АВТОПЕРЕВОЗЧИКИ И РОСАВТОДОР НИКАК НЕ МОГУТ НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК
Сегодня представители госструктур должны на брифинге в кабмине РТ озвучить свою позицию по поводу ограничений движения грузовиков по трассам, которое вступает в силу с 15 апреля. Мнение самих перевозчиков газете «БИЗНЕС Online» высказал глава логистической ассоциации РТ Леонид Штейнберг: он уверен, что нынешние временные ограничения движения по дорогам РФ нанесут удар по экономике всех регионов. В проблеме разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
ПРИКАЗ ПАРАЛИЗУЕТ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» член правления Ассоциации международных автоперевозчиков России (АСМАП), гендиректор челнинского ООО "Кама-Тракс" Леонид Штейнберг, 21-й приказ от 9 марта 2011 года, «по большому счёту, удар по экономике всех регионов страны». По словам Штейнберга, с введением ограничений (приказ действует с 25 марта по 25 июня, в зависимости от региона, в Татарстане ограничения будут действовать с 15 апреля по 15 мая, ред.) фактически будет парализована вся работа автоперевозчиков на дорогах России. Суть приказа - в ограничениях на половину перевозимого груза из-за нагрузки на ось – в разных регионах по-разному.
В этом приказе не определено разумное возмещение ущерба, объяснил Штейнберг. Во-вторых, по его словам, в приказе не определено также, кто должен выдавать разрешения. Совершенно необоснованно, считает он, что автоперевозчики вынуждены давать деньги водителям, притом очень большие суммы. Кроме того, что водители будут подвергаться риску нападения криминальных структур и вынуждены будут платить взятки, всё это, полагает бизнесмен, отразится и на ценах на продукты питания и другие товары. Да и кому платить деньги автоперевозчики до сих пор не знают. В результате стоимость грузоперевозок за этот период вырастает до космических размеров:
- Вот сейчас мы 20 тонн повезли, в Чувашии штраф выписали более 200 тысяч рублей. В прошлые годы можно было получать пропуска и не было таких диких санкций за ущерб за дорогу, - вспоминает Штейнберг. – Сегодня, чтобы доехать по маршруту Нижнекамск - Москва, надо заплатить за автопоезд, за ущерб, наносимый им, если вес превысит 10 тонн – 1 миллион 62 тысячи рублей.
МЕДВЕДЕВ И КЛЕРКИ
Грузоперевозчики уже обращались со своей проблемой к министру транспорта РТ, в союз транспортников РФ, в ассоциацию международных перевозчиков, в ТПП. Однако пока из всех реакция самая «нормальная», заявил глава «Кама-Тракс», – со стороны президента РТ Рустама Минниханова, который поручил премьер-министру отреагировать на проблему. Впрочем, даже если в Татарстане она решится, автоперевозчикам это мало поможет: грузовики пересекают порой полстраны, чтобы доставить товар до места назначения, а следовательно, не один регион, – и дорога фактически превращается в «полосу препятствий». Самое обидное, считают перевозчики, что если в январе грузоперевозки практически стояли из-за остановки на выходные предприятий, в феврале мешали ездить сложные дорожные условия, то весной, когда «надо ездить, отрабатывать лизинг и другие расходы» – появляются дополнительные препятствия в виде ограничений.
«Клерки», которые пишут такие приказы, считает Штейнберг, далеки от реальной ситуации на транспорте.
- Дмитрий Анатольевич Медведев говорит, что надо бороться с коррупцией, надо помогать малому и среднему бизнесу, а клерки, которые сидят в минтранспорте, Роставтодоре (Федеральном дорожном агентстве Минтранспорта РФ, ред.), – они не понимают, что росчерком пера ставят преграду послекризисной экономике России, - отмечает бизнесмен. – Не может быть такого, что мы весь год ездим по дорогам, а за один месяц убьём их. И я не думаю, что деньги, которые мы вынуждены будем платить, пойдут на восстановление дорог. Я считаю как раз, что эти деньги на дороги не пойдут вообще!
СКОРОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ ТОВАРА В РФ – 300 КМ В СУТКИ
Сегодня в России одна из самых низких скоростей прохождения товара. В Европе это 700 - 800 км. в сутки, в России грузовики едут 300 км. в сутки. Всё потому, считает Штейнберг, что на наших дорогах тысячи различных постов. Если приказ не отменят, так или иначе, перевозчики вообще не смогут платить огромные суммы – таких денег у автоперевозчиков нет. Они предупреждают, что товары в итоге просто не будут перевезены.
- Чего мы добиваемся? Мы хотим, чтобы всё было разумно. Во-первых, ограничения нельзя делать наполовину способности грузоподъёма автопоезда. Во-вторых, мы могли бы платить с каждой машины, скажем, по три тысячи рублей, - рассуждает бизнесмен. – Если в нашей ассоциации три тысячи машин, к примеру, мы можем эти деньги по безналичному расчёту выплатить, а за 15 дней до начала ограничений получать пропуска и ездить где мы хотим, как мы хотим и куда мы хотим по дорогам России. Не может водитель приноравливаться к каждому региону, к их ограничениям, к тому, как там проехать. Должна быть проведена большая серьёзная работа.
«АВТОПЕРЕВОЗЧИКИ НЕ УМЕЮТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТЕРНЕТОМ»
В Росавтодоре заявили, во-первых, что «не комментируют информацию, которую распространяют между собой перевозчики». Во-вторых, проект приказа, по словам руководителя пресс-службы федерального дорожного агентства (Росавтодор) Андрея Меньшова, был «заблаговременно предоставлен всем пользователям». И, в-третьих, все разъяснения есть на официальном сайте Росавтодора. В этом ведомстве предположили, что, возможно, автоперевозчики «просто не умеют пользоваться интернетом».
Справедливости ради, в заметке «Весенние ограничения – на благо дорог!» (опубликованной, впрочем, лишь 29 марта) действительно написано, что «проект был заблаговременно предоставлен всем пользователям автодорог, поэтому автоперевозчики могли заранее рассчитать долгосрочные контракты на поставку грузов, чтобы не создавать неудобств ни себе, ни отправителям». И объясняется, что расчёт ущерба, наносимый дорожному полотну в весенний период, идёт по более высоким нормативам, чем в другое время года: «По сути, весенние ограничения - экономический механизм, препятствующий ускоренному разрушению полотна дороги, поскольку перевозчик сто раз подумает: подождать или платить больше». Кроме того, «если есть острая необходимость в перевозке других грузов, то отправитель может обратиться в региональное отделение Росавтодора для получения разрешения на проезд тяжеловеса».
КАК ОТЛИЧАЮТСЯ ПРИКАЗЫ
В Росавтодоре не считают, что приказ как-то изменился по сравнению с прошлыми годами. «Ограничения каждый год такие же, потому что дороги у нас, к сожалению, не меняются. В этом приказе нет абсолютно никаких изменений по сравнению с приказом прошлого года – можете открыть его и посмотреть», - предложили в пресс-службе ведомства.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» последовал совету, однако изменения оказались заметны даже на первый взгляд. Автоперевозчики жалуются, что «в приказе не определено, кто должен выдавать разрешения». И действительно, в прошлом приказе №9 от 9 февраля 2010 года в пункте 5 руководителям уполномоченных организаций приказывали «обеспечить выдачу пропусков» в соответствии с приказом министерства транспорта Российской Федерации от 10 апреля 2007 года». В новом приказе этой строчки просто нет. Кроме того, в пункте 4 прошлогоднего документа приказывалось «обеспечить выдачу пропусков уполномоченным организациям в соответствии с приложением 3 к настоящему приказу». В новом приказе отсутствует как требование об «обеспечении выдачи», так и соответствующее приложение с перечнем организаций, где перевозчики могли бы эти разрешения получить.
ИЗМЕНИЛИСЬ «ЛИШЬ ДЕНЬГИ»
- Возможно, километры какие-то изменились, где-то сделали капитальный ремонт, где-то нет – ну и что? Суть приказа не изменилась абсолютно, - отмечает Меньшов.
Жалобу перевозчиков на региональную дифференциацию платежей (в частности, на то, что водитель сегодня вынужден приноравливаться к своим ограничениям в каждом регионе) в Росавтодоре прокомментировали следующим образом: «Есть федеральные дороги и региональные. Приказ от 9 марта касается ограничений на федеральных дорогах. А есть ограничения передвижения по региональным дорогам, и в этом случае надо обращаться в соответствующие министерства регионов. И если человек заплатил за превышение нагрузки на ось однажды, он может добраться, к примеру, до Москвы без проблем, если будет ехать по федеральной дороге»
Что касается конкретных ограничений по весу, то в Росавтодоре заявили, что изменились «лишь деньги».
- Сильно изменились. Почему? Потому что приказ этот носит запретительный характер: мы не хотим, чтобы большегрузы ездили по нашим дорогам в весенний период. Поэтому размер тарифов носит заградительную функцию, - заявил Меньшов газете «БИЗНЕС Online». – А разрешения перевозчики вполне могут получить, в двухнедельный срок. Это максимальный срок, в течение которого может быть оформлено это разрешение.
Впрочем, руководитель пресс-службы тут же заявил, что высказал только «своё личное мнение», а для получения официального комментария необходим высланный по факсу запрос. Увы, факс уважаемой организации принимать запрос нашей газеты неоднократно «отказался».
КТО ДОЛЖЕН ВОЗМЕЩАТЬ ДОРОЖНЫЙ УЩЕРБ?
Впрочем, на официальном сайте Росавтодора есть гораздо более любопытная информация. А именно – результаты опросов, проведенных на сайте самим ведомством – можно предположить, что в Росавтодоре осведомлены о реакции автоперевозчиков, и, возможно, предпримут какие-то шаги для решения проблемы.
Так или иначе, судя по результатам опроса, автовладельцы, мягко говоря, не готовы согласиться с дорожным агентством. К примеру, на вопрос «должны ли автоперевозчики возмещать наносимый автодорогам в весенний период ущерб» утвердительно ответили лишь 17% проголосовавших. 82% обязательство возмещать ущерб брать на себя не хотят. 85% проголосовавших не поддерживают «введение временных ограничений движения в весенний период для обеспечения сохранности автодорог». И это при том, что в целом «меры общественного контроля за соблюдением правил автомобильных грузоперевозок» автовладельцы всё-таки поддерживают. Но, по-видимому, меры эти должны выглядеть несколько иначе, чем сейчас.
Сергей Афанасьев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.