Указ об отставке Артема Сидорова с поста руководителя Росприроднадзора за подписью премьер-министра РФ Дмитрия Медведева был опубликован вчера в 20.00 Указ об отставке Артема Сидорова с поста руководителя Росприроднадзора за подписью премьер-министра РФ Дмитрия Медведева был опубликован вчера в 20:00 Фото: «БИЗНЕС Online»

АРТЕМ СИДОРОВ ПРЕТЕНДОВАЛ НА ПОСТ МИНИСТРА?

Постановление об отставке Артема Сидорова с поста руководителя Росприроднадзора за подписью премьер-министра РФ Дмитрия Медведева было опубликовано вчера в 20:00. Как следовало из документа, глава Росприроднадзора покинул должность по собственной просьбе, однако для приемной ведомства отставленный чиновник продолжал работать. «Приемная Сидорова!» — приветствовала сегодня корреспондента «БИЗНЕС Online» секретарь Артема Георгиевича по телефону. На уточняющий вопрос о том, почему она так говорит, ведь Сидоров уволен, она немного обиженным голосом заметила, что, раз она так говорит, значит, на то есть основания, и порекомендовала за более подробной информацией обращаться в пресс-службу. Однако телефон пресс-секретаря ведомства на момент подготовки данной публикации не отвечал. Заместитель главы Росприроднадзора Рамиль Низамов, приехавший за Сидоровым из Казани в Москву с аналогичной позиции в минэкологии РТ, пока остается на своем рабочем месте. В его приемной девушка-секретарь сообщила, что он проводит совещание.

Дни Сидорова в кресле главы Росприродназдора были сочтены после отставки с поста министра природных ресурсов РФ Сергея Донского, который активно способствовал назначению уроженца Казани в Москву с поста министра экологии РТ. С другой стороны, по данным высокопоставленного источника нашего издания, у Сидорова были шансы подняться еще на одну ступеньку и возглавить министерство природных ресурсов РФ, во всяком случае, усилия к этому прикладывались. В таком случае Татарстан получил бы некоторую «компенсацию» за ослабление своих позиций в связи с уходом с поста министра связи Николая Никифорова. Однако в итоге не срослось. «Команду решили кардинально поменять», — заключил источник издания.

Дни Артема Сидорова в кресле главы Росприродназдора были сочтены после отставки с поста министра природных ресурсов РФ Сергея Донского (на фото), который активно способствовал назначению уроженца Казани в Москву с поста министра экологии РТ Дни Артема Сидорова в кресле главы Росприродназдора были сочтены после отставки с поста министра природных ресурсов РФ Сергея Донского (на фото), который активно способствовал назначению уроженца Казани в Москву с поста министра экологии РТ Фото: kremlin.ru

Сам Донской и его команда, напомним, попали под удар в связи с «мусорным кризисом» в Подмосковье. Еще после прошлогодней прямой линии с президентом Донской подвергся настоящей публичной порке. В ответ на невнятные объяснения министра Владимир Путин потребовал закрыть свалку в Балашихе в месячный срок. Дальнейшие события в Волоколамске и в других подмосковных городах тоже, разумеется, не добавили очков минприроды и Росприроднадзору.

Назначенный в конце мая этого года на пост Донского бывший губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин сразу начал наводить свои порядки в вверенном хозяйстве и уже в июне начал искать замену Сидорову. Сейчас бывший губернатор ЯНАО продолжает реформировать министерство — как сообщают некоторые Telegram-каналы, на днях Кобылкин провел совещание и принял решение расширить полномочия Росприроднадзора, передав ему часть функций министерства по охране окружающей среды и кураторству над особо охраняемыми природными территориями. Все это теперь будет находиться под контролем у сменщика Сидорова. В числе наиболее вероятных обсуждаются заместитель руководителя Ростехнадзора Светлана Радионова (СМИ связывают ее с именем исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина: якобы, работая в прокуратуре, она принимала участие в «деле ЮКОСа») и прокурор ЯНАО Александр Герасименко. На этом скамейка кандидатов на пост Сидорова не заканчивается. Помимо уже упомянутого прокурора ЯНАО, упоминались и другие фамилии. Среди них — бывший глава пресс-службы минприроды Ринат Гизатулин, которого лоббирует полпред в ДФО Юрий Трутнев, и бывший заместитель экс-министра Сергея Донского Денис Храмов. Еще одно имя в условном шорт-листе — помощница Аркадия Дворковича, член совета директоров «Транснефти» Дарья Василевская.

Руководитель татарстанского управления Росприроднадзора Фарит Хайрутдинов отметил, что Артем Георгиевич «систематизировал работу ведомства, провел цифровизацию, ввел электронный документооборот» Руководитель татарстанского управления Росприроднадзора Фарит Хайрутдинов отметил, что Артем Георгиевич «систематизировал работу ведомства, провел цифровизацию, ввел электронный документооборот» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЖАЛЬ, ЧТО ОН УШЕЛ, ОН СПЕЦИАЛИСТ, ХОРОШО ЗНАЛ СВОЮ РАБОТУ»

«БИЗНЕС Online» пообщался с руководителями организаций, работающими в сфере экологии, с тем, чтобы понять, чем запомнился Сидоров на посту главы Росприроднадзора. Руководитель татарстанского управления Росприроднадзора Фарит Хайрутдинов отметил, что Артем Георгиевич «систематизировал работу ведомства, провел цифровизацию, ввел электронный документооборот». «Были введены территории особого контроля — особенно в Сибири, Челябинской области, где были сложные экологические ситуации, для них были разработаны отдельные программы», — отмечает Хайрутдинов. Также по правительственному поручению Росприроднадзор выступил разработчиком программы по очистке акватории Волги и Байкала.

«Была сделана электронная карта Волги. 17 регионов, которые расположены на этой реке, в том числе и Татарстан, собирали информацию по загрязнению Волги, сделали паспорт реки в каждом регионе, по крайней мере, Татарстан точно сделал», — заверил нас эколог. Фарит Юсупович отмечает, что как земляк Сидоров помогал Татарстану. К примеру, при нем было реализовано два проекта по ликвидации накопленного экологического ущерба — рекультивация Самосыровской свалки в Казани и Тогаевской свалки в Челнах. «Артем Георгиевич запомнился своей активностью, энергичной работой при претворении в жизнь планов и задач Росприроднадзора. Про Светлану Родионову ничего не могу сказать, по работе я с ней не встречался», — говорит Хайрутдинов.

«Мне жаль, что он ушел, он специалист, хорошо знал свою работу, в прошлом трудился в экологической полиции. Приятно было иметь с ним дело, когда он здесь работал», — сожалеет руководитель ФГУ «Средволгаводхоз» (Казань) Фоат Мухаметшин. «Когда Артем Сидоров был министром экологии, мы с ним разрабатывали проект берегоукрепления набережных Казанки. А когда уехал в Москву, то был разработан проект по очистке Волги», — вспоминает Мухаметшин.

В декабре 2016 года у команды Сидорова начались проблемы — под арест был помещен его помощник со времен работы министром экологии РТ Дмитрий Валенза В декабре 2016 года у команды Сидорова начались проблемы — под арест был помещен его помощник со времен работы министром экологии РТ Дмитрий Валенза Фото: tatarstan.ru

СКАМЕЙКА КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ГЛАВЫ РОСПРИРОДНАДЗОРА 

Первые сообщения про отставку Сидорова исходили от РБК — 21 июня со ссылкой на свои источники в минприроды издание сообщило о том, что чиновник ушел в отпуск, из которого уже не вернется на рабочее место. Об отпуске с последующим увольнением рассказал РБК источник в министерстве. Ходили слухи и о том, что Кобылкин якобы даже убеждал президента РТ Рустама Минниханова на приеме в честь Дня России «отозвать» Сидорова назад в Казань, сам же чиновник якобы против. «Сидорову теперь придется вернуться в его родной Татарстан, чего он категорически не хочет. Он до последнего надеялся, что за него вступится [Александр] Хлопонин (бывший вице-премьер)», — рассказывал источник Znak.com.

Напомним, назначение Артема Георгиевича на пост главы Росприроднадзора состоялось в сентябре 2015 года. Бывший министр экологии РТ сменил на этом посту погрязшего в коррупционных скандалах Владимира Кириллова, ставшего вице-губернатором Санкт-Петербурга по культуре и спорту. Сидоров — уроженец Казани, окончил Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище по специальности «инженер импульсных тепловых машин» (в 2001 году к этому добавился диплом юриста от КФУ, а в 2014-м — инженера-эколога от КНИТУ-КАИ). В 2001 году после службы в армии он начал работать в МВД по РТ, но — важно заметить — с самого начала делал карьеру в управлении по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды (экологической милиции). Затем он два года трудился управделами в минэкологии РТ, в 2007–2010 годах работал в аппарате президента (а если точнее, в управлении по работе с территориями). Наконец, в ноябре 2010 года вновь вернулся в экологическое министерство, сменив Агляма Садретдинова. Деятельность Сидорова на посту министра экологии опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты считают вполне успешной.

Отметим, в декабре 2016 года у команды Сидорова начались проблемы — под арест был помещен его помощник со времен работы министром экологии РТ Дмитрий Валенза. Уголовное дело было возбуждено по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ («Покушение на мошенничество в особо крупном размере»). По официальной версии следствия, в декабре 2016 года сотрудник Росприроднадзора вступил в преступный сговор с директором АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» Рафисом Купкеновым с целью хищения денег и. о. руководителя департамента Росприроднадзора по ЦФО Константина Елисеева, в отношении которого была организована служебная проверка. Злоумышленники, как полагали правоохранительные органы, предполагали получить от проверяемого 15 млн рублей за оказание содействия в решении вопроса о положительном результате проверки. Однако это дело не оказало заметного влияния на судьбу Сидорова — он продолжил работу в ведомстве.

«СЛОЖНОСТИ ВОЗНИКЛИ С ПЕРЕРАБОТКОЙ ОТХОДОВ, УТВЕРЖДЕНИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СХЕМ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, чего достиг Сидоров на посту руководителя Росприроднадзора и какая карьера его ожидает теперь. 

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы от Татарстана, член комитета по экологии и охране окружающей среды:

— Нас, татарстанцев, не подвел — Артем Сидоров хорошо работал, в том числе в Татарстане работал очень хорошо. Комитет его поддерживал, включая председателя комитета. Что удалось решить? Начну с того, что 2017-й в России впервые объявили Годом экологии. До этого такого не было. И особая роль в этом уделялась Росприроднадзору, а организатором выступало министерство природных ресурсов и экологии. Да, решить все проблемы не удалось, но на эти проблемы веками не обращали внимание. Кто как хотел, так и нарушал.

Сложности возникли с переработкой отходов, утверждением территориальных схем обращения с отходами. Меня тоже критикуют за Татарстан — по определению региональных операторов, строительству мусоросжигательного завода. Открытым остается вопрос относительно старта федеральной программы по очистке Волги. Два года уже ведем разговоры по этому вопросу, обещают более 250 миллиардов рублей на защиту реки.

Никакой закономерности в отставках выходцев из Татарстана я не вижу. Я думаю, без работы не останутся.

Александр Сидякин — депутат Госдумы от Татарстана:

— Об уходящем человеке либо хорошо, либо ничего. Он наш земляк, выходец из структур исполнительной власти, поэтому в любом случае его деятельность не осталась незаметной для меня.

Артем Георгиевич столкнулся с рядом серьезнейших вызовов — это истории с переработкой, сортировкой, всем, что связано с твердыми коммунальными отходами. Назревшие проблемы созданы не им, но в срочном порядке ему приходилось их разруливать. Непростое у него было руководство. Думаю, что это просто аппаратные разборки, потому что он был на своем месте, умело выполнял работу.

Не вижу никаких серьезных провалов в его работе, наоборот, динамика решения проблем стала выше. Качество проверок улучшилось, возбуждались дела о причинении экологического ущерба.

Оценивать его уход нужно с приходом новой команды министра экологии. Он меняет команду. Так поступает практически любой руководитель.

Минэкологии занимается нормотворчеством, а Росприроднадзор — применением права. Кто будет проводить выездные проверки, смотреть, как лес правильно рубят? В минпроме есть Ростехнадзор, в минстрое есть жилинспекция, система Госстройнадзора, у минэкологии — Росприроднадзор. Я не думаю, что в ближайшее время его ждут какие-то изменения, укрупнение или реорганизация. Не думаю.

Я бы вообще не стал связывать перестановки с Татарстаном, он здесь вообще ни при чем. У этих двух отставок (чуть больше месяца назад свой пост покинул министр связи Николай Никифоров прим. ред.) совершенно разный коленкор. Минсвязи упразднено и теперь по-другому называется, перед ним стоят другие задачи. Это в рамках назначения нового председателя правительства. А здесь все объясняется приходом нового министра, я думаю, он меньше всего интересовался откуда он (Сидоровприм. ред.) родом. Для него этот факт не был решающим.

Константин Калачев — руководитель «Политической экспертной группы»:

— Я думаю, что ротация неизбежна, а обновление закономерно. Что же касается судьбы выходцев из Татарстана, то я бы здесь чей-то злой умысел искать не стал, хотя понятно, что удерживаются те люди, у которых есть не только чем похвастаться в работе, не только ее высокая эффективность и качество управления вверенным направлением — комитетом или министерством, но и вертикальные и горизонтальные связи. Понятно, что есть группы влияния, есть покровители, но этот фактор играет роль только тогда, когда нельзя говорить о высокой эффективности и качестве работы. То есть если премьер-министр и президент считают, что ты работаешь с КПД под 100 процентов, то не так важно, кто твои рекомендатели и покровители, есть ли у тебя политическая крыша. А если КПД ниже, тогда этот фактор играет роль.

Сам Сидоров на данном посту ничем особенным мне не запомнился, да и сам Росприроднадзор не очень часто появляется в информационных лентах. Да и по индексу цитируемости цитируемость его бывшего руководителя была невысокая.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета:

— Я думаю, что отставка Сидорова — это скорее закономерность, но не с той точки зрения, о которой можно было бы подумать. Ни в коем случае нельзя говорить о том, что идет какое-то целенаправленное выдавливание из федеральных органов власти выходцев из Татарстана. То есть речь не идет о какой-то антитатарстанской кадровой кампании. Нет, ни в коем случае. Но то, что они являются выходцами из Татарстана, все-таки связано с их отставкой по одной простой причине: поскольку они долгое время росли вне влиятельных федеральных групп, то их назначение на занимаемые посты состоялось благодаря их профессионализму и определенному стечению обстоятельств; будучи на этих постах, они так и не вошли в ядро федеральных элитных групп. А мы сейчас видим, что контроль над постами в новом правительстве, кстати, над губернаторскими постами тоже, все больше входит в прямую номенклатуру влиятельных федеральных элитных групп. Поэтому когда та или иная группа обращает внимание на нужный ей пост и выигрывает борьбу, то, естественно, не входящий в нее субъект, в том числе и выходец из Татарстана, вынужден «подвинуться». Так было с постом министерства связи, который получили, условно говоря, представители команды Медведева, так же произошло и с постом главы Росприроднадзора, который, скорее всего, получит протеже «Роснефти» Светлана Радионова.

Но в любом случае эти отставки происходят не из-за претензий к работе этих руководителей, а из-за того, что эти люди не входят в орбиту влияния названных групп.

Чем лично мне запомнился на посту Росприроднадзора Сидоров? Если честно, после бывшего замглавы Росприроднадзора Олега Митволя, который давно покинул свой пост, любой следующий глава Росприроднадзора уже ничем не запоминается. Сидоров — обычный чиновник-технократ, за это его в свое время и назначали.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ:

— Никакой закономерности я здесь не вижу. Особых корней у местных деятелей в Москве нет, поэтому там идет ротация, идут перестановки, связанные с  деловыми качествами чиновников. Никто не старается ущемить какую-то республику. Другое дело, если бы в Москве, помимо диаспоры, была бы лоббистская группа во властных структурах. Вот она бы могла наверху закреплять татарстанские кадры. Но, повторюсь, такого там нет. Ну разве что в некоторых сферах, например в Верховном суде или в прокуратуре. Силовики, конечно, следят за этническим составом в своих рядах. Они соблюдают и национальный баланс, и баланс деловых интересов.