Правительство России среагировало на небывалый рост цен на топливо и готовит снижение акцизов с 1 июля, чтобы сподвигнуть НПЗ умерить оптовые цены и сдержать рост «розницы». В Татарстане бензин и дизтопливо дорожают третью неделю подряд, а коммерческие перевозчики, терпящие допрасходы, бьют тревогу. Организаторы речных круизов и вовсе готовы остановить корабли. Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись во мнениях, ждать ли улучшения, но математически низкий акциз должен обрушить цену на 3 рубля за литр.
После консультаций с ФАС России и депутатами Госдумы Дмитрий Козак решил снизить топливные акцизы
АКЦИЗЫ — ВНИЗ
Правительство России озаботилось проблемой резкого роста цен на бензин. Сразу несколько ведущих СМИ — «Коммерсант», «Ведомости» — сегодня утром сообщили о том, что после консультаций с ФАС России и депутатами Госдумы вице-премьер по топливно-энергетическому комплексу Дмитрий Козак решил снизить топливные акцизы. По сведениям «Коммерсанта», совещание по этой теме у Козака прошло вчера, 22 мая, и его участники были единодушны в своем решении. Уже с 1 июля акцизы на бензин могут упасть на 3 тыс. рублей за тонну, на дизельное топливо — на 2 тыс. рублей за тонну. Таким образом, оптовые цены от российских НПЗ должны будут немного дешеветь, что должно повлиять и на розницу.
Сейчас ставки акцизов составляют чуть более 11,2 тыс. рублей и 7,66 тыс. рублей на тонну. С 1 июля они должны были вырасти на 679 рублей и 583 рубля соответственно, но теперь повышение отменяется — будет понижение.
Решение было принято в первую очередь из-за резкого роста розничных цен на бензин и дизтопливо в последнее полугодие. Как неоднократно писал «БИЗНЕС Online», с начала года росли как оптовые цены на заводах-изготовителях, так и котировки на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Особенно резко повышение стало заметно весной 2018 года. Так, например, в марте-апреле ТАИФ-НК повысил цены на свою продукцию на 2−3 тыс. рублей за тонну, Уфимские НПЗ — на 4 тыс. рублей за тонну. На Санкт-Петербургской бирже тонну АИ-95 в апреле продавали за 46,2 тыс. рублей, 92-й бензин — за 44,388 тыс. рублей за тонну, а это примерно на 3 тыс. дороже, чем в марте. Примерно на 2 тыс. рублей подорожало и дизельное топливо.
Розничные цены неизбежно поползли вверх, а в ассоциации независимых АЗС, чья маржа упала до нуля и даже ушла в минус, начали бить тревогу, говоря о грядущем разорении. Повышение ощутили все регионы, сильнее всего цена на топливо выросла в Махачкале, Рязани и Кирове.
В Татарстане рост цен тоже оказался весьма ощутимым: заправки переписывают ценники уже две-три недели подряд, добавляя 0,8–1 рубль за литр
ТРИ НЕДЕЛИ РОСТА ЦЕН
В Татарстане рост цен тоже оказался весьма ощутимым: заправки переписывают ценники уже две-три недели подряд, каждую неделю в среднем на 0,8–1 рубль за литр. Первые два ценовых скачка были согласованы с местным регулятором — управлением рационального использования ТЭР при кабмине РТ под руководством Роберта Гилязиева. На сегодняшний день для участников топливного рынка республики рекомендации таковы: продавать АИ-80 не выше 37,3 рубля за литр, АИ-92 — не выше 39,2 рубля за литр, АИ-95 — не выше 41,8 рубля за литр, дизтопливо — 41,6 рубля за литр. Основные участники рынка их соблюдают.
На прошлой неделе оператор «Апэкс» повысил цены на бензин на 70 копеек и на дизельное топливо — на 1 рубль за литр
Однако поскольку далеко не все АЗС, работающие на рынке республики, входят в совет при управлении ТЭР, на отдельных заправках Казани, как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», топливо продолжает дорожать. Например, на прошлой неделе оператор «Апэкс», имеющий 8 АЗС по городу, повысил цены на бензин на 70 копеек и на дизельное топливо — на 1 рубль за литр. Сейчас розничная цена литра 92-го бензина здесь составляет 39,9 рубля, 95-го — 42,5 рубля. Дизельное топливо автомобилистам предлагают за 42,9 рубля/л. Пользователи соцсетей удивляются ценам на малоизвестной автозаправке MAG на Челюскина, где оператор «Мегаавтоград» продает 92-й бензин за 40,5 рублей за литр, что на 1,3 рубля дороже, чем в среднем по городу, а АИ-95 — за 42,5 рубля/л, то есть дороже на 70 копеек. Зато литр дизельного топлива обходится там дешевле, чем на других АЗС, — 41,5 рубль.
Пользователи соцсетей удивляются ценам на малоизвестной автозаправке MAG, где 92-й бензин продают за 40,5 рублей за литр, что на 1,3 рубля дороже, чем в среднем по городу, а АИ-95 — за 42,5 рубля/л, то есть дороже на 70 копеек
«За неделю прибавили цены два раза: в понедельник, кажется, и в субботу. Возмущаются все, только а что толку-то? Водители говорят: „Это что за безобразие такое, с ума сошли, что ли?!“ А мы-то что поделаем? Не мы же решаем», — с горечью говорит оператор «Апэкса» на Столбова Лейсан Шарафиева. «Реагируем на повышение цены отрицательно, конечно. Постоянно замечаю повышение, особенно в последние месяц-два. Я думаю, что сейчас уменьшается спрос на бензин. Люди все равно начнут экономить. Например, я уже начал меньше ездить», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» автовладелец Сомон Гаримадов.
Туркомпании, эксплуатирующие круизные теплоходы, из-за роста топливных цен оказались на грани выживания
«МЫ ПРОСТО ОСТАНОВИМ КОРАБЛИ, ПОТОМУ ЧТО НЕ СМОЖЕМ ВЫПОЛНИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА»
Бить тревогу начали и прослойки бизнеса, тесно завязанные на потреблении топлива. Так, например, позавчера казанская туркомпания «Волжские путешествия», эксплуатирующая несколько круизных теплоходов, на страницах «Татар-информ» объявила о том, что из-за роста топливных цен оказалась на грани выживания. «Мы просто остановим корабли, потому что не сможем выполнить свои обязательства перед туристами при таких ценах. Мы не продавали по таким высоким ценам путевки, мы продавали их из расчета максимум 35 тысяч рублей за тонну топлива, а не по 53 тысячи за тонну», — заявил директор компании Вячеслав Самолин. Свои опасения он подтвердил и в беседе с «БИЗНЕС Online». «Вся страна столкнулась с этой проблемой, только я слишком маленькое звено в этом государстве», — с горечью сказал предприниматель.
Автобусные перевозчики страдают не так сильно, как владельцы кораблей, но тоже чувствуют допрасходы, рассказал «БИЗНЕС Online» Сергей Сотников, исполнительный директор ООО «Реверс», участник некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана». «У нас топливная составляющая в наших перевозках — это где-то треть от всех расходов. У речного транспорта топливная составляющая очень большая в структуре расходов. Там 50 процентов может достигать, но треть — это минимум. И у них еще и сезон короткий», — объясняет он особое положение «круизников». «Если брать наш бизнес, то мы это тоже чувствуем и страдаем. Мы всячески пытаемся поднимать цены на перевозки и с клиентами постоянно контактируем на эту тему. И дальше по цепочке — кому мы поставляем услуги, у них тоже поднимается цена на их товар, — говорит он. — Вот вроде вопрос повышения цен на топливо разовый, смотрится незначительным, а если брать статистику за последние два-три года, то это, конечно, существенно».
По словам Сотникова, от резкого роста топливных цен больше всего будут страдать перевозчики, которые заключают договоры на длительный период — как, к примеру, и круизные компании, собирающие деньги с туристов заранее. «Каждый год многие компании выигрывают тендеры на грузоперевозки, и мы в частности. Соответственно, мы закладываем расходы и стараемся предвосхитить рост цен на топливо и прочее», — объясняет Сотников. «Останавливать бизнес мы, конечно, не будем. Но рост цен для клиентов есть», — рассказала «БИЗНЕС Online» директор транспортно-экскурсионной компании «Автотурист» Оксана Брусина. Аренда автобусов становится дороже. «У нас получается, что люди, которые заказывают экскурсии, располагают чуть большим количество денег, и у них есть какая-то возможность поднять цены. А вот для маршрутчиков уже такой возможности нет», — рассуждает она.
Автобусные перевозчики страдают не так сильно, как владельцы кораблей, но тоже чувствуют допрасходы
«ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ПРОВОЦИРОВАНИЯ РОСТА ЦЕН НА БЕНЗИН В СТРАНЕ — ЭТО ПОСТОЯННЫЙ РОСТ АКЦИЗОВ»
«БИЗНЕС Online» опросил экспертов, поможет ли рынку ожидаемое снижение топливных акцизов — в том виде, которое готовит правительство России.
Марат Галеев — председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:
— Снижение акцизов должно подействовать, потому что главная (но не единственная) причина провоцирования роста цен на бензин в стране — это постоянный рост акцизов. Доля акцизов в цене бензина у нас по сравнению с другими странами одна из самых высоких в мире, раза в два больше по удельному весу, чем в развитых странах. Другая причина, которая провоцировала рост цен в последние месяцы, — это то, что экспортировать бензин стало выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. Этот фактор будет продолжать действовать. Снижение акцизов на эту ситуацию если и сможет повлиять, то очень опосредованно.
Будет ли цена на бензин расти или стабилизируется — вопрос непростой. Если вспомнить, то в 2010 году при том курсе доллара (средний курс в 2010 году — 30,36 рублей за доллар — прим. ред.) литр бензина стоил около доллара. В Америке литр бензина также стоил около доллара, так что наши цены были сопоставимы. Сейчас при нынешнем курсе доллара (около 61 рубля за доллар — прим. ред.) литр бензина стоит существенно дешевле доллара. Поэтому если брать привязку к международному уровню, то могут и эти тенденции возобладать. Но ведь цена на бензин не только от курса зависит. Она связана с платежной способностью потребителей — как физических лиц, так и бизнеса. И падение рубля не повысило покупательную способность населения внутри страны, поэтому цены стали сдерживаться. В Европе бензин в большинстве стран стоит больше доллара за литр, хотя по разным странам есть сильные колебания, это зависит от политики стран. Скажем, в Дании дорогой бензин, там вы не встретите «прожорливые» автомобили, в том числе и у состоятельных людей.
Не думаю, что запуск производства автомобильного бензина на ТАНЕКО, который планируется в этом году, сильно скажется на цене на бензин. Производитель ведь не работает исключительно на наш рынок, в структуре продаж любого НПЗ есть и экспорт, и продажи в другие регионы. То, что ТАНЕКО будет производить бензин, это хорошо с какой стороны? Это ликвидный товар, который продается везде: и внутри страны, и за ее пределами, это и налоговая база. Кроме того, новые мощности всегда связаны с ростом качества продукции, что хорошо для экономики.
Ренат Муслимов — член АН РТ, консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений:
— Я думаю, что на снижение это не повлияет, но цены стабилизируются. Мера хорошая, но ожидать снижения не стоит. Не забывайте про действующую сделку России с ОПЕК о сокращении добычи нефти. Та же Саудовская Аравия гнет свою жесткую линию и всеми силами стремится стабилизировать цену или сделать ее еще выше. Все идет к тому, что цены продолжат рост, так как стоимость на мировом рынке поднимается и выгоднее поставлять нефть на экспорт. Естественно, на этом фоне цена может продолжить рост, но предлагаемые меры, скорее всего, поспособствуют стабилизации цен на сегодняшнем уровне до осени, а там уже будет другая ситуация. На цену нефтепродуктов большое влияние оказывают политические решения, как ни крути. Эти решения не слушаются экономического закона спроса и предложения. Здесь политика превалирует. Надо следить за политикой, прогнозировать ее и тогда в какой-то степени можно будет прогнозировать цены на нефть. Я думаю, что в ближайшее время существующие цены останутся, затем немного упадут, а в следующем году опять начнется небольшой рост.
Ирек Сулейманов — президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:
— Во-первых, речь идет о снижении акцизов с июля, но на цене на бензин это отразится не раньше августа (так как распродаются закупленные ранее объемы топлива — прим. ред.). Во-вторых, если будет такое же административное сдерживание розничных цен, это мало чем нам поможет, потому что за оптовыми ценами нет никакого контроля, более того, акцизы еще постоянно повышают, чтобы наполнить бюджет, но видите, к чему это приводит? Однако при этом административным путем сдерживаются розничные цены, что приводит к абсурдной ситуации, когда оптовые цены дороже розничных. Такого нет нигде в мире! Это как если бы солнце взошло на западе. Мы об этом говорим уже полгода. Нас наконец-то услышали, значит, будут какие-то подвижки. Более того, взялся за это дело уважаемый Дмитрий Козак — теперь мы хотя бы понимаем, к кому обращаться в первую очередь. Он собрал ФАС, нефтяные компании, минэнерго, и они приняли пока такое вот промежуточное решение. Но если у нас так же будут регулироваться розничные цены, то что это за бизнес такой? Ведь несмотря на то, что вчера было сделано такое выступление, оптовые цены на бензин на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже снова растут. В стоимости бензина порядка 70 процентов, как мы считаем, составляют акцизы и налоги. Чисто математически снижение акцизов на 3 тысячи рублей на тонну дает снижение в размере 3 рублей на литр бензина. Но в реальных условиях это, конечно, не может произойти. Рынок — это не математика, сразу этого однозначно не произойдет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 72
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.