...
Фото: Олег Спиридонов

«МЫ СЧИТАЕМ ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ»

Жертвой бюрократических разборок неожиданно стала самая крупная рекламная конструкция города под названием «Чаллы», расположенная около торгового центра «Омега». 7 мая исполком города постановил снести ее в месячный срок. Об этом на своей странице в «Живом журнале» сообщил общественности оппозиционный депутат Сергей Яковлев. В качестве доказательства он приобщил к посту ответ исполкома города от 10 мая за подписью руководителя Рината Абдуллина. В нем, в частности, говорится, что стела в реестре выданных разрешений на рекламные конструкции отсутствует. Данный объект находится на земельном участке, право госсобственности на которое не разграничено. 

Как так получилось? По информации Яковлева, администрация города выделила собственникам «Омеги» два земельных участка: один площадью 27 тыс. кв. м в 2004 году под строительство здания торгового центра ООО «Омега», зарегистрированного в Челнах, другой — в 2006 году для строительства гостевой парковки для этого центра площадью 15,1 тыс. кв. м для ООО «Омега», зарегистрированного в Москве. В 2008 и 2009 годах исполком, обратившись в Арбитражный суд РТ, расторг договоры аренды в связи с регулярной неуплатой. Москвичи при этом не платили ни разу за три с лишним года за использование земельного участка в центре города. «Стройинвестипотека» купила помещения торгового центра у «Омеги» и на основании права собственности на объект сформировала участок в новых границах. Однако в дальнейшем «красная линия», разграничившая земли общего пользования от отведенной торговому центру земли, «подрулила» волею сотрудников исполкома к ранее сформированному (в 2014 году) участку, сделав невозможным как продажу земельного участка за линией через аукцион, так и ее коммерческое использование — под гостевую стоянку торгового центра «Омега». То есть формально эта земля отошла в ведение муниципалитета. На этом куске и располагается злополучная стела.

... Сергей Яковлев
Фото: Олег Спиридонов

В соответствии с ФЗ «О рекламе» стела должна быть демонтирована собственником в течение месяца со дня выдачи предписания исполкомом. Предписание направлено 7 мая 2018 года — стало быть, уже 7 июня стела должна исчезнуть с лица земли.

«Ходатайствую перед мэром города Набережные Челны Магдеевым Н.Г. за конструктивное позитивное разрешение ситуации, сложившейся с предпринимателем, строителем и собственником стелы „Чаллы“, — пишет депутат. — Владелец выстроил отношения землепользования с собственниками ТЦ „Омега“, изначально расположившись на их участке, а те, в свою очередь, сняв участок с учета, не уведомили его о расторжении договора аренды с муниципалитетом и о постановке участка в новых границах, на котором физически его стела уже не находится».

Стела представляет собой трехгранную конструкцию высотой около 25 метров. В числе рекламодателей, судя по имеющимся баннерам, — арендаторы самой «Омеги»: федеральная сеть обуви и аксессуаров Kari, сеть по продаже бытовой электроники «Эльдорадо», магазин цифровой техники DNS, крупная сеть розничных веломагазинов «Велоград», ювелирная сеть «Яхонт». Собственник рекламной конструкции — компания «Спектр». Совладельцами ее являются три человека: Игорь Димитриади, Данис Галин и Марс Сагитов с примерно равным распределением долей в бизнесе. Актуальных финансовых показателей компания не публикует.

...
Фото: Олег Спиридонов

Судя по данным базы «Контур.Фокус», рекламный бизнес у партнеров — далеко не единственный и неосновной. Так, Галин является совладельцем еще 8 компаний, среди которых ООО «Региональная нефтесервисная компания» с казанской пропиской, ООО «Редуктор-С» из Ижевска, ООО «ЦБПО» и ООО «Автобаза РНК», занимающиеся арендой и лизингом строительных и прочих машин и оборудования. Димитриади специализируется на ресторанном, развлекательном и туристическом бизнесе, а также аренде недвижимости — у него тоже 8 действующих бизнесов, среди которых ООО «МИГ», ООО «Аверс и К», ООО «Вектор 4», ООО «Партнер». Кроме того, он выступает совладельцем челнинского кинотеатра «Иллюзиум», где на его долю приходится 10%. Сагитов выступает руководителем и совладельцем аптек ООО «Медфарм» и ООО «КоралХим», занимающегося неспециализированной оптовой торговлей.

В разговоре с «БИЗНЕС Online» Сагитов рассказал, что компания ведет переговоры с муниципалитетом относительно дальнейшей судьбы рекламной конструкции и «надеется закончить все миром». «Мы считаем это несправедливостью, — сказал Сагитов. — Первоначально, когда мы стелу строили, нам все бумаги подписали. Мы же не могли ее просто так поставить. Город поддержал. В то время были другие руководители, и они нам давали разрешение (разрешение на установку конструкции было выдано в марте 2014 года, то есть за несколько месяцев до ухода из города экс-мэра Василя Шайхразиева прим.ред.). Но есть же зона ответственности! Пришли новые люди и сказали: давайте уберите. Так дела не делаются. Нам необходимо некоторое время, чтобы сейчас дела уладить с исполкомом». По его словам, у компании «Спектр» был паспорт на стелу, который дает возможность для конструкции простоять до марта 2019 года. На прошлой неделе этот паспорт аннулировали в одностороннем порядке.

По словам Сагитова, в случае негативного развития событий компания понесет огромные убытки, так как стела сама по себе как объект очень дорогая. «Там только 15 „КАМАЗов“ бетона внутри, на 20 метров сваи углублены. У нас тогда не было необходимости, хотя можно было по закону ее зарегистрировать как недвижимое имущество, и тогда бы, наверное, такая ситуация вообще не возникла. Но на тот момент никто этим не занимался», — уточнил собственник стелы.

Хамид Бегишев Хамид Бегишев Фото: nabchelny.ru

СПОРЫ ВОКРУГ «ОМЕГИ»

Работа ТЦ «Омега», по мнению Яковлева, постоянно приводит к причинению ущерба городскому бюджету. Как утверждает Яковлев, москвичи за три с лишним года ни разу не заплатили за участок в 15,1 тыс. кв. м, который использовался под стоянку, а исполком даже не воспользовался возможностью привлечь к ответственности учредителей ООО «Омега» и потребовать вернуть городу участок в первоначальном виде. Кроме того, Яковлев обратил внимание на разницу в платежах между ТЦ «Торговый квартал» и ТЦ «Омега», примерно одинаковыми по площади. По информации, предоставленной депутату руководителем исполкома Челнов, получается, что за 10 лет владельцы первого здания заплатили в бюджет 139,2 млн рублей, а второго — 43,8 миллиона. А после реорганизации 45% земельного участка под торговым центром с парковками, рекламными стелами фактически снято с кадастрового учета, чем, по мнению Яковлева, государству наносится ежегодный ущерб примерно в 14 млн рублей. Общая же сумма недополученных бюджетом средств, по подсчетам депутата, превышает 171 млн рублей.

Гендиректор ООО «Стройинвестипотека», один из совладельцев ТЦ, Хамид Бегишев заявил «БИЗНЕС Online», что данные оппозиционера неверны. «Мы несколько удивлены той информацией о платежах ТЦ „Омега“, которая опубликована г-ном Яковлевым, — указано в письменном ответе на официальный запрос нашего издания. — Сохранившиеся платежные поручения ООО „Стройинвестипотека“ представило исполнительному комитету для составления акта сверки». Разницу же в платежах между «Омегой» и «Торговым кварталом» Бегишев объяснил тем, что участки, занимаемые этими ТЦ, «отличаются площадью, видом разрешенного пользования, которые в значительной степени влияют на их кадастровую стоимость и, соответственно, на рассчитываемую от нее арендную плату».

Что же касается того, что якобы на кадастровом учете стоит только 55% участка «Омеги», Бегишев напоминает, что у ТЦ четыре собственника: «Стройинвестипотека», «Перекресток-2000», «Рентол» и «АК БАРС» Банк. «Учитывая, что ранее земельный участок предоставлялся под строительство торгового центра, ООО „Стройинвестипотека“ обратилось в исполнительный комитет с ходатайством о формировании земельного участка для эксплуатации ТЦ и предоставлении его в аренду. Думаю, очевидно, что для строительства объекта согласно СНиПАм требуется бóльшая площадь земельного участка, чем для его эксплуатации», — объясняет он. Данный участок площадью 32 658 кв. м и был сформирован, поставлен на кадастровый учет и предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. В границы земельного участка вошли и парковки, и рекламные конструкции, расположенные вдоль здания ТЦ «Омега».

...
Фото: Олег Спиридонов

Сегодня, отвечая на звонок корреспондента «БИЗНЕС Online» о стеле, Бегишев не захотел комментировать ситуацию, заявив, что «со временем сложно из-за собрания акционеров». «Учредителей надо поставить в известность и ознакомить их со статьей Яковлева», — заметил при этом Бегишев.

ЗЕМЛЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИНАДЛЕЖАЛА «ОМЕГЕ»

Эксперты рекламного рынка Челнов считают, что легко сказать — снести стелу. На деле же проще не сносить, а отдать ее на аукцион.

Антон Явхута — гендиректор ООО «РПК „ИнтерМедиаСервис“»:

— У истоков появления этой стелы стояла наша компания. Мы ее изготовили в кооперации с другими собственниками, поскольку проект был дорогостоящим, но в дальнейшем свою долю продали. Сагитов тоже был одним из партнеров. В то время речь в муниципалитете шла об эстетическом облике «Омеги». Власти города считали, что на торговом центре висит слишком много рекламы и хорошо бы здание разгрузить, сделать посимпатичнее. Возник вопрос об интересах арендаторов, потому что каждый из них хочет заявить о себе. Тогда и родилась идея построить стелу, но запланирована она была не в том виде, который имеет сейчас. Были предусмотрены световые короба, по центру должны были разместиться три светодиодных экрана, так как стела имеет форму трехгранной пирамиды. Однако в дальнейшем решение о демонтаже рекламных конструкций с фасада «Омеги» так и не было принято, администрация города согласовала их расположение и внешний вид. У нас возникли сложности с поиском рекламодателей на стелу. Именно тогда «ИнтерМедиаСервис» вышел из проекта, передав эксплуатацию нашим бывшим партнерам, в том числе господину Сагитову. Владельцы, видимо, стали искать более удобные форматы для рекламодателей и для обслуживания конструкции. Световые короба были демонтированы, подсветку организовали внешнюю, с помощью светильников, рекламные поверхности приобрели форму квадрата — в этом случае просто набивается баннер. Судя по всему, владельцы пытались снизить стоимость обслуживания стелы и, соответственно, стоимость услуг для заказчиков. На мой взгляд, стела в ее нынешнем виде неэстетична, хотя это, конечно, вопрос вкуса.

Тем не менее, если сравнивать эффективность стелы и билбордов, то она, конечно выигрывает. Конструкция установлена на перекрестке двух, можно сказать, центральных городских проспектов — Мира и Дружбы Народов, она очень хорошо просматривается. Автомобильный трафик в этой точке всегда большой. Еще во времена установки стелы, по данным ГИБДД, через перекресток проезжали более 5 тысяч машин в час в обоих направлениях. Это очень хороший трафик, при этом между стелой и проезжей частью нет деревьев и других преград обзору. Рядом один из крупнейших торговых центров. Теоретически можно установить ставку аренды на уровне городских билбордов, но, насколько мне известно, владельцы сдавали поверхности немного дешевле. Думаю, единственный законный вариант сохранить стелу для владельцев — аукцион. Если «Омега» не будет против, то можно, конечно, и перенести конструкцию, но это дорого. Стоимость стелы условно делится на две части: во-первых, это сама металлоконструкция с рекламными поверхностями, а во-вторых, фундамент. Стоимость фундамента составляет весьма значительную долю в общих затратах, поэтому перенос потребует новых серьезных вложений. При этом пострадает и обзор стелы, потому что она удалится от проезжей части. Что же касается земли, то при установке стелы все документы у нас были в порядке, так как земля действительно принадлежала «Омеге».

Фанис Харисов — гендиректор ООО «Реклама-Центр»:

— Стела около гипермаркета — это очень выгодный формат для ее владельца. Она ориентирована на арендаторов «Омеги» и однозначно никогда не будет пустой. Насколько я знаю, среди них даже очередь есть на размещение, не всем хватает мест. Арендаторов-то много. Если стела оказалась теперь на муниципальной земле, то владельцу остается только пройти через аукцион на размещение рекламной конструкции. Просто землю под стелой ему, наверное, в аренду не отдадут — обычно так не делается, нужно получать разрешение по регламенту. Сложно прогнозировать, будут ли у владельца в случае аукциона конкуренты, рекламный рынок Челнов сейчас полон сюрпризов. Ждем одного — получается другое. Например, недавно прошел аукцион по размещению рекламы на остановках. Мы думали, это никому не нужно, а по факту получили активную борьбу. Из-за остановок на рынок вышли люди, которые никогда этим направлением не занимались, — и местные индивидуальные предприниматели, у которых какая-то реклама была, но не остановки, и иногородние. Ни москвичей, ни питерцев, ни казанцев не было, но участвовали, например, уфимцы, самарцы. Думаю, из тех, кто у нас в Челнах плотно занимается рекламой, вряд ли кто-то пойдет на аукцион бороться за это место. Но посторонние — вполне. Возможно, и из числа арендаторов «Омеги» кто-то захочет. Возможен, правда, еще один вариант — договориться с «Омегой» и перенести стелу на тот участок, который у торгового центра остался под парковкой.

Р. S. Уже после публикации материала исполком города прислал ответ следующего содержания: «Исполнительный комитет города Набережные Челны в начале мая 2018 года направил в ООО „Спектр“ уведомление об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной возле ТЦ „Омега“, а также предписание на демонтаж. В течение одного месяца компания должна демонтировать данную стелу. Если собственник не предпримет мер, то городские власти демонтируют объект».