СРЕДИ 11 ТЦ, ВЫБРАННЫХ ЭКСПЕРТАМИ, ОКАЗАЛИСЬ «САВИНОВО», «КОРСТОН» И «ТАНДЕМ»

Вчера в технополисе «Химград» чиновники, ритэйлеры и девелоперы назвали торговые центры Казани, которые будут претендовать на право войти в число 100 лучших торговых центров в России. Из 27 были выбраны 11. Однако критерии оценки и сам процесс выбора лучших ТЦ, за которым следил корреспондент «БИЗНЕС Online», вызвали у экспертов ряд вопросов. 

СРЕДИ ЛУЧШИХ ТЦ РОССИИ – ПЯТЬ ИЗ КАЗАНИ

Вчера в технополисе "Химград" были названы 11 торговых центров Казани, которые будут претендовать на право войти в число 100 лучших торговых центров в России. Из 27 центров были выбраны ТК "Савиново", ТЦ "Сити-центр", супермаркет "Бэхетле" (пр. Ямашева, 71а), гипермаркет "Мегастрой", ГТРК "Корстон", ТК XL, ТОЦ Suvar-Plaza, ТРК "Кольцо", СТЦ "Мега Казань", ТРК "Парк-Хаус" и ТРК "Тандем".

Сам процесс выбора ТЦ занял около часа. У членов экспертного совета, среди которых были руководитель ТОЦ Suvar-Plaza Наиля Чабаненко, управляющий ТРК "Парк-Хаус" Михаил Зверев, руководитель департамента аренды компании "Миллениум Зилант-Сити" Дамир Хамитов, возникло много вопросов. В частности, глава представительства компании Ernst&Yonng в РТ Айрат Кавеев интересовался, почему только ТЦ Казани войдут в список лучших ТЦ Татарстана, а заместитель генерального директора ТРК "Тандем" Антон Семенов посчитал «довольно поверхностной» оценку центра в результате исключительно прогулки по нему.

Критериями выбора лучших 11-и объектов стали месторасположение ТЦ, его пешеходная и автомобильная доступность, дизайн интерьера и отделка, концепция, логистика, инженерия и управление. Через месяц из 11 центров будут выбраны пять, которые и войдут в рейтинг 100 лучших торговых центров в России. Кроме Казани, проект стартует в 20-ти крупных городах России, таких как Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара и других.

АТТЕСТАЦИЯ С ВОПРОСАМИ

Масса вопросов возникла у экспертов и при самой аттестации торговых центров. Так, первоначально в список 27-ми торговых центров Казани попали только те, которые хотя бы один раз были названы экспертами. «В данный рейтинг вошли те 27 торговых центров, которые, так скажем, в составе 10, вошли в список экспертов по предварительному опросу, - рассказал «БИЗНЕС Online» коммерческий директор технополиса «Химград» Андрей Гируцкий. - Кто-то назвал один торговый центр, кто-то другой. Те торговые центры, которые хоть раз эксперты упомянули, вошли в список. Естественно, в Казани есть торговые центры, на которые эксперты просто не обратили внимания».

Гируцкий также подчеркнул, что методика оценки торгового центра была ему «не до конца понятна». «Например, в итоговый список из 11 не попали торговые центры, чью концепцию я бы назвал удачной. Понятно, что выбранные центры отвечают требованиям современного торгового центра, где предполагается наличие общепринятых атрибутов: эскалаторов, развлекающей составляющей и других. Но у нас полно успешных торговых объектов, которые существуют в исторически сложившихся торговых местах. Тот же Муравейник, который полностью отвечает той концепции, которая была заложена. Возможно, что на рубль, вложенный девелопером, он принес большие деньги, чем крупные торговые центры. Важно ведь, где и для чего торговый центр строился. Может быть, в Муравейнике нет такого качества обслуживания, как в ведущих торговых центрах, но, может быть, оно и не нужно. Целевая аудитория другая. Именно поэтому начал строиться второй Муравейник, а места на право аренды туда какое-то время назад продавались через аукцион», - отметил Гируцкий.

Отметим, что сами организаторы мероприятия – представительство НП «Гильдия управляющих и девелоперов» ОАО «УК «Идея Капитал» - призывали его участников к активной дискуссии и диалогу, подчеркивая, что оно проводится впервые в городе. «Мы оцениваем торговые центры с точки зрения потребителя, и основная цель – оценить наиболее удачные и перспективные проекты, реализованные в России. Есть масса других конкурсов, проходящих по другим критериям», - подчеркнул генеральный директор, управляющий ОАО «УК «Идея капитал»» Айрат Гиззатуллин.

Надежда Замалиева

Комментарии:

Андрей Гируцкий - коммерческий директор технополиса «Химград»

- Когда мы делили выборку из 27-ми торговых центров, у нас было условие, что торговый центр должен быть не менее пяти тысяч квадратных метров. В Казани на самом деле огромное количество довольно успешных торговых центров, которые просто площадью меньше. Торговых центров площадью около трёх тысяч квадратных метров, может быть, и наберется около 50-ти. Также есть сдвоенные ТЦ, тот же «Муравейник». Есть просто Муравейник, есть Муравейник-2, есть Грани, есть Грани-2 и так далее.

Те торговые центры, которые мы обсуждали, очень разные. Есть торговые центры, где якорную функцию выполняет сама девелоперская компания, тот же Мегастрой, Бахетле, есть концепции специализированных торговых центров, например, мебельных.

Город развивается, поэтому трудно сказать, достаточно ли для него такое количество торговых центров, которое есть. Где-то, может быть, наступило даже перенасыщение. На самом деле о переизбытке или недостатке говорят торговые концепции, хотя отсутствие арендаторов и покупателей в торговом центре может свидетельствовать о непрофессионализме управляющей компании, потому что идей на рынке может быть огромное количество. Во многих случаях изменение ценовой политики по отношению к арендаторам меняет в корне ситуацию с торговым центром. Мне приходилось заниматься антикризисным управлением торговых центров, поднимать умирающий центр до центра со стопроцентной нагрузкой. Это достигалось путем изменения концепции. Многое зависит от чутья операторов.

В прошлом году в эксплуатацию ничего нового не вводилось. Видимо, это последствия кризиса. Строительство было приостановлено. По крайней мере, я не могу назвать практически ничего, что было введено в последние годы, за исключением, пожалуй, Франта. В этом году появление такого арендатора, как Ашан, в какой-то мере перевернет покупательские потоки в городе. Влияние Ашана на рынок продуктовых товаров, например, в Москве очень серьезное. Та ценовая политика, которую ведет Ашан, повлияет и на изменение покупательского поведения: минимум полчаса в очереди придется стоять. Казанцы к этому не привыкли.

Айрат Гиззатуллин – генеральный директор, управляющий ОАО «УК «Идея капитал»»:

- Попытки провести рейтинг среди торговых центров Казани предпринимались неоднократно. Они были разной степени успешности. Наш рейтинг - федеральный, он ставит торговые центры Казани наравне с торговыми центрами Москвы и Санкт-Петербурга, Ростова, Екатеринбурга и других городов-миллионников. Торговым центрам важно свою значимость подтвердить. Думаю, что результатами этого рейтинга будут активно пользоваться как арендаторы, так и покупатели, которые будут отдавать предпочтение тем или иным торговым центрам. Проведение рейтинга мы планируем сделать ежегодным. Сейчас он первый. Но уже есть планы по его расширению и углублению. Будет и больше городов, и не «Топ-100», а «Топ-200», «Топ-250». И есть идея от существующего формата (в рейтинге не будет определен первый, второй, самый лучший торговый центр и так далее) перейти как раз к форме выбора самых топовых центров. Информации о том, сколько торговых центров будет выбрано в других городах, у нас пока нет.

В Казани одна из самых конкурентоспособных сред в области торговых центров. Казань по обеспеченности торговыми центрами уступает только Москве и Санкт-Петербургу. Говорят о переизбытке торговых центров, но я бы не сказал, что переизбыток – это плохо. Лучше переизбыток, чем дефицит. Неуспешные торговые центры будут уходить, а оставаться только экономически обоснованные. Для населения конкуренция – это всегда хорошо. Приход новых игроков, таких как Южный, безусловно, очень повлияет на рынок. Тем более учитывайте, что большинство торговых центров в Казани строились пять-семь лет назад, за это время изменился и сам рынок, и Казань. Изменились транспортные потоки, логистика. Например, в 2005 году в Казани только запускали метро, а основные торговые центры уже в то время либо существовали, либо как раз запускались. Я бы не стал говорить, что новые объекты в Казани останутся без арендаторов, но определенный процент перераспределения будет иметь место.

Есть также большой сегмент торговых компаний, которые на рынке Казани до сего дня еще не представлены. В том числе это международные компании. В свое время на рынок Казани пришел Рамстор, и это было чем-то необычным для рынка. Сегодня Рамстор не представлен вовсе. И это нормально. Вместо него уже пришли другие игроки. То же касается многих магазинов бытовой электроники, которые двигали рынок с самого начала, а потом исчезли. Приход международных компаний и сетей, несомненно, является толчком для развития рынка во всей России. Но эта не единственная тенденция: республиканские компании часто составляют конкуренцию международным. Это тоже хорошо, потому что поддержка местных товарных производителей через торговые центры – задача, которую торговые центры вполне могут решать. А конкуренция, безусловно, повышает и цену на аренду.

Планирование ТЦ в центре города я бы не назвал ошибкой, несмотря на большие пробки, наблюдаемые сегодня. Торговый центр, расположенный за пределами города, на тот период был нецелесообразным. Город должен дорасти до подобных центров, а на это сильно влияет наличие метро. Показательно, что сегодня Южная трасса - некогда объездная дорога - является центральной магистралью с очевидными транспортными проблемами, поэтому там введется строительство развязок. Предприниматели занимаются бизнесом ради прибыли и ждать пять лет, пока город дорастет до прибыльности торговых центров на окраинах, они просто не могли. Но тут надо понимать, что у любого объекта недвижимости есть жизненный цикл. У торгового центра он наиболее короткий – около пяти-семи лет. Это тот предел, когда есть смысл проводить определенные работы по реконструкции и пересмотру концепции.

Сегодняшние реалии – это появление специализированных торговых центров, их ориентация на чёткую категорию покупателей, соответствующих арендодателей. А пять или семь лет назад еще мало кто об этом задумывался. Это говорит и о повышении культуры покупателей.

Есть еще тенденция – отделение собственника объекта недвижимости от непосредственно торговли. В Москве это очень ярко проявляется, особенно при торговле автомобилями. У нас пока все автосалоны являются собственниками зданий. Но во время кризиса многие столкнулись  проблемами выбранной стратегии: с трудом выплачивали взятые на себя кредитные обязательства. В Москве есть специализированные компании, которые предоставляют офисы для размещения автомобильных центров, есть возможность у покупателей выбирать в одном месте разные брэнды автомобилей. У нас пока все идет по другому пути, но, мне кажется, мы тоже будем развиваться по примеру Москвы.

 

Фото пресс-центра технополиса "Химград"
Видео автора