«Татнефтехиминвест-холдинг» втрое сократил чистую прибыль по итогам 2017 года, объемы производства в нефтегазохимической отрасли оказались в четыре раза ниже запланированных, но 75-летний Рафинат Яруллин сохранил пост гендиректора. Кто получит основные дивиденды, какая из презентаций рассердила Наиля Маганова и почему в республике закрыты малые производства полимерных труб, окон, тары и пластмассовых изделий для строительства, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».
Сверив списки присутствующих, Рустам Минниханов удовлетворенно отметил, что в зале присутствуют акционеры с общим количеством акций более 95%
ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЕ ЯРУЛЛИНА И «АВТОРИТАРИЗМ» МИННИХАНОВА
Сверив списки присутствующих, президент РТ и председатель совета директоров компании Рустам Минниханов удовлетворенно отметил, что в зале присутствуют акционеры с общим количеством акций более 95%, так что ничто не мешало начать понедельничное годовое собрание акционеров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» (ТНХИ-Х). И правда, на своих местах сидели все генералы химической и нефтехимической промышленности «Татарстана»: гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, член совета директоров «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов, гендиректор АО «Связьинвестнефтехим» Валерий Сорокин, гендиректор ТАНЕКО Леонид Алехин, гендиректор ОАО «Холдинговая компания «Татнефтепродукт» Рустам Сабиров, гендиректор ПАО «Казаньоргсинтез» Фарид Минигулов и другие. Можно было заметить также и экс-премьера РТ Ильдара Халикова, который все еще остается в совете директоров ТНХИ-Х. Также было отмечено, что совет директоров за год пополнился представителями минэкологии и «Татэнерго».
Любопытно, что когда позднее переизбирали членов совета директоров, неожиданно выяснилось, что самоотвод взял Владимир Бусыгин, который осенью прошлого года покинул пост председателя совета директоров в «Нижнекамскнефтехиме» и должность замгендиректора в ТАИФе. Это немало удивило Минниханова. Но стоит вспомнить, что на одном из прошлых заседаний холдинга председатель совета директоров сделал ряд колких замечаний в адрес «Михалыча», так что не исключено, что сыграли нервы. В последнее время Бусыгин направил свои силы и знания на бизнес в Нижнекамске, не связанный с ТАИФом. «[Самоотвод] тоже не красит Бусыгина, а что вы мне не сказали?» — переспросил президент Татарстана у генерального директора Рафината Яруллина, но вопрос так и повис в хорошо кондиционируемом воздухе кабминовского зала для совещаний. Глава холдинга лишь пожимал плечами и чему-то виновато улыбался.
Переизбрание Минниханова и Яруллина на их прежние посты в холдинге прошло без сучка и задоринки. Министр промышленности РТ Альберт Каримов предложил переутвердить главу республики председателем совета директоров ТНХИ-Х. «Какие еще будут предложения?» — спросил Минниханов у аудитории. «Поддержать», — послышался женский голос из зала. «Поддержать или подержать?» — пошутил президент РТ, на что присутствующие дружно захлопали. «Это аплодисменты, но все равно проголосуйте через совет директоров, а то потом скажете, что я вас авторитарным режимом заставил», — настоял глава республики на соблюдении регламента. Все руки были подняты за кандидатуру Рустама Нургалиевича. «Спасибо за доверие», — поблагодарил он.
С гендиректором также не вышло сенсации — им вновь был утвержден заслуженный аксакал отрасли 75-летний Яруллин. Не помешало и уголовное дело о мошенничестве в отношении инициатора проекта «Нуран» Роберта Ташкалова, которое, как ни крути, оставило темное пятно на белом мундире главы ТНХИ-Х.
«Рафинат Саматович — активный коллега, очень хорошо работает, предлагаю утвердить его в должности генерального директора. Проголосуем!» — предложил Минниханов, и после дружного одобрения кандидатуры Яруллина зал искупал назначенца в овациях.
Альберт Каримов (справа) предложил переутвердить главу республики председателем совета директоров ТНХИ-Х
«ХОРОШАЯ НОВОСТЬ! ВПЕРВЫЕ!»
По традиции был заслушан бухгалтерский отчет за 2017 год. Главбух ТНХИ-Х Юрий Маринин сообщил, что финансовое состояние общества устойчивое, задолженности по налогам, взносам, зарплате нет. Чистая прибыль в 2017 году составила 542,3 млн рублей. Это втрое меньше, чем год назад, когда ТНХИ-Х отчитался о 1,5 млрд прибыли, но тогда все они были направлены в развитие компании. Тем более неожиданно было услышать предложение Маринина раздать акционерам в виде дивидендов 30% чистой прибыли (162,7 млн рублей), то есть по 387 рублей на одну акцию, и только оставшиеся средства (379,7 млн рублей) пустить на развитие холдинга.
«Хорошая новость! Впервые! — приветствовал новость о дивидендах Минниханов. — Шафагат Фахразович [Тахаутдинов], насколько я помню, 20 лет об этом говорил, и вот свершилось!»
На начало 2018 года 48,97% акций ТНХИ-Х принадлежало АО «Связьинвестнефтехим», 12,49% — «Татнефти», 6,97% — «Нижнекамскнефтехиму», 6,97% — «Казаньоргсинтезу», 6,23% — ООО «Эра» и 4,12% — «Нижнекамскшине». Все вместе они получат порядка 86% дивидендных выплат. Напомним, что в начале апреля удивила рынок «Татнефть», заявив о планах выплатить за 2017 год 75% от прибыли по МСФО — целых 93 млрд рублей, и вот теперь акционеры «Татнефтехиминвест-холдинга» тоже «выходят в кеш», правда, куда более скромный.
Не обошлось без традиционного отчета о состоянии дел в отрасли от самого Рафината Саматовича
«ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА В НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ УВЕЛИЧИЛИСЬ НА 3 ПРОЦЕНТА, ЧТО В ЧЕТЫРЕ РАЗА НИЖЕ ПЛАНА»
Не обошлось без традиционного отчета о состоянии дел в отрасли от самого Рафината Саматовича. «Среди основных мировых трендов отмечается развитие электрического транспорта, газомоторного топлива, водородных топливных элементов. В химической отрасли будет расти интерес к конструкционным и инженерным пластикам, композитным и многофункциональным полимерам с уникальными свойствами. Ожидается активный рост потребления нефти и нефтехимии и замедление в сегменте моторных топлив», — начал он с обзора ситуации на мировых рынках.
Однако в целом развитие нефтегазохимического комплекса республики в 2017 году замедлилось, отметил Яруллин. «Перенесены сроки ввода в эксплуатацию комплекса тяжелых остатков ТАИФ-НК, работы там продолжаются, идет подача газойля, по подаче гудронов вопрос пока не решен», — сообщил он. Приостановлен ряд проектов по производству и переработке химической продукции, в том числе завод «КЗСК-Силикон». «За три года действия программы (развития нефтегазохимического комплекса республики на 2015–2019 годы — прим. ред.) объемы производства в нефтегазохимической отрасли увеличились на 3 процента, что в четыре раза ниже плана», — сокрушался докладчик.
Требует решения проблема поставок каучука для потребностей шинного комплекса — сбои поставок были зафиксированы в апреле. Сложная ситуация у малого и среднего бизнеса, который работает в сфере производства готовой продукции из сырья предприятий холдинга. «Высокие издержки, нехватка финансирования и сложный доступ к рынкам сбыта ограничивает развитие переработки химической продукции. В 2017 году в РТ закрыты производства полимерных труб, тары, упаковки, окон, пластмассовых изделий для строительства. Нужны дополнительные меры под МСБ», — бил во все колокола Яруллин.
В цифровом виде итоги года в отрасли таковы. В республике добыто 35,7 млн тонн нефти, из них 16 млн тонн отправлено на переработку. Произведено 1 млн 700 тыс тонн пластиков, 710 тыс. тонн каучуков, 217 тыс. тонн моющих средств, 14 млн шин. На ТАНЕКО были построены установки изомеризации и гидроочистки нафты, расширены мощности производства каучука СКИ-3 и введено производство формальдегида (на «Нижнекамскнефтехим»), начат выпуск новых гибких упаковочных материалов на «Данафлексе» и нанокомпозитных покрытий (Advenira). ТАИФ-НК закончил реконструкцию цеха локальной очистки промышленных сточных вод. В 2019 году на ТАНЕКО планируется ввод в эксплуатацию опытно-промышленной установки по гидроконверсии тяжелых нефтяных остатков мощностью 50 тыс. тонн гудрона.
«В 2017 году полностью выполнен план поставок нефти, прямогонного бензина и этана, увеличены поставки полиэтилена и полистирола для переработчиков», — зафиксировал глава холдинга.
Говоря о сотрудничестве с наукой, Яруллин отметил, что в 2017 году были разработаны новые растворы для извлечения нефти, в биологической лаборатории получены специальные бактерии, работающие на снижение вязкости нефти. На «Нижнекамскнефтехиме» и «Казаньоргсинтезе» разработаны новые марки полиэтилена для кабельной промышленности, производства пленок и автокомпонентов. Для дорожной отрасли разработаны несколько новых видов полимерно-битумных вяжущих и прочее.
После этого началась уже традиционная работа — по рассмотрению любопытных, по мнению руководства холдинга, проектов, которые можно было бы внедрить в республике.
Наталья Зубрицкая (слева) представила технологические разработки по получению аминов и холинхлориду
«ПОЧЕМУ МЫ ИМЕННО СЮДА СТУЧИМСЯ? СЕГОДНЯ ЭТО НАИБОЛЕЕ УДОБНОЕ МЕСТО, ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ АМИНОВ»
Технологические разработки по получению аминов и холинхлориду представила замгендиректора РНЦ «Прикладная химия» Наталья Зубрицкая. Она считает, что рынок аминов очень перспективен, прогноз роста — 8,3% в год. По ее данным, объем мирового рынка аминов в 2015 году составил $13,4 миллиарда. Однако в России производится весьма ограниченный перечень этих веществ, доля рынка в России — всего 2,4%. «Почему мы именно сюда стучимся? Потому что на сегодня это наиболее удобное место, чтобы развивать промышленность аминов. В республике принята программа развития, малотоннажная химия сформулирована как одна из задач развития, есть сырьевая база и коммуникации, необходимые для развития производства», — объяснила она свое присутствие в зале.
Зубрицкая сообщила, что в ее институте разработаны схемы производства наиболее востребованных на рынке аминов. «По аминам у нас сейчас венчурный фонд прорабатывает возможности производства перекиси водорода и изопропилового спирта», — подтвердил все сказанное Яруллин, заметив, что тема эта действительно весьма перспективная.
Здесь все стали искать главу фонда Айнура Айдельдинова, но его в зале не оказалось, хотя приглашение было отправлено. «Такой занятый, да?» — удивился Минниханов. А уже ближе к концу совещания, когда молодой чиновник все же появился на пороге зала совещаний (мол, занят был, гости), встречен он был недобро. «Это последняя встреча с гостями у тебя, может быть, или с гостями уедешь. Что это такое?» — отчитывал опоздавшего президент РТ.
Но вернемся к докладу. Неожиданно Зубрицкая отошла от «химической» темы и рассказала, что в ее институте завершается создание макетной установки по уничтожению бытовых отходов. «Уничтожение бытовых отходов?» — не поверил услышанному Минниханов. Зубрицкая пояснила, что да, есть такая установка, она сейчас дорабатывается, а в будущем (в случае успеха) подойдет лишь для небольших населенных пунктов. «Принцип работы какой?» — уточнил президент. «Это пиролиз, но в особых условиях. Пока результаты нас обнадеживают», — заинтриговала Зубрицкая и заявила, что если к осени разработка будет завершена, то ее уже можно будет презентовать миру.
«Много разговоров про утилизацию отходов, самое главное, чтобы она неэнергозатратной была», — советовал Рустам Нургалиевич. Видимо, планы по строительству МСЗ под Казанью заставили его глубоко погрузиться в тему утилизации отходов. «Да, и что потом выбрасывается — тоже», — поддержала его Зубрицкая.
Видимо, планы по строительству МСЗ под Казанью заставили президента РТ глубоко погрузиться в тему утилизации отходов
«МЫ СО ВСЕМИ АФЕРИСТАМИ, КОТОРЫЕ ЕСТЬ В РОССИИ, ПООБЩАЛИСЬ»
Ибрагим Паскачев рассказал о своем проекта AIMA, который нацелен на оказание услуг иностранным поставщикам по доступу к закупкам российских заказчиков в нефтегазовой отрасли. Проект запущен на базе электронной торговой площадки «ТЭК-Торг» (100-процентная «дочка» Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи). Паскачев заметил, что 8% биржи принадлежит татарстанской «Татнефти», намекая, что косвенным путем это роднит с республикой и его компанию. «Сложной задачей для всех сторон является доставка и оформление ввозимой и в РФ продукции — таможня, логистика. Для иностранных компаний основной проблемой является сложность российского законодательства и системы закупок. У поставщиков также возникают затруднения с правильным оформлением документации для аккредитации у заказчика и сертификацией продукции в России», — обозначил Паскачев основные проблемы поставок продукции в РФ, с которыми AIMA, судя по всему, помогает справляться.
Рустама Нургалиевича презентация не очень впечатлила. Он резонно заметил, что у Татарстана уже есть своя федеральная торговая площадка — мол, ваша чем лучше? «Вы должны быть лучше, дешевле, оперативнее», — отечески наставлял президент РТ автора AIMA. Минниханов напомнил, что «Татнефть» начинала работать с иностранными компаниями, но сейчас старается максимально размещать заказы на российских заводах. Но у проекта есть шанс заскочить в крупный татарстанский бизнес — например, сейчас строится второй НПЗ «ТАНЕКО», есть новые проекты у «Нижнекамскнефтехима», «Казаньоргсинтеза».
«Мы просто дверь открываем, а как ты туда зайдешь — это от тебя зависит, — предупредил он Паскачева и добавил как бы на всякий случай. — Тут сидят такие волки, они такое прошли! Мы со всеми аферистами, которые есть в России, пообщались, ведь никто не строил нефтеперерабатывающие заводы (в постсоветский период — прим. ред.)».
«ТУТ ТАКАЯ СИТУАЦИЯ: ТЫ ИЛИ БЕРЕМЕННЫЙ ИЛИ НЕ БЕРЕМЕННЫЙ»
Гендиректор компании «Ангара-Сервис» Станислав Бецер предложил доклад с ярким названием «Очистка оборудования без компромиссов». «Почему „Ангара“, это ракета же?» — поинтересовался Минниханов названием компании. «Ангара» — это ракета, а еще это самая чистая река, которая вытекает из Байкала, а мы как раз специализируется на чистоте, на очистке промышленного оборудования», — красиво ответил глава компании. Суть его методики — это очистка промоборудрования без его разборки при помощи перекиси водорода (композиция AlfaPero), которая проникает в поры отложений, дробит и вымывает их.
«Действует быстро, не повреждает оборудование, снижает расходы заказчика и повышает маржу, оборудование работает дольше», — расхваливал Бецер. «Ангара» якобы уже показала себя с лучшей стороны на Московском и Нижегородском НПЗ. Однако сидящий в зале гендиректор «Татнефти» Маганов, как видно, уже попробовал метод на своем предприятии и оказался не в восторге — мол, в результате теплообменник все равно пришлось разбирать и дочищать традиционным методом. «У нас акт есть», — пытался отстоять свое детище Бецер. «Вы услышали мнение заказчика — ну тогда приплясывайте», — довольно жестко осадил его Наиль Ульфатович.
Яруллин попытался поддержать своего гостя замечанием, что на 95% оборудование все же было вычищено. «Тут такая ситуация: или почищен теплообменник — или нет. Ты или беременный или не беременный», — продолжал возмущаться Маганов. «Может, просто денег недоплатили, поэтому только 95 процентов», — разрядил накалившуюся ситуацию Минниханов. Он заметил, что технология все же очень интересная, и рекомендовал повнимательнее к ней присмотреться. «Мы уже знакомы с этой технологией. Где трудноразбираемые или неразбираемые детали — она незаменима», — высказался в поддержку генеральный директор АО «Татэнерго» Раузил Хазиев. Бецер, который, видимо, принял на вооружение совет «приплясывать» перед заказчиком, попросил дать его компании второй шанс.
Фото: president.tatarstan.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.