В России серьезным фактором, влияющим на развитие образования, по-прежнему является демографическая ситуация: за последние 17 лет количество школьников сократилось более чем на 21,7%. Об этом говорится в докладе правительства РФ о реализации госполитики в сфере образования.

«За последние 17 лет (с 2000 по 2017/2018 учебный год) численность школьников сократилась более чем на 21,7%. Демографическая яма с уровня общего образования перемещается на уровень профессионального (среднего профессионального и высшего) образования», — сказано в докладе, адресованном Федеральному Собранию.

Так, по итогам мониторинга, проведенного минобрнауки в 2016−2017 годах, прогнозная численность студентов вузов в следующем учебном году (2018/19) может составить около 4,3 млн человек — это на 40% меньше, чем число студентов, обучавшихся в 2009 году (7,4 млн).

В этом же время наблюдается тенденция повышения рождаемости в последние годы — как следствие, увеличивается численность детей дошкольного и младшего возраста и повышается потребность в доступном дошкольном и начальном образовании. Поэтому до сих пор остается насущной задача обеспечить доступность такого образования — главным образом для детей до трех лет. В связи с этим в ряде регионов надо создать дополнительные места в детсадах, а также развивать альтернативные формы дошкольного образования.

Еще одна проблема — в нехватке школ, констатируют в правительстве: сейчас в 18,6% школ по всей стране обучение ведется в две, а иногда и в три смены. «Необходимо строить новые школы и реконструировать имеющиеся, что в конечном итоге должно обеспечить проведение учебных занятий в первую смену во всех общеобразовательных организациях», — заключили в правительстве.

Ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин назвал демографическую яму главным риском для экономики. По его словам, в ближайшие лет 13 трудоспособное население в России уменьшится на 10 млн человек. При этом исторически низкий показатель безработицы, зафиксированный сейчас в стране, объясняется не большой занятостью, а также демографической ямой.