Хлебзавод, задолжавший одному из мусинских банков, погасил печи — продукт, изображенный на гербе города, возят из Челнов и Алексеевского Чистопольский хлебозавод, задолжавший одному из мусинских банков, погасил печи — хлеб теперь возят из Челнов и Алексеевского Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧУТЬ БОРЬБА ЗА ХЛЕБ НЕ ПРОИЗОШЛА»

В картотеке арбитражных судов 30 мая появилось тревожное сообщение: зарегистрировано заявление кредитора Павла Толстенко о признании банкротом Чистопольского хлебозавода. Хотя предъявлено заявление всего на 2 млн рублей, как выяснил «БИЗНЕС Online», за этим сообщением и в самом деле стоит тревожная ситуация: долги предприятия приближаются к 100 млн рублей, а кредиторы подозревают акционеров в намерении начать ликвидацию предприятия. Но самое главное — май был ознаменован локальным дефицитом самого социального из всех продуктов. Прилавки с хлебом буквально осиротели.  

В группе «Типичный Чистополь» можно отследить этапы бедствия. 8 мая появилось сообщение: «С хлебозавода начали вывозить оборудование... Куда? Зачем? Пока не знает никто...» Один из комментаторов предположил, что это могут делать кредиторы (справедливости ради отметим, это также мог сделать и должник). Самый «залайканный» комментарий Веры Рыжковой звучит так: «А когда-то Чистополь считался хлебным городом и являлся торговым центром в области торговли хлебом. Центром хлебозаготовок, где работало 40 ссыпных пунктов. Главной ведущей отраслью являлась мукомольная промышленность. Снабжали зерном всю Российскую империю и даже отправляли за границу... Под корень разрушают наш город, ничего не остается от прошлого. Кому-то, видно, выгодно это...» Добавим, что хлебная корзина изображена и на гербе города, утвержденном в 1781 году указом Екатерины II. «Золотой, клейменый четверикъ въ золотомъ полѣ, въ знакъ того, что въ семъ новомъ городѣ производится великій торгъ всякимъ хлѣбомъ», — говорилось в описании.

Но вернемся к куда менее славной современности. 10 мая в группе появилось сообщение о приостановке деятельности хлебозавода. Тут же посыпались сообщения о дефиците хлеба. Диана Илалова пишет: «Это ужас... Недавно в один прекрасный день решила заехать за хлебушком, в одном магазине нет, в другом... И так объездила 7 магазинов и нашла в „Пятерочке“ на Мельничной, там чуть борьба за хлеб не произошла... Господи, XXI век!»

Люди пишут, что им нравился чистопольский хлеб, хотя есть и критики. «Я вот всегда считал, что это объект стратегический, а оказалось просто частная лавочка», — удивляются другие. Возможно, один из сотрудников возмущается: «Директор никакой. Отец был душа. А сын развалил весь завод. Люди месяцами без зарплаты сидят. А он на курортах отдыхает. Работяг за людей не считают». На фоне «хлебной проблемы» обитатели соцсетей оказались недовольны и новостям о пивзаводе. Напомним, что детище «Татспиртпрома» в городе оценивается в 5 млрд рублей. «Без хлеба-то можно, видно, а вот без пива никак! — пишет некто Сергей Малов. — Вместо того чтобы хлебозавод в чувство привести, они миллиарды в пивзавод бухнули...» Хотя, конечно, строящееся предприятие «Татспиртпрома» к хлебозаводу никакого отношения не имеет.

Долги хлебозавода приближаются к 100 млн рублей, а кредиторы подозревают акционеров в намерении начать ликвидацию предприятияФото: chistopol.tatarstan.ru

ГЛАВА ЧИСТОПОЛЯ: «ЗАВОД ВСЕ РАВНО БУДЕМ ЗАПУСКАТЬ»

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из бывших сотрудников завода рассказал, что сейчас завод сложно назвать монополистом, как это было еще 5–10 лет назад, в город пришли и другие производители, например «Челны-Хлеб». Он также подтвердил, что в момент остановки предприятия было очень трудно купить хлеб. Другой выходец из Чистополя также подтвердил, что проблемы в начале мая были, сейчас продукцию возят из Алексеевского района. По трассе это примерно 40 км дороги. Но численность Алексеевского района — примерно 25 тыс человек, в то время как в Чистополе около 80 тыс. жителей. Так что трудности и перебои продолжаются, да и вообще приятного мало. Если раньше местный хлеб могли завозить и несколько раз в день, то сейчас по утрам в магазине его может не оказаться вовсе. Не говоря уж о том, что найти свежую продукцию и вовсе редкая радость. Ситуацию несколько спасают мелкие пекарни, но это не выход. Впрочем, другие собеседники издания рассказали, что ситуация нормализуется. Упомянутая выше Илалова на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» заметила, что «сейчас вроде бы проблем нет, хлеб привозят из Алексеевска, очень вкусный». 

Кроме того, чистопольцы помнят, как в схожей ситуации по молокозаводу он был приобретен структурами «Ак Барс Холдинга». И гадают, не произойдет ли и здесь похожий сценарий. «Разграбленная площадка была, половину оборудования на металлолом сдали», — вспоминал в интервью «БИЗНЕС Online» первое впечатление от чистопольского молокозавода гендиректор комбината Артур Егоров. В его развитие было вложено 300 млн рублей. Молокозавод в Чистополе теперь активно работает и уже подарил ЗМК «ключи» от рынка Закамья, где сейчас комбинат активно начал наращивать продажи.

Дмитрий Иванов заявил , что проблем с поставкой хлеба нет: «А хлеб у нас привозят с других городов – проблем нет» Дмитрий Иванов (слева) заявил , что проблем с поставкой хлеба нет: «А хлеб у нас привозят из других городов – проблем нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Глава Чистополя Дмитрий Иванов заявил «БИЗНЕС Online», что проблем с поставкой хлеба нет: «А хлеб у нас привозят из других городов — проблем нет. Не только из Алексеевского, и из Челнов, отовсюду». Но есть другая острая проблема, с сохранением персонала предприятия: «Главное, чтобы людей трудоустроить, но желательно, конечно, их сохранить, потому что завод все равно будем запускать. Там же помимо хлеба и кондитерские изделия очень хорошие производили. Постараемся, силы приложим на это».

На вопрос, может ли прийти на завод новый инвестор, получен осторожный ответ: «По возможным инвесторам пока обсуждаем, разговариваем и на уровне руководства. Вперед не будем забегать».

Что касается численности персонала, то еще в недавние годы она составляла 518 человек. Впрочем, в хлебной индустрии идет снижение количества рабочей силы, а в январе этого года сообщалось, что Чистопольский хлебозавод погасил долги по зарплате перед 146 работниками на сумму в 1,7 млн рублей. То есть судьба минимум полутора сотен человек сейчас зависит от будущего предприятия. 

Когда ближе к концу мая корреспондент «БИЗНЕС Online» с третьей попытки дозвонился до завода, то женщина по телефону на просьбу соединить с руководством ответила: «Ничего сказать не могу, на заводе никого нет. Предприятие в состоянии простоя, работают только кадры». Сколько будет стоять предприятие, тоже непонятно, ответила сотрудница и повесила трубку. 

В апреле 2012 года «Татфондбанк» выдал хлебозаводу кредит на сумму 147 млн рублей. Срок возврата — конец марта 2018 года В апреле 2012 года Татфондбанк выдал хлебозаводу кредит на сумму 147 млн рублей. Срок возврата — конец марта 2018 года Фото: «БИЗНЕС Online»

ВНУК ОСНОВАТЕЛЯ ПРИЗНАН БАНКРОТОМ

В чем же финансовые проблемы АО «Чистопольский хлебозавод»? На сайте «Федресурс» указано, что стоимость чистых активов Чистопольского хлебозавода на 2012 год составила 76,5 млн рублей.  Из картотеки Арбитражных судов видно, что с октября 2017 года к заводу подано 8 исков. Если в первом, на незначительную сумму, принят отказ, то остальные только рассматриваются. Среди значительных: ООО «7 озер» с требованиями в 2,1 млн рублей; ООО «Гелиада» с требованиями 22 млн рублей неустойки по двум искам. 

Также в арбитраже идет банкротство экс-члена совета директоров Рафаэля Халиуллина. Примечательно, что он является внуком Габделахата Халиуллина, которого чистопольцы называют не иначе как «основателем хлебозавода» (о нем — чуть ниже). На одном из заседаний вскрылись подробности образования долгов. В апреле 2012 года Татфондбанк выдал хлебозаводу кредит на сумму 147 млн рублей. Срок возврата — конец марта 2018 года. В марте 2015 года Халиуллин подписал договор поручительства, в котором обязался нести солидарную ответственность по обязательствам АО Чистопольский хлебозавод», лимит ответственности поручителя, впрочем, был ограничен 30 млн рублей. Права требования по кредиту были переданы Татагропромбанку. Вплоть до февраля 2017 года долг частично был погашен, но потом погашались лишь проценты. На тот момент непокрытым оставался долг на сумму 82 млн рублей. Если суммировать с другими требованиями, получается более 100 млн рублей.  В апреле 2017 года и сам банк утратил лицензию, но это уже другая история. 

А вот решения по взысканию долга с хлебозавода, как выяснилось в суде, еще не было. На это кто-то из присутствующих сделал ремарку: «То есть уже полгода не обращались?» Ту же мысль повторил и один из источников «БИЗНЕС Online», отметив, что «вроде как там завод имеет крупное значение, типа градообразующего, и они не хотят там начинать, а идут почему-то сразу к поручителю». Можно предположить, что АСВ, и так чувствующее вокруг своей деятельности социальное напряжение, не стал выступать в качестве инициатора банкротства хлебозавода. Впрочем, как видимо, акционеры решили действовать превентивно. И сейчас, когда завод уже остановился, АСВ тоже, по идее, должно включиться в процесс, чтобы назначить своего конкурсного управляющего.

Финансовый управляющий Халиуллина, Александр Крючковский, возразил против включения требований Татагропромбанка. Юрист предложил признать недействительным само поручительство Халиуллина по долгам Чистопольского хлебозавода. По словам Крючковского, на момент подписания поручительства Халиуллин не был еще в совете директоров (он вошел в него только через несколько месяцев, и то ненадолго). Однако представитель АСВ Евгения Закаблуцкая была категорична: «30 миллионов рублей — не 30 миллиардов. У физического лица вполне могли иметься активы на указанную сумму». Отметим, что Рафаэль Халиуллин ранее был управляющим казанским филиалом ЗАО «Солид Банк». Согласно документам суда, только по этому месту работы он имел ежемесячный доход в 100 тыс. рублей. Есть у него и иные компании, меньшие по оборотам. О былых успехах и финансовом благополучии свидетельствует хотя бы тот факт, что ранее он владел квартирой в одном из знаменитых элитных домов «Антики» за кабмином на улице Касаткина (некоторые из подобных квартир стоят десятки миллионов рублей). Так что возражения юриста АСВ имеют под собой основания.

В итоге суд включил требования в реестр в размере 30 млн рублей — части кредита хлебозавода. Таким образом, картина выглядит довольно необычно: претензий к самому заводу банка еще нет, но в реестр с его долгом он уже вошел.

В компании с 2010 годов среди «видимых» крупных акционеров всегда был Ринат Халиуллин В компании с 2010 годов среди «видимых» крупных акционеров всегда был Ринат Халиуллин Фото: chistopol.tatarstan.ru

МАРАТ ХУСНУЛЛИН, «АК БАРС ХОЛДИНГ» И ДРУГИЕ ГЕРОИ

Не исключено, что банкротством может окончиться история предприятия, которое создано еще до войны. История хлебозавода начинается с 1930 годов — тогда в Чистополе было много небольших пекарен, разбросанных по всему городу. На базе этого «хлебного куста» и был образован Чистопольский комбинат №12, выпускавший обширный ассортимент продукции. При этом промышленное оборудование — тестомесильные, тестоотделительные машины и прочая «хлебная машинерия» — стало появляться лишь в 1950-х годах. 

В 1960-е годы объемы выпускаемой заводом продукции достигли 40 т хлебобулочных изделий в сутки. Новый виток пришел после завершения строительства нового заводского корпуса. Это заслуга Габдалахата Галимзяновича Халиуллина, который рачительно хозяйствовал здесь с 1988 года. В 2010 году управление перешло к его сыну — Ринату Халиуллину, которого часть горожан в соцсетях и винят во всех бедах, хотя это выглядит сильным упрощением. Сам основатель предприятия ушёл из жизни два года назад, но до последнего дня занимал пост председателя совета директоров.  

Если проследить довольно запутанную историю акционеров Чистопольского хлебозавода, то можно прийти к следующим выводам. В компании с 2010 годов среди «видимых» крупных акционеров всегда был Ринат Халиуллин (правда, с долей чуть меньше 20%). Примерно в тоже время на поверхности показывается ООО УК «Универсалторг» (также около 20%) — крупный местный игрок, как считается, близкий тогда к экс-главе минстроя РТ Марату Хуснуллину, ныне вице-мэру Москвы.

Примерно в тоже время (с 2010 годов) на поверхности показывается ООО УК «Универсалторг». Как считается — близкий тогда к экс-главе минстроя РТ Марату Хуснуллину, ныне вице-мэру Москвы Примерно в тоже время (с 2010 годов) на поверхности показывается ООО УК «Универсалторг» — как считается, близкий тогда к экс-главе минстроя РТ Марату Хуснуллину, ныне вице-мэру Москвы Фото: «БИЗНЕС Online»

Когда в апреле 2012 года предприятие получило крупный кредит в Татфондбанке, среди миноритариев появляется некое ООО «Агро-Актив», которое к апрелю 2015 года наращивает свою долю с 2 до 22,87%. «Агро-Актив» примерно на 20% принадлежит «Ак Барс Холдингу». В 2016 году специализированная пресса пишет, что Чистопольский хлебозавод входит в структуру «Ак Барс Холдинга». Наряду с этим упоминается, что АБХ объединяет четыре хлебозавода (Булочно-кондитерский комбинат, Казанский хлебозавод №3, Нижнекамский хлебокомбинат, Чистопольский хлебозавод), суммарно производящих около 45% хлебобулочных изделий в Республике Татарстан.

Однако с мая 2015 года «Агро-Актив» исчезает из списка аффилированных лиц. Появляется загадочное ООО «Миэль-Л» (с долей уже в 53,97% в хлебозаводе), в то время принадлежащее Рамзису Гафиятуллину (совладельцу чистопольской же кондитерской фабрики «Заря»). И лишь с 2017 года директором компании становится ныне банкротящийся Рафаэль Халиуллин. Таким образом, можно предположить, что в это время контроль находится в руках семьи основателя завода. Прекращение выплат по кредиту совпадает с выходом «Миэля» из компании, а Ринат Халиуллин аккумулирует у себя более 82% акций «Чистопольского хлебозавода». В критический 2018 год вместо него появляется новый акционер — некий Зиннятулла Розаков (82,03% акций), он же ненадолго становится гендиректором. В феврале предприятие возглавил некто Николай Алехин, на смену которому уже в мае пришел Алексей Алехин (возможно, его брат)

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на семью Халиуллиных в то время могли как минимум оказывать влияние такие крупные игроки, как «Универсалторг» (ныне компания уже не действует) и «Ак Барс Холдинг».

Год назад руководитель хлебозавода комментировал в прессе, что после выхода «Миэль-Л» собственники, по сути, остались те же. Эта мысль не уточняется, но можно предположить, что контроль остался у семьи Халиуллиных. В то же время председатель правления союза хлебопроизводителей РТ Ильдар Никифоров сообщил тогда журналистам, что завод принадлежал «Ак Барс Холдингу» и что есть очень большой кредит Татфондбанка, который висел на «Ак Барс Холдинге», но они его «перевесили на завод». Заметим, что оформлять активы на номинальных собственников, в том числе физических лиц — вполне в духе холдинга. «БИЗНЕС Online» дозвонился до офиса Никифорова, но был получен ответ, что он находится в отпуске. Также был отправлен и запрос в «Ак Барс Холдинг» с просьбой разъяснить ситуацию с кредитом, однако на момент публикации ответа не получено.