Выручка завода в январе-марте выросла на 3,4% до рекордных 27,3 млрд рублей, но расходы росли куда быстрее, что привело к падению итоговых показателейФото: nabchelny.ru

РЕШИТСЯ ЛИ КАМАЗ НА РЕКОРДНЫЕ ДИВИДЕНДЫ?

Первый квартал для КАМАЗа в последние годы — далеко не самый доходный отрезок. Даже в предыдущем весьма удачном году в январе-марте автогигант заработал только 34 млн рублей из итоговых 3 миллиардов. На сей раз челнинцы не дотянули и до этого результата: за три месяца 2018 года ПАО «КАМАЗ» получило чистый убыток 215 млн рублей, следует из опубликованного на днях бухгалтерского отчета акционерного общества по стандартам РСБУ.

Выручка компании, напротив, выросла на 3,4% до рекордных 27,3 млрд рублей. В то же время пресс-служба КАМАЗа сообщила, что по итогам первого квартала было отгружено 7780 машинокомплектов — на 6,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ). Как видим, стоимостная динамика заметно отстала от натуральной. При этом мы не наблюдаем роста дебиторской задолженности в годовом разрезе. Все это говорит в пользу сценария, когда завод продавал больше продукции, но она была менее рентабельной.

Пока неизвестны итоги намеченного на вторник заседания совета директоров КАМАЗа, который должен был рассматривать исполнение бизнес-плана группы за три месяца и бухгалтерскую отчетность за 2017 год. Но самый интересный пункт повестки — рекомендации по дивидендам. В прошлом году, всего третий раз в истории, концерн выплатил акционерам почти 300 млн рублей, то есть 25% прибыли по РСБУ, которая по итогам 2016-го составила 1,2 млрд рублей. Если на сей раз СД решил действовать по той же схеме, то есть вознаградить гендиректора Сергея Когогина, Рубена Варданяна и других совладельцев, то на это должна быть выделена четверть от 3 млрд рублей, заработанных компанией, — 750 миллионов. В этом случае выплаты станут новым рекордом, до этого он принадлежал 2012 году — тогда на дивиденды отправили полмиллиарда. Лично Когогин при этом, например, получит 52,5 млн рублей на правах одного из владельцев ООО «Автоинвест», которому принадлежит 23,54% капитала КАМАЗа (схему мы ранее подробно рассматривали).

Сергей Когоин Сергей Когогин может получить 52,5 млн рублей дивидендов на правах одного из владельцев ООО «Автоинвест», которому принадлежит 23,54% капитала КАМАЗа / Фото: prav.tatarstan.ru

ОСНОВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ РОСЛИ В 3 РАЗА БЫСТРЕЕ ВЫРУЧКИ

Но вернемся к квартальной отчетности и посмотрим на оборотную сторону медали — издержки. Главные расходные статьи КАМАЗа (сырье, материалы, энергия зарплата основного персонала) увеличились в объеме на 9,7% до 24,8 млрд рублей, то есть они росли почти в три раза быстрее, чем выручка. И это вновь свидетельствует в пользу того, что продажи завода выросли за счет менее рентабельной продукции. Увы, в целом ситуация на рынке могла сложиться не в пользу КАМАЗа: ожившие после жесткой посадки в 2015–2016 годах иностранные конкуренты принялись агрессивно восстанавливать утраченные ранее позиции. Напомним, что по итогам 2017 года тот же тягач Volvo «порвал» камазовский флагман 5490 — по данным агентства «Автостат», шведский грузовик по российским регистрациям обошел челнинскую модель на 450 корпусов.

Итак, валовая прибыль челнинцев просела на 1,3 млрд рублей, или на 35%, до 2,4 млрд рублей. Небольшой отдушиной стало сокращение коммерческих (транспортировка, хранение, сбыт) расходов — минус те же 35% до 812 млн рублей. Тем не менее прибыль от продаж КАМАЗа просто рухнула, упав в 8 раз до 155 млн рублей.

Этим дело не ограничилось. Доходы компании от участия в других организациях обвалились на 97% до символических 4 млн рублей. Процентные поступления сократились на 149 млн до 528 млн рублей, а выплаты, напротив, подросли на 167 млн до 1,21 млрд рублей. К счастью, прочие расходы удалось сократить на 1,18 млрд рублей, или на 56%, до 929 млн рублей, иначе итог был бы гораздо печальнее. К сожалению, составители отчета эти затраты не расшифровывают. Но, как правило, самые весомые суммы в подобных статьях приходятся на курсовые разницы, списания от выбытия основных средств (зданий, сооружений, оборудования), средства, направленные в резерв сомнительных долгов, благотворительность.

Напомним, что в первом полугодии 2017 года КАМАЗ вдруг отразил потерю 224 млн рублей от расторжения договоров лизинга. Еще 221 млн рублей списали на обесценение внеоборотных активов, чего вовсе не наблюдалось годом ранее. Возможно, именно на этих экстренных статьях и удалось сэкономить в текущем году.

НИЗКИЙ СТАРТ, ЧТО ДАЛЬШЕ: ПОДЪЕМ ИЛИ ПРОВАЛ?

В сухом остатке предприятие и зафиксировало чистый убыток 215 млн рублей. Впрочем, такой результат был ожидаем: уже в четвертом квартале 2017-го КАМАЗ ударил по тормозам, заработав всего лишь 40 млн рублей — 1,3% от годовой прибыли. После резкого торможения автоконцерн и вовсе поехал назад, и госпомощь не помогла развернуть вектор движения. Уточним, что в виде различных дотаций — на компенсацию утилизационного сбора, части процентных ставок по кредитам, части коммерческих расходов — КАМАЗ в прошлом году получил 25 млрд при выручке 145,2 млрд рублей. Но тут есть нюанс. «Важной доходной статьей КАМАЗа являются государственные субсидии по отдельным видам продукции. Как правило, именно они позволяют по итогам года свести концы с концами. В отчетности первого квартала, в отличие от годовой отчетности, субсидии не фигурируют», — отмечает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.

В завершение добавим немного позитива. В том же «дивидендном» 2016-м КАМАЗ отвратительно стартовал, получив в первом квартале 2,2 млрд рублей чистого убытка, но в итоге выехал на 1,2 млрд рублей прибыли. Одним из решающих факторов может стать возможное ослабление российской валюты, которое прогнозируют многие эксперты. С одной стороны, слабый рубль ведет к подорожанию иностранных грузовиков и увеличивает отрыв челнинцев от ближайших конкурентов по продажам. Но не стоит забывать, что и многие модели «КАМАЗа» — да хотя бы упомянутый тягач 5490 — в значительной степени комплектуются импортными деталями, так что вырастет и его себестоимость. Наконец, при скачках валютных курсов в экономике резко снижается спрос на тяжелые грузовики: компании замораживают инвестиционные программы, прекращая или уменьшая закупки оборудования, тяжелых грузовиков и т. д. — всего, что окупается лишь на длинной дистанции.

Наши эксперты отметили этот фактор среди тех, которые могут как улучшить, так и ухудшить финансовые показатели КАМАЗа во второй половине 2018 года. При этом руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев проигнорировал вопросы издания, не став комментировать отчетность компании.

Важной доходной статьей КАМАЗа являются государственные субсидии по отдельным видам продукции. Как правило, именно они позволяют по итогам года свести концы с концами / Фото: prav.tatarstan.ru

«ЗА ОСТАВШЕЕСЯ ВРЕМЯ ПОКАЗАТЕЛИ КАМАЗА ДОЛЖНЫ ВЫРОВНЯТЬСЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают перспективы ПАО «КАМАЗ» в 2018 году.

Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»:

— Несмотря на отрицательные финансовые результаты первого квартала, отчет в целом воспринимается нейтрально. Рано судить о реальном положении дел только по первому кварталу, да еще и по данным РСБУ. Лучше было бы дождаться консолидированной отчетности по МСФО. В выручке первого квартала, например, может быть не учтена выручка за еще не проданные автомобили, в то время как себестоимость их производства в отчете уже есть. Этот эффект проявляется, когда объемы производства растут как сейчас. Опережающий рост себестоимости в первом квартале отчасти может быть вызван корпоративными каникулами — оплачиваемым двухнедельным отпуском в январе. Кроме того, КАМАЗ продолжает нести затраты на модернизацию производства. В период январского корпоративного отпуска на автомобильном заводе была проведена масштабная работа по ремонту оборудования. В первом квартале на заводе каркасов кабин для автомобилей поколения К5 шла подготовка к монтажу технологического оборудования. На кузнечном происходила замена оборудования и т. п.

Вместе с тем у предприятия выросла долговая нагрузка. В балансе на 31 марта сумма краткосрочных займов увеличилась за год в 1,5 раза с 16,8 до 25 миллиардов рублей. Естественно, вслед за этим выросла стоимость обслуживания долга: проценты к уплате в отчете выросли по сравнению с первым кварталом 2017 года на 16 процентов до 1,21 миллиарда рублей. Это во многом определило отрицательный чистый результат. Результат первого квартала вряд ли определит собой итоги года. За оставшееся время показатели КАМАЗа должны выровняться.

Роман Ткачук — старший аналитик компании «Альпари»:

— Мы оцениваем отчетность за первый квартал как умеренно негативную. Первый квартал традиционно не лучший для автопроизводителей в связи с пониженным спросом, в дальнейшем эта ситуация должна выправиться. Одна из причин опережающего роста себестоимости — увеличение утилизационного сбора. В перспективе государство должно вернуть КАМАЗу эти деньги в виде компенсации, это выправит его финансовые показатели. Но настораживает их динамика: за 9 месяцев 2017 года КАМАЗ получил прибыль, в четвертом квартале «вышел в ноль» и теперь в первом квартале уже отразил небольшой убыток. КАМАЗу будет сложно выйти на прибыльность, ведь на фоне слабого рубля выросла стоимость импортных комплектующих — американских двигателей Cummins или немецких Daimler, немецких коробок передач ZF и т. д., соответственно, себестоимость еще возрастет, а возможности увеличивать стоимость продукции ограничены. Убыток КАМАЗа может увеличиться.

==table1989==