«В СУМЕРКАХ ВЫПОЛЗАЮТ НА ПОСЛЕДНИЕ БИТВЫ ЧУДОВИЩА»

Время действия — 3 часа 15 минут (начало рассвета). Место действия — пространство под мостом «Миллениум» со стороны улицы Подлужной. Так интригующе выглядит один из театральных эскизов, который будет представлен в эти выходные на традиционной, уже пятой по счету, лаборатории «Город АРТ-подготовка» фонда «Живой город». Причем на этом интриги не заканчиваются. Дело в том, что в таком необычном  месте и в необычное время «зрителям-совам» покажут эскиз пластического спектакля «Молот. Сумерки», посвященный непростым обстоятельствам жизни Казани 1980-х. Сами авторы «Молот. Сумерки», потенциально главного события лаборатории, предпочитают не говорить, что делают спектакль о печально знаменитом «казанском феномене», предпочитая выходить на более широкий круг обобщения и вспоминая Сведенборга и Ницше.

Автор идеи и синопсиса к эскизу — один из руководителей «Живого города», директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. «Тонкая прослойка „культуры“ отделяет человека от животного. Настолько тонкая, что часто, при неловком движении или внешнем воздействии, она отходит или вовсе отлетает, обнажая мясо, кровь, жилы и желтые зубы зверя, — там сам Силкин объяснил суть замысла в беседе с „БИЗНЕС Online“. — На протяжении жизни, переливаясь, полностью или частично мы путешествуем по лестнице сущностей; коготок то вязнет, то нам удается высвободить его, и Ад Сведенборга путешествует за нами, нашими мыслями и делами. Путь животного заманчив, человечески сложен. Доблестные твари, поднимая руку или оружие на себе подобных, мечтают о полях Валгаллы, вечной славе Воинов. Всеразрушающий молот крушит кумиров и представления о моральном и аморальном, в сумерках выползают на последние битвы чудовища».

Реализовать оригинальную идею должна хореограф Алина Мустаева, в распоряжении которой оказались как танцовщики, так и драматические актеры. Главные театральные достижения Мустаевой — она отвечала за пластику в громких спектаклях «Магазин» и «Медея» Альметьевской драмы, явно не вписывающихся в привычные представления о работах провинциальных театров. «О чем эта история? О том, как сложно порой сделать правильный выбор. К этой вечной теме лично меня подтолкнула работа Фридриха Ницше „Сумерки идолов, или Как философствуют молотом“. Кто твои идолы? Временные они или вечные? И будут ли они заменены новыми? Наше пластическое эссе — это одна из попыток поразмышлять над этими вопросами», — рассказала Мустаева «БИЗНЕС Online». Тема сумерек отчасти реализована и во времени показов — они случатся в воскресенье строго на рассвете и закате дня.

Кстати, у этого проекта есть и свой композитор — Олег Гудачев из Санкт-Петербурга. А как все вышеперечисленное будет работать в качестве театрального действа — колоссальная интрига «Молот. Сумерки».

«КАЗАНСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ, ВО-ПЕРВЫХ, ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ КАЗАНИ»

Напомним, суть театральных лабораторий в том, что за 7–10 дней режиссеры, драматурги, актеры и прочее путем самой что ни на есть интенсивной работы готовят эскизы спектаклей, которые и представляют публике. Они могут остаться единичным, пусть даже и ярким опытом, а могут со временем превратиться и в репертуарную постановку в привычном театральном учреждении. Люди, не слишком знакомые с современным театром, часто говорят о подобных лабораториях как о чем-то не слишком серьезном, между тем само это движение, во главе которого стоит худрук многих проектов «Живого города» Олег Лоевский, дало путевку в жизнь, к примеру, многим отечественным режиссерам.

Решают театральные лаборатории и другие задачи. «У нас есть две лаборатории, которые уже стали ежегодными, — это „Свияжск АРТель“ и „Город АРТ-подготовка“, — рассказывает „БИЗНЕС  Online“ директор „Живого города“ Инна Яркова. — И последние два года четко наметилось, что у них две совершенно разные концепции. В Свияжск мы приглашаем каких-то больших режиссеров со своим видением. А казанская лаборатория, во-первых, для жителей Казани и, во-вторых, для развития наших молодых ребят, которые, так или иначе, занимаются театром. В этом году главной темой „АРТ-подготовки“ стала сама Казань, и мы решили, что идеи эскизов спектаклей должны подавать жители города. Пришло порядка 50 заявок, из которых мы выбрали четыре, после чего каждую идею уже застраивали командой профессионалов».

Правда, надо сказать, что в итоге авторы идей, которые будут реализованы на лаборатории, — все люди известные, а Силкин так и вовсе воспользовался «служебным положением». По словам Ярковой, было множество ярких предложений, которые не попали в итоге в проект. Это обусловлено тем, что организаторы старались, чтобы темы всех эскизов (а их будет четыре) перекликались и были связаны с определенными «болевыми точками» Казани современной или же не столь далеко прошлого. В любом случае авторы идей в качестве кураторов влились в команду, делающую спектакль.

По словам директора «Живого города», одновременно руководящей творческой лабораторией «Угол», большинство из эскизов пятой по счету «АРТ-подготовки» должны войти со временем в репертуар «Угла», даже если на этот раз для показов выбраны другие локации.

Кроме того, Яркова в разговоре с «БИЗНЕС Online» заметила, что лаборатория проводится при поддержке министерства культуры РТ, причем новоиспеченный министр Ирада Аюпова в эти выходные может лишний раз порадоваться за развитие фактически собственного детища. Этот проект «Живой город» несколько лет назад запускал при непосредственном участии Аюповой, которая тогда еще была первым замминистра при Айрате Сибагатуллине.

Олег Лоевский и Инна Яркова Олег Лоевский и Инна Яркова

«САМА ТЕМА ЛАБОРАТОРИИ «АРТ-ПОДГОТОВКИ» ЗВУЧИТ СИЛЬНО: ПРО КАЗАНЬ, ПРО ТО, ЧЕМ ЖИВЕТ ГОРОД, ЧЕМ ОН ОДЕРЖИМ»

Возвращаясь к болевым точкам Казани. Еще одним хитом «АРТ-подготовки» обещает стать эскиз под названием «Дом» от режиссера Веры Поповой, известной по работе в знаменитом драматическом театре Прокопьевска. Драматургическая основа — истории жителей Мергасовского дома, расселение которого по-прежнему является заметным инфоповодом. Собирали эти истории поэтесса Йолдыз Миннуллина и писательница, а также с некоторых пор заметная медиаперсона, Радмила Хакова. «Они работали в тандеме. Кто-то непосредственно приходил во двор и разговаривал с жильцами, кто-то собирал информацию по вторичным источникам», — рассказывает «БИЗНЕС Online» Яркова. Куратором проекта стала театральная художница Ксения Шачнева, она же будет выполнять и свои профессиональные обязанности. Дополняет команду и громкое композиторское имя питерца Владимира Раннева. Сами же показы эскиза пройдут здесь, на балконах нескольких этажей Мергасовского дома, выходящих на улицу Кави Наджми, причем зрители будут сидеть на возвышении через дорогу.

Не обойдется на лаборатории и без татарской темы. Музыкант Радиф Кашапов выступил куратором эскиза «Хроника одной судьбы», в основе которой книга «Черная Колыма» Ибрагима Салахова. Это единственная из постановок, которая пройдет в привычном театральном пространстве — в «Углу», в ней будут заняты актеры Камаловского театра.

Режиссером выступает опытный Дмитрий Акриш. «Я не раз участвовал в театральных лабораториях и очень благодарен за это Олегу Семеновичу Лоевскому — это всегда какой-то новый опыт, новая провокация. В случае с лабораторией „Город  АРТ-подготовка“ это особая ответственность — работать с лучшими национальными артистами театра имени Камала, мне будет чему поучиться: команда яркая, активная, я благодарен Инне Ярковой за возможность встречи с такой командой. Верю, это будет взаимный обмен энергией, надеюсь, между нами случится какая-то особая химия», — сообщил Акриш в беседе с «БИЗНЕС Online».

«Прямо сейчас, например, работаю над постановкой по „Раковому корпусу“ Солженицына в Москве, и мне кажется важным иметь право говорить то, что человек видит и чувствует. В Казани тоже будем работать над непростым историческим материалом, и я надеюсь, что это будет важно и интересно для всех поколений — не только для тех, кто через какие-то трагические события прошел, но и для современной молодежи. Хотя работа будет не политическая, она будет про любовь, — продолжает наш собеседник. — До нынешней  лаборатории мне не приходилось бывать в Казани, но про этот город можно много говорить, ведь история татарского народа уникальна, важно говорить о том, что происходило с народом, я имею в виду, что происходило на самом деле, а не о том, что пишут сейчас в книжках. И это касается России в целом — о болевых точках необходимо говорить, их важно осмыслять. Сама тема лаборатории „АРТ-подготовка“ звучит сильно: про Казань, про то, чем живет город, чем он одержим, что болит. И очень важно, что идеи генерируют сами жители города, ведь именно то, что рождается и выходит изнутри, — это и есть истинное».

Наконец, четвертый эскиз лаборатории будет посвящен казанским поэтам, автор идеи — Анна Русс, режиссер – Артем Устинов, ученик худрука МХТ Сергея Женовача. Стихи прозвучат далеко не в театральном пространстве, а именно во дворе одного из домов, что на улице Пушкина.

Сегодня же стартует off-программа «АРТ-подготовки», которая во многом будет посвящена казанским литераторам. К примеру, можно будет проехаться в «Поэтическом автобусе» с Йолдыз Миннуллиной. Завершит параллельную программу показ в Свияжске оперы Александра Маноцкова «Страшно место». Остается надеяться, что силы природы будут благосклонны к деятелям искусства и погода не испортит лабораторию «Живого города», так ярко подсвечивающую театральную жизнь Казани.

Нажмите, чтобы увеличить