недвижимости, ремонте основных средств, а банк рассмотрел и выдал краткосрочный кредит, то у этого клиента в скором времени могут возникнут проблемы с обслуживанием задолженности. К сожалению, такие случаи встречаются крайне часто. И здесь задача банка ВТБ – в первую очередь максимально правильно подобрать продукт по срокам, комфортным графикам погашения, что приведет к снижению кредитной нагрузки. Таким образом, клиентские менеджеры ВТБ выстраивают партнерские отношения с клиентами, помогая развивать их бизнес.

Если говорить про цифры, то за первое полугодие  ВТБ выдал компаниям малого бизнеса РТ порядка 1,3 миллиарда рублей кредитов и около трети из них – это  рефинансирование кредитов других банков.

– Есть ли в ВТБ специальные льготные программы и предложения для малого бизнеса?

– Да, безусловно, такие программы существуют. Например, новым клиентам мы предлагаем три месяца бесплатного обслуживания при открытии расчетного счета по акции «Начнем с лучшего». Также для всех предпринимателей действует бесплатная образовательная программа «Ближе к делу». Дистанционный курс рассчитан на один месяц, и обучение могут пройти как опытные, так и начинающие предприниматели.

Хочу также отметить, что банк ВТБ предлагает гибкие условия кредитования с минимально возможной процентной ставкой, в том числе, как и говорилось ранее, для перекредитования в других банках.

ВТБ непрерывно разрабатывает и внедряет новые технологии и предлагает предпринимателям инновационные услуги и сервисы. К примеру, в прошлом году мы первыми реализовали функцию электронной подписи документов в мобильном банке по технологии, позволяющей максимально упростить и обезопасить проведение транзакций.

«ВЛАСТИ ТАТАРСТАНА ДЕЛАЮТ ВСЕ, ЧТОБЫ МАЛЫЙ БИЗНЕС РАЗВИВАЛСЯ»

– Как, по Вашему мнению, чувствуют себя сегодня предприниматели в Татарстане и каковы перспективы развития этого сегмента на ближайшие 2–3 года?

– Власти республики создают все условия для развития малого бизнеса. Для этого реализуется целый комплекс различных программ: лизинг-грант, субсидирование процентных ставок, возмещение затрат на приобретение основных средств. Мы активно принимаем участие в реализации многих государственных программ поддержки бизнеса. Благодаря этому малый бизнес сохранит тенденцию своего развития и укрепления.

Как отражается на активности предпринимательского сегмента в республике такие крупные международные события, как ЧМ по футболу?

– Проведение больших международных мероприятий дает мультипликативный эффект. При подготовке к таким масштабным событиям развивается инфраструктура, и этим занимаются в основном представители малого бизнеса – они выступают подрядчиками или субподрядчиками. Также хороший импульс для развития получают предприятия в сфере общепита, торговли, туризма.

Аналогичный эффект был при проведении в Казани Универсиады-2013, позже – в ходе ЧМ по водным видам спорта 2015 года. Сейчас у нас проходит чемпионат мира по футболу. А уже в следующем году Казань принимает WorldSkills, а это значит, что еще больше представителей малого бизнеса смогут проявить себя, а мы готовы стать для них надежным партнером.